«Исследуйте Писания» Патриаршая программа изучения Библии действует в Русской Церкви уже два года. За это время Синодальным отделом религиозного образования и катехизации совместно с Синодальной библейско-богословской комиссией создан портал «Исследуйте Писания», для которого разработано несколько онлайн-курсов. Программа предназначена для поддержки приходских специалистов, организующих изучение Библии на приходах. Заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации (СОРОиК) насельник Николо-Угрешского монастыря игумен Иоанн (Рубин) рассказал нашему изданию о том, какие онлайн-курсы доступны уже сегодня, каковы перспективы этого направления работы отдела, а главное, что дает человеку изучение Библии. PDF-версия.
4 апреля 2024 г. 16:00
Евангельские группы сегодня: опыт епархий На первый взгляд занятия евангельских групп выглядят одинаково. Есть ведущий и слушатели, перед началом занятия все молятся, а потом кто-то один или все по очереди читают фрагмент Писания и слушают толкования святых отцов с последующим обсуждением. Единственное внешнее различие — ведущий, который может быть либо священником, либо мирянином. Еще двадцать лет назад в православном сообществе шла дискуссия: можно ли доверить обязанности ведущего мирянину, или им может быть только священник? Спорщиков примирила большая загруженность духовенства и система подготовки церковных специалистов в сфере образования. В чем же особенности и различия библейских групп (кружков)? На эти и другие вопросы нам ответили руководители евангельских групп из разных епархий. PDF-версия.
3 апреля 2024 г. 16:00
От Холмогор до Колы тридцать три Николы
Одним из приоритетных направлений миссионерских поездок студентов и преподавателей Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, которые начались в 1990-х годах, стала Нарьян-Марская епархия Архангельской митрополии. Клирики университетского храма святителя Николая в Кузнецах ежегодно отправляются в экспедицию в эти места. О свидетельствах настоящей веры, о том, в чем специфика проповеди на Русском Севере и какие подходы используют современные миссионеры, «Журналу Московской Патриархии» рассказали протоиерей Андрей Близнюк и иерей Филипп Ильяшенко. PDF-версия.
10 мая 2023 г. 14:00
Наши Церкви и наши народы прошли много испытаний Предстоятель Ассирийской Церкви Востока Святейший Католикос-Патриарх Мар Ава III возглавляет эту древнюю кафедру всего два года и уже дважды посетил Россию. В ноябре 2023 года Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал указ о награждении Католикоса «за большой вклад в сохранение и развитие духовных и культурных традиций, укрепление мира и согласия между народами» государственной наградой России — орденом Дружбы. О тесных связях русского и ассирийского народов, диалоге Русской Православной Церкви и Ассирийской Церкви Востока и целях своего служения Святейший Мар Ава рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
9 апреля 2024 г. 14:00
«Небесные пещеры»: духовное значение пещерных монастырей в истории православного монашества Пещерные храмовые комплексы известны с IV века и встречаются почти на всей территории православного мира. Это уникальные памятники природно-культурного ландшафта и неотъемлемая часть литургического наследия Православия. С чем было связано их появление? Каковы корни этого духовного опыта и необходимые условия для создания пещерного монастыря? Об этом уникальном явлении рассказывает Петр Юрьевич Малков, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. PDF-версия.
14 марта 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25) В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Имейте добрую память Восьмого сентября 1943 года в Москве состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором ее Предстоятелем был избран Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский). Со дня этого события прошло 80 лет, время совсем краткое с точки зрения вечности и в то же время исключительно судьбоносное и насыщенное событиями в религиозной жизни православного народа нашего Отечества. PDF-версия.
21 октября 2023 г. 13:00
Молитвами первых преподобных: делегация монашествующих Русской Православной Церкви посетила святыни Египта Ровно 55 лет назад, 25 июля 1968 года, делегация Русской Православной Церкви во главе с архиепископом Минским и Белорусским Антонием (Мельниковым) приняла участие в торжествах Коптской Церкви в честь 1900-летия мученической кончины апостола и евангелиста Марка и освящения кафедрального собора святого Марка в Каире. Святейший Патриарх Алексий I в послании Патриарху Коптскому Кириллу VI тогда отметил: «Мы уповаем на упрочение взаимосвязей между нашими Церквами в будущем». Слова Святейшего оказались пророческими: с того времени отношения Русской и Коптской Церквей успешно развиваются. PDF-версия.
