iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00
Возрожденный из руин
«…Волею Божией на поле брани Руси с Литвой возник приют мира и молитвы; где слышались враждебные крики сражавшихся, раздались священныя песнопения; где поднимался оружейный дым, пошло к небу курение кадила. И не один русский, идя на врагов, получал молитвенную помощь от подвижников [Болдинской] обители, не одно сердце возбуждалось этой помощью к защите веры и Отечества», — сказано в предисловии к книге об основании Болдинского монастыря1.В 2019 году исполнилось 465 лет со дня кончины преподобного Герасима. 13 сентября 2020 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, в день Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы, в Свято-Троицком Герасимо-Болдинском монастыре прошли торжества, посвященные 490-летию со дня основания и 30-летию возрождения монашеской жизни в основанной преподобным Герасимом обители. PDF-версия.
8 апреля 2021 г. 16:00
Общество
Зимние узоры. Никольский скит. Фото Александра Львова
ЖМП № 11 ноябрь 2018 /  21 ноября 2018 г. 13:50
версия для печати версия для печати

Валаам в объективе

Валаам Александра Львова — это прежде всего природа северной островной обители. Разглядывая его снимки, слышишь, как колючий ветер забрасывает пригоршнями снега стройные сосны на ладожском берегу («Метель), как бьются друг о друга колкие ледышки на водной глади («Шуга») и как медленно и неумолимо сковывает озеро могучий панцирь («Первый лед»). Монастырская архитектура здесь — отнюдь не первая скрипка. Она деликатно аккомпанирует главной теме, не вмешиваясь в ее созвучия и не оспаривая ее первенства. PDF-версия

Тихую безмятежность неба и воды приятно дополняет чуть тронутый желтизной осенний березняк, из которого словно выбежала на берег и застыла в удивлении маленькая церковка — часовня Преподобного Серафима Саровского («Гармония»); поленницу припасенных насельниками Коневского скита дров безжалостно заметает снегопад («Зимовка»); храм Никольского скита глядится в исполинское зеркало, примечая нежданного гостя — пожаловавший вне расписания монастырский катер («Отражение»).

«Минувшая зима запомнилась очень долгим, неспешным ледоставом, — рассказывает фотохудожник, обращаясь к еще одной запечатлевшей Никольский скит работе под названием «Зимние узоры». — И когда я вышел с аппаратурой снимать на схватившуюся озерную гладь, ко мне подошел насельник и предложил привязать к моей ноге канистру. Конечно, я удивился, но собеседник, будто не замечая, продолжил: "А как же, весной легче будет найти!"»

Специфический островной юмор — необходимое условие в поиске как рабочих контактов, так и доверительных отношений с монахами. «Снимать братию очень сложно. Валаам посещает множество туристов, и монашествующие от их фотокамер устают, — объясняет Александр Львов. — Поэтому самое главное — установить с постоянными обитателями архипелага нормальные отношения. Когда я впервые увидел главного агронома Валаамского монастыря иеромонаха Григория (Вердяна), решил, что этот человек может стать героем замечательного снимка. "Даже не подходи!", — охладили мой пыл знающие люди. Я встретился с ним первый раз, второй, третий — и в результате получился вот такой прекрасный портрет на фоне ствола самого возрастного и могучего валаамского дерева...»

Выставка 64 крупноформатных фотоотпечатков под открытым небом на Тверском бульваре в Москве — второй этап в проекте Александра Львова «Русские сезоны», открывшемся пару лет назад галереей о Кижах. «Первые мои шаги в профессиональной фотографии были посвящены маринистике, — вспоминает автор. — Я участвовал в нескольких экспедициях на судах "Крузенштерн", "Седов" и "Паллада", предпринял даже трансатлантическое и кругосветное плавание. Кижи тоже приехал снимать ради парусников. Там ежегодно проводится кижская регата, в которой участвуют старинные лодки-кижанки. Мне повезло с идеальным освещением, и удалось отснять практически весь архитектурный ансамбль кижского погоста. В итоге за полтора года удалось подготовить экспозицию "Русские сезоны. Кижи", и вместе с партнерами из Центра продюсирования фотографии "ПроЛаб" мы решили ее продолжить. Валаам снимал больше года, в монастыре в общей сложности провел около трех месяцев». Предполагается, что этот проект станет трилогией. На третью, завершающую, часть о Соловках Александру Львову удалось получить патриаршее благословение, и к работе над ней он уже приступил.

Выставка открыта до 1 декабря

21 ноября 2018 г. 13:50
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Подрясник как форма проповеди
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
6 августа 2022 г. 19:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00