iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Отнесенность к главному
Протопресвитер Александр Шмеман (1921–1983) — выдающийся пастырь, мыслитель, педагог и проповедник, ­автор научно-богословских сочинений и эссеистской прозы, много сделавший для Православной Церкви в Америке. Осмысление его богословского и литургического наследия, ставшего важной частью церковной науки XX века, особенно актуально в связи со столетием со дня рождения пастыря, которое приходится на этот год. Фундаментальные богословские труды протопресвитера Александра были посвящены главным образом вопросам церковной истории, постижению истоков и сокровенного смысла православного богослужения и церковных таинств. О том, что сам профессор считал главным в своем богословии, о значении его идей для современной богословской науки рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. PDF-версия.
9 декабря 2021 г. 15:00
И среди лета запели Пасху
Незадолго до своей кончины в беседе с Николаем Мотовиловым иеромонах Серафим говорил, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. И сестрам этого монастыря открыл: его мощи будут почивать у них в обители. Те удивлялись: «Батюшка, да нешто саровские нам тебя отдадут?» В ответ он вручил им огарок свечи: «Вот с этой свечкой вы и будете встречать меня в Дивееве». И предсказал, что, когда это произойдет, в монастыре среди лета запоют Пасху. Все так и случилось.  Тридцать лет прошло с тех пор, как в конце июля 1991 года из Москвы прибыл в возрождающийся Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь всероссийский крестный ход со святыми мощами, удивительным образом обретенными в запасниках Государственного музея истории религии и атеизма, находившегося в стенах Казанского собора Ленинграда. И грянуло над Дивеевом многоголосное «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Мощи преподобного Серафима встречали с «той самой» свечой. Ее, как и другие личные вещи батюшки, сохранили пожилые дивеевские монахини, вернувшиеся из ссылок и лагерей. PDF-версия.
4 августа 2021 г. 14:00
Александр Благословенный, Вятка и старец Федор Кузьмич
Ровно 220 лет назад, в ночь с 23 на 24 марта (н.ст.) 1801 года, в результате последнего в российской истории дворцового переворота на престол восшел 23-летний сын Павла I Александр I. Приближающийся двухвековой юбилей перехода в жизнь вечную этого монарха поднял интерес к его персоне, на период царствования которой пришлось несколько ключевых событий в жизни нашей страны. Оживилось и обсуждение популярной версии  мистификации  смерти самодержца, якобы организованной им самим для того, чтобы, удалившись от дел, тихо завершить свой век в скромных  молитвенных трудах. Меж тем всего за год до своей кончины в Таганроге Александр I совершил большое путешествие по России, в ходе которого посетил Вятку. Церковный историк и архивист из Вятской митрополии вспоминает об этом событии  в жизни губернского города и анализирует некоторые его особенности, могущие пролить свет на сопутствующие последним годам жизни Александра Благословенного загадки.
23 марта 2021 г. 15:00
Аналитика
Протоиерей Владимир Воробьев. Фото священника Игоря Палкина.
ЖМП № 4 апрель 2021 /  5 мая 2021 г. 17:00
версия для печати версия для печати

Человек Церкви: протоиерей Владимир Воробьев

Протоиерей Владимир Воробьев стоит на этом снимке с фотографиями своего деда, в память о котором он был назван при крещении. Протоиерей Владимир Николаевич Воробьев (старший) был настоятелем храма святителя Николая в Плотниках на Арбате, членом епархиального совета при Патриархе Тихоне, благочинным Дорогомиловского сорока. В музее, посвященном памяти новомучеников и исповедников Российских, открытом в стенах Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Лиховом переулке, имеется красивое деревянное пасхальное яйцо, подаренное протоиерею Владимиру святым Патриархом Тихоном. PDF-версия.

Дед отца Владимира первый раз был арестован в 1924 году, затем в 1930-м осужден и заключен на десять лет в Свирлаг, но оттуда по состоянию здоровья через два с половиной года отправлен в ссылку в город Спасск на Волге ниже Казани. В 1938 году он был снова арестован и заключен в местную тюрьму, где в 1940 году скончался от сердечного приступа. Бабушка рассказывала, что похоронили дедушку в общей могиле. Позже город был затоплен Куйбышевским водохранилищем, и только когда уровень воды понижается, показывается островок, где был Спасск, тюрьма и кладбище.

Протоиерей Владимир Воробьев, внук, родился через год после смерти своего деда, воспитывался в церковной семье и с детства чувствовал, что должен стать священником, как его дедушка. 

«Ближайшим храмом к нашему дому в Москве было Иерусалимское подворье, — вспоминает отец Владимир. — Мама привела меня в семь лет на первую исповедь к старенькому настоятелю, отцу Александру Скворцову, который знал моего деда, так как служил в его благочинии. Он сразу ввел меня в алтарь и там поисповедовал. Потом я узнал, что отец Александр был в то время духовником московского духовенства. Выводя меня из алтаря к маме, он сказал ей: “Он будет священником”. Это сбылось не скоро — в 38 лет. До этого я окончил физический факультет МГУ, потом защищал диссертацию и стал кандидатом физико-математических наук, работал в Вычислительном центре Академии ­наук». 

Духовник отца Владимира, протоиерей Всеволод Шпиллер, сказал своим ученикам в 1983 году, незадолго до своей смерти: «Скоро советская власть рухнет, и в храмы хлынет молодежь. А кто ее будет встречать? Встречать ее у нас некому...»

 Маленькое духовное братство молодых священников — Владимир Воробьев, Александр Салтыков, Аркадий Шатов, Дмитрий Смирнов, Валентин Асмус — вместе с Н. Е. Емельяновым и А. Б. Ефимовым созданные ими Катехизаторские курсы, ректором которых был избран отец Глеб Каледа, вскоре преобразовали в новое учебное заведение — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, где богословское образование стали получать не только будущие священнослужители, но и миряне. 

Через тринадцать лет главным зданием и символом университета стал Московский епархиальный дом в Лиховом переулке, построенный в начале ХХ века как центр религиозного просвещения народа и вскоре ставший местом, где разворачивались самые яркие, святые и одновременно трагические события истории Русской Церкви. Здесь проходил Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 годов, на котором было восстановлено патриаршество и Мос­ковский митрополит Тихон был избран Патриархом Московским и всея России, Великия, Белыя и Малыя.

 Отсюда, из Соборной палаты, вышло на свой подвиг великое воинство новых мучеников и исповедников Церкви Русской, через 80 лет прославленных в лике святых. 

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет во главе со своим ректором, протоиереем Владимиром Воробьевым, преодолевая немалые трудности, вернул Церкви принадлежавший ей до революции Московский епархиальный дом, с помощью добрых людей воссоздал его из руин и в кипучую университетскую жизнь встроил научный отдел Новейшей истории Русской Православной Церкви, ставший мировым центром по изучению подвига и наследия новомучеников и исповедников ХХ века, а также музей их незабвенной памяти. 

5 мая 2021 г. 17:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00