iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией
      Диссиденты-писатели и диссиденты-священники 1960 - 1970-х годов упрекали Церковь в лице Патриарха Пимена в молчании по поводу фактов гонения на религию в СССР. Но костромской период служения епископа Пимена свидетельствует об обратном, а именно о его бескомпромиссной позиции по отстаиванию интересов Церкви и духовенства. О его дипломатических, организаторских и человеческих достоинствах говорят документы Костромского областного государственного архива. В условиях жесткого контроля идеологических органов будущий Патриарх, будучи лояльным по отношению к государству, занял твердую позицию по ряду принципиальных вопросов, касающихся деятельности духовенства. Его требовательность по отношению к внутренней дисциплине и проповеднической миссии священнослужителей принесла свои плоды: религиозность населения в регионе возросла. Тактика, взятая на вооружение епископом в Костромской епархии, оправдала себя и на общецерковном уровне и создала предпосылки для возрождения Церкви в 1990-е годы. (Материал будет опубликован в майском номере (№5, 2020) "Журнала Московской Патриархии")  
5 мая 2020 г. 11:39
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5–9-е классы средней школы»
Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. PDF-версия.  
31 января 2020 г. 12:00
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59
Культура
Протоиерей Павел Красноцветов
31 августа 2011 г.
версия для печати версия для печати

Протоиерей Павел Красноцветов: Праздник Казанского собора начнется с молебна, а завершится концертом

До начала празднования 200-летия Казанского собора остается совсем немного времени. Торжества в Петербурге — военный парад, концерты и научная конференция — пройдут с 20 по 25 сентября. Но успеют ли реставраторы закончить все работы к юбилею? Будут ли сняты с колоннады к празднику строительные леса? На эти и другие вопросы ЦВ ответил настоятель Казанского собора в Санкт-Петербурге протоиерей Павел Красноцветов.

— Ваше Высокопреподобие, всё ли удалось сделать из запланированного по реставрации собора?

 — Внутреннее убранство храма к празднику готово. Сейчас завершается последний этап реставрации южного придела иконостаса в честь святых Антония и Феодосия.  В ближайшие дни иконостас обретет тот прекрасный облик, который он имел до разорения в 1922 году. Гораздо большее беспокойство вызывает у нас реставрация западного фасада и колоннады с Невского проспекта. Эти работы финансируются государством, средства поступили с большой задержкой, и мы не знаем, успеют ли реставраторы всё закончить к 21 сентября. И тут возникает вопрос, как мы будем праздновать? Ведь на площади перед Казанским собором в специальном голубом шатре, как было в 1911 году, будет выставлена на аналое икона Казанской Божией Матери. Ей будет служиться молебен, потом состоится военный парад (наш собор — храм воинской славы Санкт-Петербурга), затем пройдет праздничный концерт. Мы говорили с реставраторами, и я предупредил их, что если к 18–19 сентября леса останутся, будут большие проблемы.

 — В печати постоянно сравнивают Казанский собор с собором святого Петра в Риме. Насколько правомерно это сравнение?

 — Я считаю, что такое сравнение не правомерно. Посмотрите, наша колоннада примыкает к собору, он открыт к Невскому проспекту, как бы раскрывая свои объятия. А колоннада святого Петра в Риме обнимает площадь перед собором. Она стоит отдельно и не примыкает к нему. В этом разница. Кроме того, если посмотреть на план — схему собора святого Петра, то видно, что это четырехстолпный, однокупольный храм, имеющий в своем основании квадрат. А у нашего храма в основании крест. Он больше похож на Парижский дом инвалидов. Когда Павел I был в Париже, ему понравился дом инвалидов и в своем поручении Строганову император указал, что его можно взять за примерный образец.

 — Вы стояли у истоков возрождения приходской жизни в соборе. Как это происходило?

— Когда меня назначили в 1996 году настоятелем, западный неф весь был занят музеем. Служить разрешалось только в воскресенье с 9 до 11, чтобы не мешать экскурсиям. Иконостаса не было. Алтарь был открыт. Прихожан было человек сорок. Когда я первый раз стал служить в воскресенье, я попросил клириков заблаговременно вынимать частицы, так как я привык, что в Князь-Владимирском соборе нужно было вынуть их около 1500, и мы вынимали долго. Мне отвечали: «Так тут нечего вынимать, несколько человек всего». Но митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, когда меня благословлял сюда, сказал, что тут должен быть настоящий приход и настоящий храм. Поэтому перед директором музея я извинился, но стал служить так, как положено по уставу.

