iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
На войне как на войне
Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции  на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Аналитика
Пермская община глухих и слабослышащих. Фото perm.bezformata.ru
ЖМП № 8 август 2016 /  18 августа 2016 г. 11:20
версия для печати версия для печати

«Бог», «рождение», «девушка»

 

В канун международного Дня глухих, 27 сентября в 2007 году в Перми состоялась первая Божественная литургия на языке жестов. В тот день богослужение переводила сурдопереводчик с 40-летним стажем Татьяна Старикова. Именно она стала проводником слабослышащих людей Перми в мир веры.

Становление

Поначалу богослужения с сурдопереводом в монастырском соборе проходили раз в месяц. После них новоначальные слабослышащие собирались за чаем, где делились своими радостями и трудностями, задавали вопросы священнику. Практически с первых дней пермяков с нарушением слуха опекает насельник Свято-Троицкого Стефанова мужского монастыря иеромонах Алексий (Точилкин). Он общается со слабослышащими прихожанами через сурдопереводчика, но его пастырского внимания и заботы хватает на всех.

Уже через год Божественная литургия стала совершаться каждое воскресенье. В общину пришли молодые девушки из православного молодежного движения Перми. Они сказали, что готовы выучить язык жестов и помогать старшему сурдопереводчику в переводе богослужения. Всё больше инвалидов по слуху стали узнавать о богослужении с сурдопереводом в Троицком соборе. Одни приходили в церковь, радуясь, что наконец-то богослужение стало доступно для слабослышащих людей, другие — ради любопытства, третьи искали общения и утешения. Постепенно новички становились прихожанами и начинали активно участвовать в жизни общины. Одна из слабослышащих молодых девушек даже поступила на учебу на иконописное отделение Пермской духовной семинарии.

Осенью 2008 года при монастыре появилась воскресная школа для людей с нарушением слуха. Сейчас здесь преподают Новый и Ветхий Завет, литургику, катехизис. В силу психологических особенностей слабослышащих прихожан уроки сопровождаются большим количеством наглядных материалов. Преподаванием в школе занимается профессиональный педагог с высшим богословским образованием. Эти занятия помогают слабослышащим прихожанам не только изучать теоретический материал, но и использовать полученные знания на практике в приходской жизни. Во время богослужения члены общины совместно молятся на языке жестов: произносят «Символ веры» и молитву Господню, а также самостоятельно переводят евангельское чтение дня и фрагмент апостольских посланий.

Изобретая словарь

За последние два десятка лет в России издано несколько пособий по сурдопереводу Божественной литургии, однако единая система перевода богослужения на язык жестов до сих пор отсутствует. Это объясняется тем, что в некоторых отдельных регионах присутствуют слова-жесты, которые употребляются только в границах данного региона (жестовый диалект). Поэтому унифицировать отдельные жесты для общецерковного употребления очень сложно. Еще одна проблема сурдоперевода богослужения — отсутствие в русском жестовом языке (РЖЯ) библейско-богословских богослужебных терминов. Например, слово «Богородица» представляет собой последовательное соединение жестов «Бог», «рождение» и «девушка». Но три этих жеста хотя бы присутствуют в РЖЯ! А таких слов, как «престол», «херувим», «антиминс» и т.п., там просто нет. Соответствующие жесты приходится буквально изобретать исходя из опыта сурдопереводчика, степени его понимания литургического термина и психологической интенции жеста.

Работа по унифицированию жестов, используемых в сурдопереводе православного богослужения, очень трудоемка, сложна и требует участия множества специалистов: литургистов, теологов, филологов, сурдопереводчиков. Нельзя проводить ее и без участия самих слабослышащих прихожан, которым сурдоперевод Божественной литургии должен быть понятен и приемлем в первую очередь.

Театр мимики и жеста

Трижды в год — к празднованию Пасхи, Рождества Христова и ко дню рождения общины — слабослышащие прихожане с помощью профессионального режиссера готовят спектакль. Актерского мастерства им не занимать, ведь неспособный общаться словами человек многое передает мимикой. Театральное мастерство слабослышащих актеров отмечают как многочисленные зрители, которые с большим удовольствием присутствуют на спектаклях, так и пермские режиссеры.

Со спектаклями пермская община выступает не только в монастырском актовом зале. По благословению митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия театрализованные представления на языке жестов проходят в учебных заведениях города, неоднократно слабослышащие актеры выступали в Пермском детском доме-интернате для слабослышащих детей. А два года назад участница православного театра слабослышащих Нелли Симонова стала лауреатом II Всероссийского фестиваля художественного творчества ветеранов, в котором приняли участие представители 42 региональных отделений Всероссийского общества глухих.

Община не остается в стороне и от социальной деятельности. При монастыре действует кружок рукоделия для лишенных дара слуха и речи людей. Поделки, изготовленные умелыми руками прихожан, обмениваются на добровольные пожертвования во время епархиальных социальных акций по сбору средств на лечение детей. Кроме того, члены общины регулярно оказывают помощь одному из пермских социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних. Помогая таким образом людям в трудных жизненных ситуациях, слабослышащие прихожане не только начинают осознавать, что их собственное физическое ограничение не препятствует их духовному и душевному развитию, но и, что важно, на деле реализуют заповедь Божию о любви к ближним.

18 августа 2016 г. 11:20
Ключевые слова: социальное служение
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00