iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Аналитика
Протоиерей Владимир Воробьев. Фото священника Игоря Палкина.
ЖМП № 4 апрель 2021 /  5 мая 2021 г. 17:00
версия для печати версия для печати

Человек Церкви: протоиерей Владимир Воробьев

Протоиерей Владимир Воробьев стоит на этом снимке с фотографиями своего деда, в память о котором он был назван при крещении. Протоиерей Владимир Николаевич Воробьев (старший) был настоятелем храма святителя Николая в Плотниках на Арбате, членом епархиального совета при Патриархе Тихоне, благочинным Дорогомиловского сорока. В музее, посвященном памяти новомучеников и исповедников Российских, открытом в стенах Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Лиховом переулке, имеется красивое деревянное пасхальное яйцо, подаренное протоиерею Владимиру святым Патриархом Тихоном. PDF-версия.

Дед отца Владимира первый раз был арестован в 1924 году, затем в 1930-м осужден и заключен на десять лет в Свирлаг, но оттуда по состоянию здоровья через два с половиной года отправлен в ссылку в город Спасск на Волге ниже Казани. В 1938 году он был снова арестован и заключен в местную тюрьму, где в 1940 году скончался от сердечного приступа. Бабушка рассказывала, что похоронили дедушку в общей могиле. Позже город был затоплен Куйбышевским водохранилищем, и только когда уровень воды понижается, показывается островок, где был Спасск, тюрьма и кладбище.

Протоиерей Владимир Воробьев, внук, родился через год после смерти своего деда, воспитывался в церковной семье и с детства чувствовал, что должен стать священником, как его дедушка. 

«Ближайшим храмом к нашему дому в Москве было Иерусалимское подворье, — вспоминает отец Владимир. — Мама привела меня в семь лет на первую исповедь к старенькому настоятелю, отцу Александру Скворцову, который знал моего деда, так как служил в его благочинии. Он сразу ввел меня в алтарь и там поисповедовал. Потом я узнал, что отец Александр был в то время духовником московского духовенства. Выводя меня из алтаря к маме, он сказал ей: “Он будет священником”. Это сбылось не скоро — в 38 лет. До этого я окончил физический факультет МГУ, потом защищал диссертацию и стал кандидатом физико-математических наук, работал в Вычислительном центре Академии ­наук». 

Духовник отца Владимира, протоиерей Всеволод Шпиллер, сказал своим ученикам в 1983 году, незадолго до своей смерти: «Скоро советская власть рухнет, и в храмы хлынет молодежь. А кто ее будет встречать? Встречать ее у нас некому...»

 Маленькое духовное братство молодых священников — Владимир Воробьев, Александр Салтыков, Аркадий Шатов, Дмитрий Смирнов, Валентин Асмус — вместе с Н. Е. Емельяновым и А. Б. Ефимовым созданные ими Катехизаторские курсы, ректором которых был избран отец Глеб Каледа, вскоре преобразовали в новое учебное заведение — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, где богословское образование стали получать не только будущие священнослужители, но и миряне. 

Через тринадцать лет главным зданием и символом университета стал Московский епархиальный дом в Лиховом переулке, построенный в начале ХХ века как центр религиозного просвещения народа и вскоре ставший местом, где разворачивались самые яркие, святые и одновременно трагические события истории Русской Церкви. Здесь проходил Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 годов, на котором было восстановлено патриаршество и Мос­ковский митрополит Тихон был избран Патриархом Московским и всея России, Великия, Белыя и Малыя.

 Отсюда, из Соборной палаты, вышло на свой подвиг великое воинство новых мучеников и исповедников Церкви Русской, через 80 лет прославленных в лике святых. 

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет во главе со своим ректором, протоиереем Владимиром Воробьевым, преодолевая немалые трудности, вернул Церкви принадлежавший ей до революции Московский епархиальный дом, с помощью добрых людей воссоздал его из руин и в кипучую университетскую жизнь встроил научный отдел Новейшей истории Русской Православной Церкви, ставший мировым центром по изучению подвига и наследия новомучеников и исповедников ХХ века, а также музей их незабвенной памяти. 

5 мая 2021 г. 17:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Подрясник как форма проповеди
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
6 августа 2022 г. 19:00