iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
В Москве открылся Восточноевропейский международный симпозиум исследователей Нового Завета
В гостинице «Даниловская» 26 сентября начал работу VII Восточноевропейский международный симпозиум исследователей Нового Завета, проходящий под названием «История и богословие в евангельских повествованиях». В организованном при содействии Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. св.св. Кирилла и Мефодия форуме участвуют несколько десятков библеистов из России, Сербии, Греции, Румынии, Германии, Финляндии, Великобритании, США. До 30 сентября в его рамках состоятся несколько пленарных заседаний, семинаров и тематических дискуссий. В среду, 28 сентября, открытую лекцию «Неканонические Евангелия: историческое влияние и вклад в богословие» с переводом на русский язык в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) прочитает профессор Нового Завета Университета Регенсбург (Германия) Тобиас Никлас.  
27 сентября 2016 г. 02:30
Общество
Защита первой в России диссертации на соискание ученой степени кандидата теологии 1 июня 2017 года
ЖМП № 10 октябрь 2016 /  19 сентября 2017 г. 20:14
версия для печати версия для печати

Аттестат зрелости для светской науки

РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО НАЧИНАЕТ ПРИСУЖДАТЬ УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ ПО ТЕОЛОГИИ

Устранить последние препятствия и как можно скорее начать присуждать кандидатские и докторские степени по теологии призвал Святейший Патриарх Кирилл. «Это прогресс в российском образовании и в российской науке, — сказал Предстоятель Церкви 25 августа на заседании Высшего церковного совета. — Очень важно, что он обуславливается деидеологизацией нашего образования и науки». Сегодня на вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает председатель экспертного совета по теологии, президент Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, профессор Ефим Пивовар.

— Ефим Иосифович, для вас назначение на этот пост стало неожиданным или же оно долго готовилось и согласовывалось?

— Абсолютно неожиданным. Хотя есть несколько причин, сообразуясь с которыми наверху, возможно, склонились к такому выбору. Во-первых, уже больше десяти лет назад, когда на историческом факультете МГУ я работал заместителем декана по учебно-методическому объединению, нам было поручено методическое руководство по образовательному направлению «Теология». Возглавлял эту деятельность ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, значительной же частью организационной работы приходилось ведать мне. Поскольку для светских вузов подобная деятельность была внове, мы вынужденно стартовали с создания образовательного стандарта по теологии. Причем — как раз по благословению церковных иерархов — стандарт создавался на межконфессиональных принципах. Так, уже тогда предполагалось, что хорошо подготовленный православный студент-дипломник должен быть способен написать качественную работу, к примеру по исламу, и наоборот. Конечно, сейчас подобным подходом никого не удивишь: он практикуется на кафедрах теологии нескольких десятков светских российских вузов. Но именно нам выпала честь первопроходцев, а начинали мы буквально с нуля.

С другой стороны, уже достаточно давно РГГУ в своей научной и образовательной деятельности сотрудничает с представителями самых разных религиозных конфессий. У нас есть прекрасный проект «Архив Русской Православной Церкви», в рамках которого по просьбе митрополита Волоколамского Илариона мы несколько лет назад начали подготовку епархиальных архивистов. Весьма сильна у нас иудаика (кстати, первый в стране центр библеистики и иудаики открылся в 1990 году, тогда еще в Московском историко-архивном институте, и до сих пор он исправно и очень эффективно работает). В рамках наших профильных научно-исследовательских центров по-прежнему изучают буддизм, ислам, историю и современность Востока. Кстати, в некоторых из названных тем активно заняты члены созданного экспертного совета.

— А зачем он нужен? Каков круг его задач?

— Когда вы открываете образовательные программы по какой-либо специальности — неважно, в частных вузах или в государственных, — вам необходимо соблюдать три условия. А именно: должны быть студенты, которых вы учите; квалифицированные профессорско-преподавательские кадры; места работы, где выпускники могли бы реализовать себя (при этом имеется в виду, что мы готовим, конечно же, светских ученых, но никак не церковно- и тем более не священнослужителей). До сих пор, несмотря на то что, как уже я упомянул, в программе обучения светских вузов теология представлена свыше десяти лет, второй момент «провисал». Ведь в современной высшей школе жестко регламентированы преподавательские ставки, которые можно замещать специалистами без признаваемых государством ученых степеней. И налицо парадокс: готовить студентов надо, а приглашать качественных преподавателей мы не можем, поскольку это... запрещают государственные нормативы. А откуда тогда возьмутся должным образом подготовленные студенты, которые через некоторое время могли бы сами защитить диссертации?!

Вот поэтому и потребовалось столь долгожданное одобрение паспорта научной специальности «теология» — иными словами, официальное признание государством того факта, что это понятие не просто круг занятий богословов исключительно церковной среды, но и способ научного познания мира. А раз так, то какие-то органы должны присуждать по этому предмету признаваемые государством ученые степени. Поэтому и необходимы диссертационные советы.

Однако при этом в терминах ВАКа теология всё же не самостоятельная, не самодостаточная наука, а область междисциплинарных знаний, представленная в нескольких различных науках. Если мы говорим о переводе Библии, это удел филологии и лингвистики. Если имеется в виду библейская археология, конечно же, применяется научный аппарат археологической науки. Когда исследуется культурное наследие Церкви, речь идет о науке под названием культурология. Изучением истории развития религии, ее охвата тех или иных территорий в разные промежутки времени ведает история. Поэтому пока дисциплины, по которым успешно прошедшие защиту соискатели будут получать степени, звучат буквально так: филология (теология), история (теология) и т.д. Это, конечно, компромиссное решение. И я не исключаю, что, когда у нас появится достаточное количество светских теологов, будет обретен иной формат.

