iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Отнесенность к главному
Протопресвитер Александр Шмеман (1921–1983) — выдающийся пастырь, мыслитель, педагог и проповедник, ­автор научно-богословских сочинений и эссеистской прозы, много сделавший для Православной Церкви в Америке. Осмысление его богословского и литургического наследия, ставшего важной частью церковной науки XX века, особенно актуально в связи со столетием со дня рождения пастыря, которое приходится на этот год. Фундаментальные богословские труды протопресвитера Александра были посвящены главным образом вопросам церковной истории, постижению истоков и сокровенного смысла православного богослужения и церковных таинств. О том, что сам профессор считал главным в своем богословии, о значении его идей для современной богословской науки рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. PDF-версия.
9 декабря 2021 г. 15:00
И среди лета запели Пасху
Незадолго до своей кончины в беседе с Николаем Мотовиловым иеромонах Серафим говорил, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. И сестрам этого монастыря открыл: его мощи будут почивать у них в обители. Те удивлялись: «Батюшка, да нешто саровские нам тебя отдадут?» В ответ он вручил им огарок свечи: «Вот с этой свечкой вы и будете встречать меня в Дивееве». И предсказал, что, когда это произойдет, в монастыре среди лета запоют Пасху. Все так и случилось.  Тридцать лет прошло с тех пор, как в конце июля 1991 года из Москвы прибыл в возрождающийся Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь всероссийский крестный ход со святыми мощами, удивительным образом обретенными в запасниках Государственного музея истории религии и атеизма, находившегося в стенах Казанского собора Ленинграда. И грянуло над Дивеевом многоголосное «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Мощи преподобного Серафима встречали с «той самой» свечой. Ее, как и другие личные вещи батюшки, сохранили пожилые дивеевские монахини, вернувшиеся из ссылок и лагерей. PDF-версия.
4 августа 2021 г. 14:00
Александр Благословенный, Вятка и старец Федор Кузьмич
Ровно 220 лет назад, в ночь с 23 на 24 марта (н.ст.) 1801 года, в результате последнего в российской истории дворцового переворота на престол восшел 23-летний сын Павла I Александр I. Приближающийся двухвековой юбилей перехода в жизнь вечную этого монарха поднял интерес к его персоне, на период царствования которой пришлось несколько ключевых событий в жизни нашей страны. Оживилось и обсуждение популярной версии  мистификации  смерти самодержца, якобы организованной им самим для того, чтобы, удалившись от дел, тихо завершить свой век в скромных  молитвенных трудах. Меж тем всего за год до своей кончины в Таганроге Александр I совершил большое путешествие по России, в ходе которого посетил Вятку. Церковный историк и архивист из Вятской митрополии вспоминает об этом событии  в жизни губернского города и анализирует некоторые его особенности, могущие пролить свет на сопутствующие последним годам жизни Александра Благословенного загадки.
23 марта 2021 г. 15:00
Аналитика
Крестный ход с мощами святителя Луки вокруг Свято-Троицкого кафедрального собора. 11 июня 1997 года. Фото Александра Кадникова.
ЖМП № 3 март 2021 /  5 апреля 2021 г. 17:00
версия для печати версия для печати

Врачеватель душ и тел

ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА НАЗАД В СИМФЕРОПОЛЕ БЫЛИ ОБРЕТЕНЫ МОЩИ СВЯТИТЕЛЯ КРЫМСКОГО ЛУКИ

Случилось это в ночь с 17 на 18 марта на Крестопоклонной седмице Великого поста, и вот уже 25 лет мощи небесного заступника Крымской земли пребывают в соборном храме Троицкого женского монастыря в столице полуострова. Тогда, впрочем, церковь на Одесской улице в центре города была приходским храмом, хотя и в ранге кафедрального собора. PDF-верия.

После извлечения останков святителя из захо­ронения на Первом гражданском кладбище Симферополя раку с мощами поместили в левом Константино-Еленинском приделе Троицкого собора. С тех пор сюда буквально не зарастает народная тропа. В этом году местоположение раки немного изменилось. В Севастопольском благочинии освящен новый храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены, престол с антиминсом и иконостас перенесли туда. Мощи же угодника Божия теперь почивают на месте алтаря бывшего придела.

Поздним утром обычного буднего дня в соборе тихо, в высокие окна пробивается рассеянный свет зимнего сумрака. Впрочем, у раки с мощами святителя Луки все время люди. Очереди нет, но череда желающих приложиться ко святым мощам не прерывается. «Карантинные ограничения на передвижения и массовые мероприятия, конечно, снизили поток паломников, но не сильно, — говорит старший священник Троицкого монастыря протоиерей Павел Морозенко. — Только на днях в течение суток прибыли несколько групп на автобусах. А вообще на пике паломнического сезона очередь к мощам иногда выходит за святые ­врата».

