iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией
      Диссиденты-писатели и диссиденты-священники 1960 - 1970-х годов упрекали Церковь в лице Патриарха Пимена в молчании по поводу фактов гонения на религию в СССР. Но костромской период служения епископа Пимена свидетельствует об обратном, а именно о его бескомпромиссной позиции по отстаиванию интересов Церкви и духовенства. О его дипломатических, организаторских и человеческих достоинствах говорят документы Костромского областного государственного архива. В условиях жесткого контроля идеологических органов будущий Патриарх, будучи лояльным по отношению к государству, занял твердую позицию по ряду принципиальных вопросов, касающихся деятельности духовенства. Его требовательность по отношению к внутренней дисциплине и проповеднической миссии священнослужителей принесла свои плоды: религиозность населения в регионе возросла. Тактика, взятая на вооружение епископом в Костромской епархии, оправдала себя и на общецерковном уровне и создала предпосылки для возрождения Церкви в 1990-е годы. (Материал будет опубликован в майском номере (№5, 2020) "Журнала Московской Патриархии")  
5 мая 2020 г. 11:39
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5–9-е классы средней школы»
Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. PDF-версия.  
31 января 2020 г. 12:00
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59
Общество
Занятия по катехизации слабослышащих в Клину
ЖМП № 8 август 2016 /  17 августа 2016 г. 10:50
версия для печати версия для печати

Голос веры в мире тишины

Как правило, воцерковление людей с нарушениями слуха представляет собой комплексный процесс, рассчитанный на несколько лет. И нередко священнослужители не знают, как правильно выстроить катехизаторскую работу с такими прихожанами. Своим опытом создания общины глухих и слабослышащих делится Дмитрий Балашов, катехизатор воскресной школы храма во имя Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, в городе Клину.

Казалось бы, что раздумывать: найди переводчика жестового языка и собери неслышащих на богослужение. Конечно, они придут, но что будут ожидать от участия в богослужении? Возможно, одним захочется удовлетворить любознательность, а другим — решить житейские проблемы.

Чего боятся слабослышащие?

Как показали исследования, проведенные по поручению Общественной палаты РФ студенческим коллективом МГУ им. М.В. Ломоносова под руководством ассистента кафедры социальной психологии кандидата психологических наук Александра Рикеля, глухие и слабослышащие люди — интересный пример замкнутого, но при этом готового к переменам в своей жизни и занимающего активную жизненную позицию сообщества1. В составленном по итогам исследования аналитическом отчете отмечается: эти люди излишне боятся окружающих, их нетерпимости, агрессии и непонимания. Замкнутость в рамках своего сообщества заставляет многих глухих отказаться от активных поисков новой интересной работы, а в некоторых случаях, как утверждают эксперты, и в целом отказаться от работы, поскольку размер предоставляемой пенсии позволяет им жить без особых ограничений. При общей активной жизненной позиции многие опрошенные страдают «синдромом иждивенчества», то есть ощущением, что окружающее их общество находится в постоянном долгу перед ними. Большая доля глухих и слабослышащих признавалась интервьюерам, что они в душе верят в Бога, но ходят в православный храм только по необходимости: ставят свечки и молятся о разрешении житейских проблем. Некоторые прямо говорили, что регулярно посещают Евангельскую церковь2.

Сейчас практически у всех лиц с нарушениями слуха за плечами есть образование, достаточное, чтобы обрести себя в социуме. Однако реализовать эту возможность им не позволяет равнодушие, столь часто преобладающее по отношению к людям с ограниченными возможностями. В этом вопросе Церковь способна серьезно помочь обществу. На практике выяснилось, что задачи церковной миссии невозможно отделить от решения социальных вопросов неслышащих жителей с одной стороны и клинского отделения ВОГ (Всероссийского общества глухих) — с другой. Только достигнув этой цели в комплексе, можно было завоевать доверие глухих и слабослышащих прихожан и собрать их в общину.

