iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мы нашли Мессию!
Катехизация — дело не просто важное и полезное. Она есть смыслообразующее начало Церкви. Доказательство тому — само Евангелие. Что открывается перед нами при его чтении, как не первый цикл катехизации, где Христос — Катехизатор, а Его ученики — катехумены, то есть оглашаемые? Это только потом Он сделает их апостолами, то есть глашатаями Его Благой Вести для всего остального мира: Идите, научите… (Мф. 28, 19). Теперь Его ученики сами должны были стать катехизаторами и учить все народы, чтобы в Церковь могли войти все желающие. Как «учить народы» сегодня, почему катехизация должна быть длительной, зачем готовящихся к крещению выводить из притвора и для чего в оглашении обязательно должен участвовать весь приход, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге протоиерей Александр Сорокин. PDF-версия.
13 сентября 2021 г.
Если Христос снисходит в ад — нисходи с Ним и ты
Великая Суббота — один из наиболее значимых дней Страстной седмицы. В большинстве случаев в православном храме в этот день большую часть пришедших на Литургию будет интересовать один-единственный вопрос: когда же священник освятит пасхальные угощения? Даже среди постоянных прихожан есть те, кто, несмотря на все разъяснения, продолжают воспринимать Великую Субботу как день ожидания наступления грандиозного пасхального торжества или как некую передышку между Великой Пятницей и Светлым Христовым Воскресением. Какое место занимает Великая Суббота в сотериологическом замысле Божием, правильно ли считать ее неким днем бездействия и что на самом деле означает Божественный покой, о котором говорят нам богослужебные песнопения накануне Пасхи, рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. PDF-версия.
22 апреля 2022 г. 13:00
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00
Аналитика
Ленинградская духовная академия, 1970-74гг.
ЖМП № 5 май 2012 /  25 июня 2012 г. 14:50
версия для печати версия для печати

Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Михаил (Мудьюгин): Сущность духовной жизни

Мы не обращаем внимания на воздух, без которого не можем жить, и размышляем о нем, когда его нам не хватает. Есть в духовном мире человека явление, которое столь же необходимо для духовной жизни, как воздух — для физической. Это любовь.

 Речь идет, конечно, о всякой человеческой любви, отнюдь не только половой, хотя и о ней тоже.Нередко нам кажется, что любви настоящей, бескорыстной в человеческом обществе совсем или почти совсем нет, но это только потому, что как мы воздух замечаем только тогда, когда задыхаемся, так и о любви вспоминаем, когда оказываемся в условиях враждебности или равнодушия.

Мы живем в атмосфере любви многообразной — родительской, детской, юношеской (или девичьей), супружеской, дружеской, товарищеской — всякой. Даже мимолетная жалость к страдающему, безотчетное, почти инстинктивное стремление поднять упавшего старика, перевести через дорогу слепого, погладить по голове ребенка, всё это и многое другое — проявление любви, в одних случаях кратковременной и не очень глубокой, в других — захватывающей душу, нередко целожизненной; наконец "нет большей любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15, 13).

И тут приходят на память где-то когда-то услышанные или прочитанные, но стопроцентно достоверные, бывшие и бывающие случаи спасения играющего на рельсах ребенка чуть ли не из-под колес накатывающегося поезда, случаи гибели при попытке спасти людей из горящего дома — много таких случаев!

Достоевский писал о ценности слезы на щеках обиженного, забитого ребенка, но разве не большей ценностью обладает рука, эту слезу любовно отирающая, будь то рука матери, сестры, тем более первого встречного, то есть совершенно чужого?Когда говоришь о любви, а особенно когда ее переживаешь сам или ощущаешь ее реальность в другом, трудно заключать свои мысли в рамки психологического суждения, трудно найти для этого поистине Божественного переживания слова, позволяющие дать любви сколько-нибудь правдивое, точное определение.

И все-таки попытаемся "объять необъятное", определить то, что выходит за любые пределы: любовь есть не что иное, как стремление к близости, соединенное с активным доброжелательством.В самом деле, трудно назвать любовью мое желание добра человеку, даже готовность всем для него пожертвовать, но только при условии, если он не будет показываться мне на глаза, а еще лучше (для большей надежности), если будет держаться на расстоянии не ближе сотни-другой километров.