24 июля 2023 г. 16:00
Митрополит Абрахам МАР СТЕФАНОС: «Мы во многом единодушны» Делегация Маланкарской Церкви, принявшая участие в заседании Рабочей группы по координации двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Маланкарской Церковью, посетила Россию 24-27 апреля 2023 года. По итогам заседания был принят Меморандум, касающийся дальнейшего развития основных направлений двустороннего сотрудничества. О том, как проходит диалог двух Церквей, какие стратегические задачи удается решать, как живут христиане в Индии и почему русская святая XX века блаженная Матрона Московская нашла отклик в индийской душе, митрополит Абрахам Мар Стефанос, глава епархии Великобритании, Европы и Африки Маланкарской Церкви, рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
23 июня 2023 г. 15:00
Понять русскую душу через молитву В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.
18 мая 2023 г. 14:00
|
22 марта 2011 г.
Патриаршие приходы в США. Современное состояние10 апреля 2010 года исполнилось 40 лет со дня подписания Святейшим Патриархом Алексием I Томоса об автокефалии Православной Церкви в Америке. Одним из этапов подготовки этого решения стало упразднение Экзархата Русской Православной Церкви Северной и Южной Америки и создание на его основе Патриарших приходов в Соединенных Штатах и Канаде. В 1987 году эти административно-церковные изменения завершились разделением управления в этих двух странах и назначением в каждую из них викарных архиереев Московской епархии. К началу XX века Русская Православная Церковь была единственной из Поместных Церквей, обладавшей в Соединенных Штатах организованной и разветвленной системой епархиальной жизни. Накануне 1917 года здесь служили пять епископов и 309 священников и диаконов. В состав 27-ми церковных округов входили 461 церковь и часовня. Зарегистрировано было 100 тысяч прихожан, но фактическое их число превышало 300 тысяч, а вместе с верующими Сирийско-Арабской, Сербской и Албанской миссий — 600 тысяч. После трагических событий 1917 года финансовое обеспечение жизнедеятельности епархиальных структур и приходов, ранее в значительной мере обеспечивавшееся путем ассигнований из государственного бюджета Российской империи, полностью легло на плечи православного духовенства и мирян США. В письме из Одессы епископу Алеутскому и Северо-Американскому Александру (Немоловскому) митрополит Платон (Рождественский), занимавший эту кафедру до него, писал, что в России на русское духовенство в США «смотрят как на рать людей, обреченных на голодную смерть». (Позднее митрополит Платон снова вернется в Америку, чтобы возглавить церковное движение, на основе которого впоследствии сформируется Православная Церковь в Америке.) Острая нехватка средств и общеполитические процессы, повлекшие за собой ослабление административного контроля, стали причиной обособления приходов. К 1933 году, когда в Америку — с титулом архиепископа Алеутского и Североамериканского и в звании экзарха — был назначен Вениамин (Федченков), лишь считанные единицы храмов сохранили верность Московскому Патриархату. В экзархат входило 50 храмов — максимум, достигнутый за всё время его существования. Русская Православная Церковь и Американская митрополия многократно возвращались к переговорам о нормализации канонического статуса последней. Консенсус был достигнут к 1970 году, когда переговорный процесс увенчался дарованием автокефалии Православной Церкви в Америке (ПЦА). Согласно подписанным документам, приходы Экзархата получили возможность выбора своей дальнейшей юрисдикционной принадлежности. По итогам проведенного опроса 43 храма выразили желание остаться под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Признание Северной Америки канонической территорией ПЦА выразилось, в частности, в том, что Русская Православная Церковь теряла возможность основывать новые храмы, а возможности для дальнейшего самоопределения Патриарших приходов были сохранены. На протяжении 40 лет их количество сократилось до 32-х, однако это сокращение происходило по большей части вследствие упразднения приходов, а не их перехода в полном составе в другую юрисдикцию. В связи с этим возникает вопрос о влиянии демографической ситуации на количество и территориальное расположение Патриарших приходов в США. С одной стороны, динамика церковной жизни за четыре десятилетия доказала их жизнеспособность. В настоящее время большая часть храмов вполне стабильна как с духовно-приходской, так и с финансово-административной точек зрения. С другой стороны, одной из специфических характеристик православной церковной жизни в Америке является то, что на протяжении