iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
В единстве с Русской Православной Церковью
Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы. PDF-версия.
4 июля 2022 г. 15:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Аналитика
Троицкий собор, Никоновский придел и Серапионова палатка с южной стороны. Фото 1939 года.
ЖМП № 4 апрель 2021 /  14 мая 2021 г. 17:00
версия для печати версия для печати

Как открывали Лавру

ТРИ ЧЕТВЕРТИ ВЕКА НАЗАД В ХРАМАХ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ ВОЗОБНОВИЛИСЬ БОГОСЛУЖЕНИЯ

В январе 1918 года согласно декрету «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» все монастыри в России юридически объявлялись трудовыми артелями. Лавра не стала исключением. А 10 ноября 1919 года решением исполкома Сергиевского уезда она прекратила свое существование в качестве действующего монастыря. PDF-версия.

Братию выселили из келий. Кто-то остался служить в «малой Лавре» — на Пятницком подворье. Другие находились в ссылке, последний наместник архимандрит Кронид (Любимов; † 1937) был расстрелян на Бутовском полигоне и захоронен там же в безвестной могиле. Но преподобный Сергий «не забыл убогих своих до конца», и 20 апреля 1920 года вышло постановление Совета Народных Комиссаров «Об обращении в музей историко-художест­венных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». Это решение было единственно правильным для спасения древней обители, ведь в то время подвергались ликвидации и полному уничтожению многие монастыри и храмы. 

Спустя почти четверть века Патриарх Алексий I начинает борьбу за возобновление монашеской жизни в святом для каждого русского человека месте. В августе 1945 года он обращается в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР с просьбой о передаче Троице-Сергиевой лавры в церковное ведение. 4 сентября 1945 года последовало решение: Московской Патриархии передавались Успенский собор, серебряная рака с мощами преподобного Сергия и здание Московской духовной академии. 25 сентября Первосвятитель утверждает в должности первого лаврского наместника архимандрита Гурия (Егорова). Отец Гурий неоднократно сталкивался с трудностями во взаимоотношениях с администрацией Загорского музея. И лишь 15 апреля 1946 года Пат­риархия приняла от музея-заповедника в бессрочное бесплатное пользование находящийся в городе Загорске «каменный Успенский собор XVI века с предметами культа». Докладывая заместителю председателя Совета министров ­СССР Клименту Ворошилову, председатель Совета по делам Русской Православной Церкви Карпов писал об этом: «Открытие собора в Лавре явилось большим событием в жизни Русской Православной Церкви. <…> Оно вызвало также многочисленные отклики за границей. Ряд иностранных газет расценивали открытие Успенского собора в Лавре как весьма положительный акт со стороны Советского Правительства. Большой интерес к Лавре проявляют представители иностранных посольств в Москве, которые являются довольно частыми посетителями Лавры».

Также читайте на нашем сайте: иеромонах Пафнутий (Фокин). "Первая Пасха после четвертьвекового забвения";

Протопресвитер Владимир Диваков. "Поехали, Лавру открывают"

Валентин Серпенинов
14 мая 2021 г. 17:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Наследники древней Алании
Северная Осетия — вершина айсберга индоевропейской цивилизации на Кавказе, уходящего в глубины океана истории. Храмы и святилища, наскальные крепости и сторожевые башни, руины древних городов и родовые склепы в горах и ущельях, завораживающих своей красотой, — все это зримые следы исчезнувшей страны, имя которой Алания. По церковному преданию, христианство аланам проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, в сонме мучеников раннего Средневековья сияют имена аланских святых. В XVIII веке после присоединения к России православная вера стала связующей нитью двух народов. Сегодня потомки древних алан строят храмы, служат ближнему, занимаясь социальной работой, сохраняют память о пострадавших за веру и ратуют за богослужение на осетинском языке, в чем видят источник духовного просвещения своего народа. PDF-версия.
20 сентября 2022 г. 16:00