Сегодня в воскресенье у нас 100–150 причастников, а прихожан до 2000 человек, это постоянные прихожане, а в пост бывает до 700 причастников. Приезжает множество паломников из разных стран, чтобы поклониться Казанской иконе Божией Матери. Каждую среду здесь служится акафист чудотворному образу. Еще одна из наших святынь — копия Туринской плащаницы на материи. Ее нам подарил Святейший Патриарх Кирилл, который служил Литургию в Казанском соборе в 2009 году.

 — Имея за плечами 50 лет пастырской практики не только в России, но и за рубежом, что можно сказать о служении в этом архитектурном шедевре русского зодчества?

— Для меня служение в соборе связано с Казанской иконой Божией Матери. Это моя духовная и семейная реликвия. Мы венчались с супругой 21 июля 1955 года, и Божия Матерь этой иконой благословила на брак. Когда митрополит Владимир предложил мне стать настоятелем собора, я сначала колебался. Мне казалось, что такой объем работы (храм был заброшенный, поруганный, без иконостаса, без утвари церковной) мне не по силам. Но потом, помолившись перед Казанской иконой, я согласился. Принял это как послушание и в надежде, что Господь простит мне какие-то грехи, если я восстановлю этот храм.

— Почему возвращение собора верующим затянулось почти на восемь лет?

 — Нужно учитывать, что с объявлением демократии в головах чиновников ничего не изменилось. Им было непонятно, как взять и вернуть собор Церкви? Министерство культуры восстало: что такое? Безобразие! В то же время у них в душе был хаос и беспокойство и они все-таки готовы были к каким-то компромиссам. Поэтому игумену Сергию (Кузьмину), бывшему тогда настоятелем собора, удалось в 1992 году вернуть из Русского музея три иконы-картины: «Взятие Божией Матери на небо» К.Брюллова, «Покров Божией Матери» Ф.Бруни и «Введение Девы Марии во храм» П.Басина.

А в 1997 году мы получили письмо директора Русского музея В.А. Гусева с требованием возвратить эти картины обратно в Русский музей. Я ответил, что они написаны для Казанского собора и будут пребывать здесь. После моей просьбы мы договорились о «временном хранении» икон-картин в Казанском соборе. А потом мне удалось договориться с министром культуры Александром Соколовым, чтобы такое «временное хранение» продлевалось каждые пять лет.

 В том же 1997 году мы попытались вернуть в собор остальные, изъятые Русским музеем иконы. Но нам отказали, сославшись на то, что нет постановления правительства о передаче имущества Церкви, хранящегося в музеях. Нам помогла Петербургская академия художеств. Списки с икон сделали студенты, это были их дипломные работы, которые потом передали в собор. А мы оплатили молодым людям краски и материалы.

 — В чем сегодня, на ваш взгляд, заключаются проблемы воцерковления современной молодежи?

— Проблема в их религиозной необразованности. Они приходят в храм Божий, не имея никакого представления ни о вере, ни о Боге. Это молодые люди, которые воспитывались в атеистической среде, а некоторые и в семьях коммунистов. И мы сейчас даем им основы православия. Примерно так, как маленьким детям говорили, как молиться, как креститься и что Боженька добрый. Такой доступный язык им нужен.

Мы должны подходить к этим людям с особым тщанием, вниманием, стараться их воспитать, привлечь к вере, показать им красоту богослужения.

С одной стороны, есть те, кто прислушивается и задумывается, читает православные газеты и журналы (при соборе выходит своя газета). А есть такие, кто всё отрицает: «А зачем нам это? Какой Бог? А кто доказал, что Он есть?»

У нас есть воскресная школа для взрослых, которой руководит иерей Михаил Шастин. Мы с ним сейчас разрабатываем концепцию, как нам донести до тех, кто стремится к духовной жизни, азы веры. В ее основу будут положены выступления Святейшего Патриарха Кирилла. Потому что там имеются ответы на многие современные вопросы, которые изложены очень доходчиво и аргументированно.

 Кроме того, в нашем экскурсионном бюро все экскурсоводы образованные, верующие люди, владеющие несколькими языками. Они каждую экскурсию начинают с краткого ликбеза о вере в Бога, поклонении Ему, прославлении Его имени, о строительстве и благоукрашении храма и т.д. Все экскурсии для групп обычно проводят наши экскурсоводы. Возрастной состав посетителей самый разный — к нам приезжают целыми семьями. Мы экскурсию строим так, чтобы и детям, и взрослым было интересно. И верующим, и неверующим. Думаю, всё это принесет свои духовные плоды.  

31 августа 2011 г.
Ключевые слова: святыни, реставрация
Также читайте:
Церковь и общество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00