iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
На войне как на войне
Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции  на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
В мире
31 августа 2012 г. 15:30
версия для печати версия для печати

Коммюнике встречи церковных лидеров Сирии в Алеппо

"Мы, представители религиозных организаций Алеппо, встретились при чрезвычайных обстоятельствах в Сирийской православной епархии, в пятницу 24 августа 2012 года, для обсуждения развивающегося  в Сирии политического кризиса, а также его беспрецедентных последствий, которые уже затронули всю страну, всех жителей Сирии и особенно горожан Алеппо, ставших свидетелями и жертвами разворачивающихся событий.

Из истории известно, что христиане жили на территории Сирии с древних времен — они  являются коренной, неотъемлемой частью населения страны*. Христиане вместе со всеми сирийцами боролись за достойную жизнь на суверенной, свободной и независимой родине.

По мнению христианской церкви, наличие множества мнений - то, что может лишь только укреплять и обогащать многообразную культуру Сирии. Христиане отстаивали свободу совести, свободу вероисповедания, и мечтали жить в любви  с остальными, опираясь на ценности демократии и социальной справедливости. Они считали, что их страна является защитницей этих ценностей вне зависимости от  вероисповедания, конфессиональной принадлежности и гражданства.

Несмотря на обстоятельства и количество сторонников, лидеры церквей, также как и в прошлом, не жалеют никаких усилий в попытках (совместно со всеми противниками кровопролития в стране и по всему миру) вывести Сирию из порочного круга насилия и анархии, подрывающих национальное единство, и восстановить мир, закон, и правопорядок, и безопасность. Лидеры выступают за реформы, открытость, социальную справедливость и мир.

В настоящее время они отдельно подчеркивают нечеловеческие условия, в которых оказались их сограждане в результате непрекращающегося насилия и призывают гуманитарные и благотворительные организации в соседних  странах и в дальнем зарубежье вмешаться в ситуацию и облегчить страдания сирийского народа.

В 2003 году сирийский народ гостеприимно принял у себя иракских беженцев, вынужденных покинуть родину из-за волны насилия. В настоящий момент сирийцы столкнулись с подобной трагедией и нуждаются в гуманитарной помощи.

Мы заключили:

1) Мы будем рады приветствовать его святейшество Папу Бенедикта XVI в Ливане в сентябре 2012 года. Мы просим его повторить послесоборный папский призыв специального собрания  ближневосточного Синода епископов под лозунгом «Общение и свидетельство», который прошел в Ватикане в октябре 2010.

2) Мы отказываемся от всех вариантов эмиграции в ответ на кризис на Ближнем Востоке и решительно осуждаем тех, кто призывает христиан покинуть страну.

3) Мы отвергаем все виды религиозного экстремизма и радикализма, а также все угрозы и запугивания, направленные на наших сограждан все зависимости от религии и убеждений. Мы также против  вооружения церкви под любым предлогом.

4) Мы считаем всех заключенных текущего конфликта узниками совести и призываем к их безопасному содержанию под стражей. Уважайте их достоинство в соответствии с ценностями и морально-этическими догмами, которым учит ваша религия. Мы также отвергаем и порицаем все акты насилия и похищения людей под любым предлогом.

5) Мы призываем всех людей с чистой совестью удерживаться от любого проявления насилия относительно человеческой личности. Мы также призываем к реформам и восстановлению права, порядка, мира и справедливости.

6) Мы вновь свидетельствуем о нашем убеждении и верим, что путь к достижению справедливости, миру и восстановлению нашей Родины, лежит через любовь, объединение и принятие других. Это может быть достигнуто только с помощью конструктивного и содержательного диалога между всеми воюющими сторонами нашей страны.

7) Мы убеждаем всех сторонников мира и гуманитарные организации принять серьезные попытки к обеспечению всеми возможными средствами гуманитарной и медицинской помощи тех невинных сирийцев, которые попали в порочный круг насилия, сильно пострадали в результате нынешнего конфликта и вынуждены были покинуть свое жилье. В настоящее время они страдают в беспрецедентных жарких летних температурах и, по-видимому, им предстоит вынести/выдержать суровые зимние условия.

Пусть Господь Мира даст мир вам в любых условиях и в во всем мире.

Пусть Бог благословит и защитит вас всех.

*Христианские церкви Сирии и их лидеры: справка

Город Алеппо, в котором было составлено коммюнике, считается в Сирии самым христианским: каждый десятый житель здесь  - христианин. Как и везде на Ближнем Востоке, христиане Алеппо (почти 120 000 человек) проживают компактно, занимая кварталы и улицы.

Вообще же в Сирии христиане составляют в настоящее время около 10% населения (а 86 %  — это мусульмане, из которых 82 % — сунниты, остальные — алавиты и исмаилиты, а также шииты, число которых с 2003 постоянно возрастает из-за потока беженцев из Ирака).

Основная церковь — Восточная православная. Около половины христиан являются сирийскими православными; присутствуют также значительные общины Армянской апостольской и Русской православной церквей. Другая половина относит себя к грекокатоликам, яковитам, сиро-католикам, армяно-католикам, маронитам, протестантам.  

Подробнее о сирийских христианах: Сирия на взводе (в статье, написанной для Polit.ru, Алексей Муравьев обращает внимание на то, что "процесс, который мы привыкли называть «арабской весной», грозит погибелью большому культурному феномену, христианскому Востоку, который множеством связей и нитей держит там последние полтора века слабое равновесие"). Христианство в Сирии (статья Википедии). Сирийские христиане (статья на InoSmi - перевод публикации "La Vanguardia", Испания). Сирия: христиане в нерешительности (еще одна статья на InoSmi - перевод из "Le Huffington Post", Франция). Патриарх Сирийской Католической Церкви: христиане в Сирии чувствуют себя брошенными западным миром

Автор очерка "Христиане Сирии - братья по вере" упоминает об особенностях правового и гражданского статуса сирийских христиан. "Формально сирийцы - христиане и мусульмане - равны в своих социальных экономических правах. Но главой государства по конституции может быть только мусульманин. Признаются браки, заключенные мусульманином и христианкой. Однако, до сих сириец-христианин не может вступить в брак с сирийкой-мусульманкой. В области образования также заметно неравенство. (...) В христианских школах ученики в обязательном порядке изучают исламскую культуру и историю. Однако ни слова не говорится о христианстве в стенах учебных заведений, куда ходят мусульмане".

31 августа 2012 г. 15:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00