— Почему же тогда теологические темы не «раздали» по другим специализированным советам — по философии, истории, культурологии?

— Они бы там растворились, «утонув» в других научных направлениях. Но вернемся к вашему вопросу о задачах экспертного совета. Главных направлений его деятельности три. Он, во-первых, открывает диссертационные советы, где будут защищать работы соискатели. Во-вторых, проводит экспертизу диссертаций — защищенных как удачно, так и неудачно. В-третьих, устанавливает рамочные информационно-методические «правила игры» (то есть определяет список ВАКовских журналов, где следует публиковать работы по соответствующим направлениям; формирует перечень издательств, публикации соискателя в которых могут учитываться при защите диссертации, и т.п.). Хотел бы заметить: в длинной цепочке утверждения результатов защиты диссертаций наш орган — не первый и не последний. Перед нами удачно либо неудачно защищенная диссертация проходит через аппарат ВАКа, где подробно изучается на предмет соблюдения формальных правил при защите и оформлении работы. А после нас ее еще рассматривает президиум ВАКа. Он-то и выносит окончательное решение о присуждении ученой степени.

— Но ведь первый диссертационный совет уже создан, даже раньше вашего экспертного совета!

— Да, на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых Кирилла и Мефодия, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, МГУ им. М.В. Ломоносова, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Возглавил его митрополит Волоколамский Иларион.

Первый диссертационный совет — моноконфессиональный, но в дальнейшем нам, возможно, придется открывать и поликонфессиональные советы. Вообще всяческого радикализма в нашей очень важной работе следует избегать. Например, глубоко ошибочно мнение, что вот, мол, сейчас свалят науку с религией в одну кучу, а в результате не останется ни того, ни другого. Надеюсь, так не случится. Мы находимся в светском образовательном пространстве, и достоинства и недостатки диссертационных работ нас интересуют исключительно в научной плоскости. Оценивая их, мы, конечно, учтем мнение конфессиональных сообществ, но определяющим станет качество именно научно-исследовательской работы.

— С какой примерно периодичностью будет собираться экспертный совет?

— Аналогичные органы ВАКа по другим специальностям заседают дважды в месяц. Но, думаю, на первых порах для нас такая частота излишня: пока диссертаций по теологии написано еще мало.

Присутствие теологии в образовании и науке — признак гражданского взросления общества

Митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых Кирилла и Мефодия:

Мы закрепляем присутствие теологии в современном научном пространстве. Богословы, как и во многих других странах, будут иметь возможность по результатам защиты получать признаваемые государством ученые степени кандидата и доктора наук. Присутствие теологии в образовании и науке — признак гражданского взросления общества, осознания им своей структурной сложности и одновременно значимости духовных и культурных корней российской цивилизационной идентичности. В условиях современных вызовов и угроз в сфере безопасности растущая роль теологии в решении задач, связанных с будущим нашей страны, очевидна.

Константин Антонов, завкафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры ПСТГУ, д.ф.н., заместитель председателя экспертного совета:

- Как мне представляется, роль экспертного совета ВАК именно по теологии в настоящее время чрезвычайно ответственна. В отличие от уже давно признанных в Отечестве дисциплин, имеющих долгие традиции научной аттестации, в теологии эти традиции только предстоит создавать. Здесь, разумеется, необходимо учитывать и дореволюционный, и советский, и современный опыт высших церковных школ, прежде всего духовных академий, но, как мне представляется, этого опыта в новых условиях явно недостаточно.

Советский период очень тяжело сказался на церковной науке. Ее лучшие представители погибли или были вынуждены эмигрировать, а сама она оказалась полностью изолирована как от развития науки в стране, так и от мировой богословской мысли. Теперь богословские исследования должны будут соответствовать общенаучным стандартам. Выработка критериев этого соответствия (экспертиза защищенных диссертаций, список ВАКовских журналов, установление «правил игры») во многом ляжет на экспертный совет. В этом смысле, наверное, даже хорошо, что его глава подчеркивает свою светскость, понимая ее при этом не как воинствующую секулярность, а как благожелательный нейтралитет. Она позволяет ему сохранить объективность в условиях поликонфессиональности и оценивать только научное качество диссертаций, избегая вполне понятной здесь мировоззренческой предвзятости.

19 сентября 2017 г. 20:14
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий: На посох священномученика Платона я опираюсь до сих пор
Эстонскую Православную Церковь постигла тяжелая утрата. На 94 году жизни скончался митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий. Долгая жизнь владыки Корнилия вместила в себя многие коллизии XX века. Сын белого офицера, эмигрировавшего в Эстонию, владыка решился на служение в Церкви, за что был репрессирован после войны. На его плечи легла тяжелая ответственность сохранения Эстонской Православной Церкви после обретения страной независимости. Так уж сложилось, что за три месяца до своей кончины старейший иерарх Русской Православной Церкви дал свое последнее интервью «Журналу Московской Патриархии», в котором подробно рассказал о своей жизни и служении в Эстонии. Редакция Журнала выражает самые искренний соболезнования и предлагает вниманию наших читателей это интервью. ПДФ-версия 
19 апреля 2018 г. 21:05