По словам отца Павла, в последнее время паломников здесь стало больше. Если прежде из России прилетали в основном на самолетах (причем популярны были однодневные визиты), после сооружения Крымского моста у монастыря стали парковаться автобусы с ростовскими, кубанскими, московскими номерами. «На своих же автомобилях приезжают и из Сургута, и с Дальнего Востока, — продолжает собеседник. — Украинцев на границе пропускают свободно, для них препятствий нет. Бывают группы паломников из США, Австралии, недавно заходил католический пастор из Западной Европы».

Рядом, на монастырской территории, открыт музей святителя Луки, где бережно собирают и систематизируют случаи его чудотворений. «Сколько их в точности, сказать не можем, но собраны уже тома свидетельств, — рассказывает гид Людмила Белеско. — Недавно начали новую книгу — за 2021 год. В последнее время регистрируем множество сообщений о прямом участии святителя Луки в операциях: люди видят, как он подает инструменты ­хирургу, а иногда и явным образом присутствует в операционной и дает советы врачам». Вот одна из ­записанных историй.

Двадцать лет назад десятилетний ­пианист Назар Стадниченко из Североморска гостил у бабушки в Феодосии. Во время отдыха с ребенком произошла настоящая трагедия: хлопнувшая дверь обрубила первые фаланги третьего и четвертого (среднего и безы­мянного) пальцев на левой руке. Дверной замок полностью размозжил кости. Казалось, следовало смириться с тем, что Назар больше не подойдет к инструменту. Но оставалась боль — физическая и душевная, требовалось время для заживления ран. Свои молитвы мать мальчика обратила к святителю Луке. Ребенка возили к мощам, к больной руке прикладывали иконку с частицей гроба святителя, помазывали пальцы освященным маслом. И кость начала расти, появился ноготь. На протяжении трех недель пальцы восстановились полностью! Меньше чем через год на фортепианном конкурсе «Североморские затеи» мальчик занял второе место. Мать Назара поехала в Симферополь и заказала благодарственный молебен у мощей святителя Луки. Она привезла копии диплома и медицинских документов, фотографию, на которой ее сын держит чудотворную иконку святого врача совершенно здоровой рукой. Сегодня эти материалы хранятся в музее. Рядом — благодарность католического священника из Франции, полностью исцелившегося от серьезной травмы в результате несчастного случая. Есть в числе прочих и свидетельство о чудесном исцелении греческого мальчика, которому небесная помощь святителя помогла без операции избавиться от опухоли, сдавившей горло и не позволявшей само­стоятельно дышать.

Зарубежные известность и почитание святителя Луки начались именно с Греции. В 1990-е годы, когда святой был прославлен как местночтимый, по Крыму паломничал возглавлявший Преображенский монастырь (Сагмата) архимандрит Нектарий (Антонопулос). Услышав историю архиепископа Луки (Войно-Ясенец­кого), отец Нектарий заинтересовался его личностью и много сил уделил обработке сведений о прижизненных и посмертных чудесах святителя. Известна пословица «расскажи что эллину — разнесет по всему белу свету», и тут она как нельзя лучше оправдалась! Теперь уже митрополит Арголидский, владыка Нектарий — автор нескольких книг, посвященных святителю Луке, после издания которых храмы во имя этого угодника Божия стали освящаться не только в Греции, но и в Сербии, и в Румынии... А до недавнего времени на день памяти святителя Луки, 11 июня, вспоминает отец Павел, из Греции прилетали целые чартеры с паломниками.

В полдень в соборе начинается богослужение — акафист нараспев перед мощами святителя Луки. Поют не церковные певчие и не монастырский хор, а простые молящиеся, которых к этому моменту набирается достаточно. «Приход у нас большой, имеющий предысторию еще с советских десятилетий, когда этот храм был одним из двух открытых в Симферополе. Только я знаю несколько тысяч симферопольцев — наших прихожан, — говорит старший священник. — Но, конечно, все мы осознаем: верующий люд приходит молиться в наш монастырь к главной святыне — к владыке Луке». Что же касается насельниц, их тут немного — дюжина, в основном горожанки-крымчанки. Они трудятся в золотошвейной мастерской и на подворье в Симферопольском районе, встречают паломников. И конечно, молятся своему небесному заступнику — святителю Крымскому Луке...

 

Также читайте на нашем сайте интервью с митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем и епископом Ялтинским Нестором.

5 апреля 2021 г. 17:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00