Еще меньше основания называть любовью стремление к близости с тем, чье благо нам безразлично; с особенной яркостью это можно усмотреть в сфере половых отношений. Хотя в расхожей терминологии нашего времени любовью сплошь и рядом называют примитивное, не превышающее часто животного уровня биологическое влечение, однако самое элементарное самонаблюдение выявляет эгоистическую природу этого чувства, которое резко ослабляется, а чаще и совсем исчезает с достижением физиологического удовлетворения.

Нельзя также считать любовью удовлетворение, удовольствие или радость от всякого иного, в частности родственного, дружеского или товарищеского общения, если оно не включает заботу о взаимности этих позитивных переживаний или о благополучии человека независимо от личного к нему отношения.Человеческая любовь может быть разделенной и, следовательно, счастливой, гармоничной, а может быть неразделенной, как принято считать, несчастной, но последняя ее квалификация имеет условный характер: чем меньше в любви эгоизма, чем больше в ней бескорыстной заботы о благе любимого, тем устойчивее радость ее переживания, тем меньше на нее влияет ответная реакция любимого существа.

В приведенном выше упоминании о доброжелательстве как о существенном и обязательном элементе настоящей любви большую роль играет указание, что доброжелательство должно быть активным, то есть выражаться в действии, проявляться на деле. "Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "Идите с миром грейтесь и питайтесь, но не даст им потребного для тела: что пользы?"(Иак. 2, 15–16) Так писал апостол Иаков в своем послании. Ему вторит другой апостол: "Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною" (1 Ин. 3, 18). Заповеди о любви были возвещены уже за тридцать столетий до Рождества Христова, но только Христос извлек их из множества обрядовых, санитарно-гигиенических и юридических предписаний Моисеева закона, указав на них, на основу и на суть всего, что было дано Богом в Его откровении: Христос сказал, что в них "весь Закон и Пророки" (Мф. 22, 40).

Когда говорят о любви, обычно имеют в виду межчеловеческие отношения. Именно их имел в виду и Христос, когда говорил: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13, 35), но как на самое великое, самое спасительное и самое счастливое переживание и состояние души Христос указывал на любовь к Богу: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим" (Мф. 22, 37). Именно этой, известной уже через Моисея (Втор. 11, 5) заповеди Христос придал новое, полное, всеобъемлющее звучание, доминирующее над всем многообразием человеческих побуждений, устремлений и действий. Основанием и побуждением любви к Богу как к источнику добра и правды является Его любовь к людям, открывшаяся в приходе в мир Сына Божия Иисуса Христа: "Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас" (1 Ин. 4, 19). И доказывать, что любовь, составляющая сущность христианской веры, является высшим благом, так же излишне, как доказывать, что солнце дает свет и тепло, что цветок красив, что радость лучше, чем горе. Но это безоговорочное превосходство любви, которую апостол Павел назвал "совокупностью совершенства" (Кол. 3, 14), обусловлено ее Божественным происхождением, ибо Сам Бог, непостижимый, превосходящий всякое человеческое разумение (Флп. 4, 7), открывается нам как беспредельная, вечная, всемогущая, спасающая любовь.

"Бог есть любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем" (1 Ин. 4, 16).

См. также: Свидетель эпохи исповедников веры. К столетию со дня рождения архиепископа Михаила (Мудьюгина)

 

архиепископ Вологодский и Великоустюжский Михаил (Мудьюгин)
25 июня 2012 г. 14:50
Ключевые слова: проповедь
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Наследники древней Алании
Северная Осетия — вершина айсберга индоевропейской цивилизации на Кавказе, уходящего в глубины океана истории. Храмы и святилища, наскальные крепости и сторожевые башни, руины древних городов и родовые склепы в горах и ущельях, завораживающих своей красотой, — все это зримые следы исчезнувшей страны, имя которой Алания. По церковному преданию, христианство аланам проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, в сонме мучеников раннего Средневековья сияют имена аланских святых. В XVIII веке после присоединения к России православная вера стала связующей нитью двух народов. Сегодня потомки древних алан строят храмы, служат ближнему, занимаясь социальной работой, сохраняют память о пострадавших за веру и ратуют за богослужение на осетинском языке, в чем видят источник духовного просвещения своего народа. PDF-версия.
20 сентября 2022 г. 16:00