XIX и XX веков приходы, при общем значительном числе православных, основывались в местах их компактного проживания, обусловленного наличием рабочих мест и тех или иных бытовых выгод, доступных для иммигрантов. Со временем эти факторы менялись, менялось и расселение потенциальных прихожан православных храмов. Если в начале XX века около 30% населения центрального района Нью-Йорка, Манхеттена, были выходцами из традиционно православных стран, то к концу первого десятилетия XXI века во всем городе русскоязычное население составляет не более 8%. Ассимиляция иммигрантских семей и смешанные браки также накладывают свой отпечаток на численность и состав приходов. В 1990-х годах, с началом новой интенсивной волны иммиграции, приходские общины храмов Московского Патриархата в США значительно пополнились. В то же время встал вопрос о необходимости выработки соглашений с Православной Церковью Америки, для того чтобы сделать возможным окормление православных верующих в тех населенных пунктах, где возникли значительные русскоязычные общины. Общей чертой православных верующих всех национальностей является тяготение к литургическим и культурным традициям своей исторической родины. Это осложняет интеграцию русскоязычных верующих в состав прихожан нерусскоязычных православных юрисдикций. Как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «существует настоятельная нужда улучшить духовное попечение о том огромном количестве православных из России и стран СНГ, которые переехали в Америку недавно и не мыслят себя ни в какой другой Церкви, кроме Русской». Вопрос о пастырском окормлении этих людей в условиях изменившихся с 1970 года демографической и внутрицерковной ситуаций продолжает быть предметом изучения. В настоящее время в состав Патриарших приходов в США входит 32 храма и 1 монастырь. Для общин, как правило, характерно официальное членство и, как и в случае со многими другими православными юрисдикциями, известный конгрегационализм. В ряде случаев полнотой административной власти на приходе обладает приходской совет, оставляя за священником попечение преимущественно лишь о литургической части жизни храма. Такое разделение обязанностей, чем-то напоминающее ситуацию, в которой жила Русская Православная Церковь на родине в советский период, во многом является последствием того тяжелого положения, в котором находились приходы большую часть XX века. Попытки проведения в жизнь настоятелями и иерархией той или иной церковно-канонической и финансовой политики в ряде случаев приводили к утрате храмовых зданий, строившихся и содержавшихся на средства самих прихожан. Разделение полномочий и сфер ответственности часто находит свое отражение в уставах отдельных храмов, а также в Уставе Патриарших приходов в США в целом, отдельные пункты которого противоречат Уставу Русской Православной Церкви, особенно в отношении прав управляющего приходами епископа и настоятелей церквей. Однако согласование этих документов — дело многотрудное и кропотливое, требующее терпения и глубокого знания местной специфики. По состоянию на начало 2010 года в клире Патриарших приходов в США числятся 38 штатных и 12 заштатных священников, 11 диаконов (заштатных 3) и 4 мантийных монаха. Большая часть храмов — одноклировые, священники получают умеренное жалование от прихода, который, как правило, предоставляет им также жилье и медицинскую страховку. В некоторых храмах, однако, приходы не могут содержать священника, которому в этом случае приходится иметь светскую работу. Часть церквей живут по новому календарному стилю, за редким исключением почти все совершают богослужения на английском языке. За последнее десятилетие значительно обновился и помолодел кадровый состав Патриарших приходов. Но вопрос формирования клира остается крайне острым. Традиционно кандидаты для хиротонии и назначения на тот или иной приход подбираются из числа верующих самих Патриарших приходов; только в два храма назначения осуществляются из Москвы. Возраст, богословская и светская академическая подготовка, церковный опыт потенциальных и настоящих клириков зачастую ставит перед Патриаршими приходами сложные и трудноразрешимые задачи. Священнослужители старшего поколения нуждаются в подготовке смены для себя. Кандидатами же, как правило, являются люди среднего возраста. Восполнение их литургического опыта и приобретение богословского образования часто ставит кандидатов перед необходимостью временно оставить работу и семью, что не всегда представляется возможным. Кроме того, от кандидатов требуется знание английского языка и местных условий жизни, что еще больше усложняет решение кадровых вопросов.