Занятия в нашей воскресной школе проводятся (с различной интенсивностью) в течение десяти последних лет. На них могут присутствовать все желающие слабослышащие и глухие, независимо от их личного отношения к вере. С некрещеными и неподготовленными людьми ведутся ознакомительные собеседования по основам православной культуры. Подготовленные слушатели еженедельно занимаются уже по курсу Закона Божия. Обычно на этих занятиях слушатели знакомятся с Новым Заветом, со святыми Православной Церкви, церковными праздниками, смотрят фильмы с субтитрами на библейскую тему и т.д. Традицией стали совместные чаепития после занятий, на которых мы обсуждаем житейские вопросы и происходящие в городе, в стране и во всем мире события.

Как выручил монитор

Разумеется, формы преподавания зависят от численности неслышащих слушателей. При этом в небольшом городе неслышащим часто не хватает переводчика жестового языка, и владеющий русским жестовым языком (РЖЯ) священнослужитель может стать незаменимым помощником в решении их житейских вопросов. И хорошо, когда среди священников или диаконов находятся добровольцы, готовые изучить РЖЯ.

Божественные литургии в общине вначале проводились в облегченном переводе на жестовый язык (не слово в слово, а в сокращенном виде и с пояснениями). Литургии с переводом на жестовый язык (ЖЯ) совершал настоятель Тихоновского храма протоиерей Анатолий Фролов в сопровождении переводчика ЖЯ протодиакона Павла Трошинкина. Затем община участвовала в совместной трапезе. Мы часто ездили в паломнические поездки и на познавательные экскурсии. И только несколько лет спустя мы заметили, что наша община готова к приходской жизни наравне и вместе с полностью здоровыми прихожанами: глухие и слабослышащие почувствовали себя уверенно! Сыграла роль и симпатия, которой другие прихожане прониклись к неслышащим.

В Клину, как, впрочем, и по всей России, остро не хватает переводчиков ЖЯ. Но мы придумали замечательный вариант: транслировать текст богослужения по-славянски и по-русски на монитор. Это решение мы подсмотрели на веб-ресурсе одной из североамериканских православных общин. Благословленное отцом Анатолием новшество пришлось по душе не только глухим прихожанам, но и слышащим. Экран с текстом помогал всем лучше понять смысл богослужебных текстов, внимательнее вникнуть в сам ход богослужения. Таким образом, оказалась решена традиционно болезненная для России проблема с переводчиками ЖЯ. Теперь члены общины могут присутствовать на любой Божественной литургии без переводчика, предварительно подготовив презентацию к конкретной дате и службе и согласовав ее с настоятелем.

Три главных этапа

Прошлым летом была организована поездка на Байкал. Группа состояла не только из членов нашей общины, но и из далеких от Церкви людей. В поездке они впервые познакомились с Православием. Мы молились на Божественной литургии в одном из иркутских храмов вместе с местными неслышащими жителями, делились с ними своим опытом жизни в православной вере.

Деятельность общины оказывает благотворное воздействие и на город в целом. Теперь местное отделение ВОГ пользуется авторитетом у городских властей, да и к самим неслышащим администрация относится гораздо внимательнее. Они перестают быть «невыездными жителями страны глухих» и обретают собственный голос.

Если осмыслить пройденный нами путь в становлении общины глухих и слабослышащих, можно выделить три принципиально значимых этапа. Начальный характеризуется знакомством невоцерковленных людей с миром Православия и занимает два года3. Во время второго периода неслышащие прихожане постепенно воцерковляются, вера у них становится осознанной. Наконец, во время третьего периода глухие и слабослышащие, уже будучи воцерковленными, продолжают знакомство с Православием на более высоком уровне. В воскресной школе они занимаются реже, зато гораздо активнее участвуют в богослужениях и в приходской жизни.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Фонд исследования проблем демократии. Проект «Страна глухих». Аналитический отчет. М., 2015 (машинопись).

2 Там же.

3 Подробнее о начальном периоде деятельности с людьми с недостатками слуха см.: Катехизаторская работа с не слышащими людьми // Московские епархиальные ведомости. 2006. № 7–8.

 

17 августа 2016 г. 10:50
Ключевые слова: социальное служение
Также читайте:
Церковь и общество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00