*** Церковным и административным центром Московского Патриархата в США является Свято-Николаевский Патриарший собор Нью-Йорка, построенный под руководством священномученика Александра Хотовицкого и освященный в 1902 году святителем Тихоном (Белавиным). На сегодняшний день собор — самый крупный храм не только среди Патриарших приходов, но, по всей вероятности, и среди всех русских церквей Америки. На Пасху и другие большие праздники собор привлекает до пяти-семи тысяч верующих. По соглашению с полицейским управлением, в Пасхальную ночь перекрываются близлежащие по периметру храма улицы, по которым проходит крестный ход. Аналогичным образом перекрываются улицы и в Светлую субботу, когда по установившейся в последние несколько лет традиции в Свято-Николаевский собор съезжается для служения Божественной литургии патриаршее духовенство со всех Соединенных Штатов. После объединения с Русской Православной Церковью Зарубежом ее клирики также принимают участие в богослужении, крестном ходе и приеме, который дает в честь Пасхальных торжеств Генеральное консульство Российской Федерации в Нью-Йорке. В остальное время года собор также полон. Несколько раз в неделю совершаются богослужения, за которыми поют архиерейский и любительский хоры. При храме действует библиотека, с прихожанами проводятся беседы на темы духовной жизни. В 2008 году в одном из помещений открылся музей собора; в 2010-м — комната для занятий детской воскресной школы. При храме располагаются рабочие кабинеты Представительства Московского Патриархата в США и Представительства Всемирного русского народного собора при ООН. Благодаря деятельности обеих организаций Патриаршие приходы в США, несмотря на свою относительно небольшую численность, играют значительную роль в жизни православия на американском континенте, а также в жизни православной диаспоры, формулируя и реализуя позицию Московского Патриархата по насущным темам церковной и общественной жизни. Одним из свидетельств растущего влияния Русской Церкви является предоставление в 2005 году Всемирному русскому народному собору специального консультативного статуса при ООН, другим — включение в 2008 году управляющего Патриаршими приходами епископа в число членов Постоянной конференции канонических православных епископов Америки (SCOBA) — организации, до недавнего времени курировавшей межюрисдикционный диалог Православных Церквей США. В 2010 году, в соответствии с решениями IV всеправославного предсоборного совещания в Шамбези (Швейцария, 7–13 июня 2009 года), SCOBA была упразднена, а на ее основе возникла Епископская ассамблея Северной и Центральной Америки. Целью этой новой организации заявлено попечение о проявлении единства православия и развитии совместной деятельности представителей различных православных церковных юрисдикций, действующих на территории региона, в -сфере пастырского окормления верующих, миссионерской работы, развития богословского образования и православного свидетельства перед лицом инославия. Вице-президентом Ассамблеи, возглавляемой главой греческой Константинопольской архиепископии в Америке архиепископом Димитрием, является архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан, с 2010 года управляющий Патриаршими приходами в США. Вторым по значению храмом Патриарших приходов в США является Свято-Николаевский собор в Сан-Франциско. Настоятели собора приложили много усилий для выработки плодотворного диалога с российскими дипломатическими представительствами на западном побережье Соединенных Штатов, с представителями Русской Православной Церкви Зарубежом и Поместных Православных Церквей. В первом поселении русских в этой части Америки, крепости-музее Форт-Росс, под руководством клириков Патриарших приходов ежегодно проводятся богослужения и торжественные мероприятия. В составе Патриарших приходов имеется одна монашеская обитель — монастырь во имя преподобной Марии Египетской. Небольшая группа послушников и мирян под духовным руководством настоятеля, архимандрита Иоакима (Парра), вошла в состав приходов в 2001 году из РПЦЗ. С течением времени обитель окрепла и выросла. Небольшое здание с домовым храмом в центре Нью-Йорка, в котором располагался монастырь, с недавнего времени перестало вмещать желающих присоединиться к общине, что стало одной из причин приобретения братией обширной территории в уединенной местности в трех часах езды от города. В настоящее время в состав монашеской общины входят десять насельников. На приобретенной территории ведутся обширные работы по возведению монашеских келий и гостиничного корпуса, церкви, хозяйственных помещений.
*** Свершившееся в 2007 году воссоединение Русской Православной Церкви Зарубежом с Московским Патриархатом благотворно сказалось на жизни и Патриарших приходов в США. Наглядной иллюстрацией того, насколько тесно зачастую переплетаются жизнь и интересы этих приходов и храмов РПЦЗ, является то, что сам административный центр Зарубежной Церкви с 1950-х годов находился всего лишь в нескольких минутах ходьбы от резиденции управляющего Патриаршими приходами в США епископа. Уже до объединения встречи и контакты представителей двух ветвей Русской Церкви стали регулярными. После объединения архиереи и клирики вновь единой Церкви регулярно совершают совместные богослужения, обмениваются визитами, принимают участие в подготовке и проведении рабочих и торжественных мероприятий.
22 марта 2011 г.
HTML-код для сайта или блога:
|
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений. В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.
15 апреля 2024 г. 17:00
Протодиакон Владимир Ганаба 24.07.1934–26.11.2023 26 ноября 2023 года на 90-м году жизни отошел ко Господу клирик Троицкого кафедрального собора города Подольска протодиакон Владимир Ганаба.
11 апреля 2024 г. 16:10
Схиархимандрит Варсонофий (Радута) 01.09.1938 – 08.01.2024 8 января 2024 года на 86-м году жизни преставился ко Господу старейший клирик Оренбургской епархии схиархимандрит Варсонофий (Радута).
11 апреля 2024 г. 16:00
|