![]()
Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан: «В Беслане физически ощутил, как преображает людей совместная молитва» 29 декабря 2020 года исполнилось 40 дней со дня кончины митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (Ашуркова). В своем последнем интервью, данном «Журналу Московской Патриархии», глава Татарстанской митрополии, человек энергичный и полный разнообразных планов, подробно рассказал о перспективах развития вверенного ему удела Божия. С особой радостью владыка Феофан сообщил об открытом в Казани православном детском саде «Родник» — проекте, которому было суждено стать последним завершенным делом неутомимого архипастыря. PDF-версия.
29 декабря 2020 г. 12:25
Епископ Переславский и Угличский Феоктист: «Я не верю в технологии миссии, я верю в людей» Переславская епархия отмечает в этом году пятилетие своего возрождения, а образована она была в 1744 году. В Переславле родился святой благоверный князь Александр Невский, юбилей которого страна будет отмечать в следующем году. В чем главная задача правящего архиерея, почему служить здесь мечтают многие священники и есть ли необходимость в специальной повседневной светской одежде для духовенства, «Журналу Московской Патриархии» рассказал епископ Переславский и Угличский Феоктист (Игумнов). PDF-версия.
25 декабря 2020 г. 14:00
В Городце состоялась конференция «Александр Невский. Между Востоком и Западом» В Городецком Феодоровском монастыре состоялась международная дипломатическая конференция «Александр Невский. Между востоком и западом». Российские и зарубежные дипломаты, историки, представители власти, Церкви, преподаватели вузов рассказали о роли святого князя в истории России и значении его наследия для современной внешней политики страны.
21 декабря 2020 г. 12:48
Архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид: «Осетия-Алания — форпост России и Православия на Северном Кавказе» Народ Северной Осетии (или Алании, как ее называли в древности) принял Православие в Х веке. Несмотря на тяжелые испытания, выпавшие на долю этого народа, православные осетины выстояли, сумев сохранить в жестокой борьбе с чужеземными завоевателями свою веру, язык, национальную идентичность и культуру. О религиозных вызовах, которым сегодня противостоят наследники древних алан, возрождении храмов, издании духовной литературы на осетинском языке, реконструкции и росписи кафедрального собора «Журналу Московской Патриархии» рассказал архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид (Горбачев). PDF-версия.
17 декабря 2020 г. 13:00
Протоиерей Владимир АКИНШИН: «Главная проблема молодых священников – семейные неурядицы» Духовник Оренбургской епархии протоиерей Владимир Акиншин, который в этом октябре отметил свое 70-летие, исполняет послушание епархиального духовника уже 30 лет. В интервью «Журналу Московской Патриархии» он объясняет, почему молодые священники приходят на исповедь чаще пожилых, вспоминает об одной из последних наложенных им епитимий и советует, как можно предотвратить конфликты между супругами. PDF-версия.
15 декабря 2020 г. 12:47
В Сызранской епархии освятили икону новомученников иеромонаха Нифонта (Выблова) и графа Александра Медема В Сызранской епархии освятили икону сызранских новомученников иеромонаха Нифонта (Выблова) и графа Александра Медема. День их памяти отмечается 23 ноября, оба они скончались в 1931 году в сызранской тюрьме.
23 ноября 2020 г. 20:30
Второе обретение Казанского собора Сегодня, 23 ноября, в Казани состоялось отпевание и погребение митрополита Феофана (Ашуркова). В разные годы он служил в зарубежных епархиях и миссиях Русской Православной Церкви - на Святой Земле, в Аргентине, в Египте. В течение последних двух десятков лет управлял последовательно пятью епархиями Русской Церкви. Об этом он подробно расказал в своем последнем интервью "Журналу Московской Патриархии", которое будет опубликовано в 10-м номере и отдельно анонсировано на нашем сайте на следующей неделе. А сегодня мы рассказываем о последнем проекте Высокопреосвященного Феофана в его земной жизни - воссоздании Казанского собора Богородицкого монастыря. PDF-версия
23 ноября 2020 г. 19:50
Храм «под ключ» за три миллиона Провинциальная деревня или небольшое село. Вокруг инициативной группы сплачивается община, которая со временем регистрируется в качестве прихода. Правящий архиерей назначает настоятеля, и даже местная власть не прочь выделить землю под возведение храма из муниципального фонда. И вот тут возникает проблема: где взять источник финансирования, если богатого спонсора нет?
6 ноября 2020 г. 18:50
В селе Годеново Переславской епархии освятили крестильный храм В Переславской епархии в селе Годеново освятили крестильный храм в честь святого благоверного императора Юстиниана. Чин освящения, а затем Божественную литургию возглавил епископ Переславский и Угличский Феоктист в сослужении духовенства Переславской епархии.
9 октября 2020 г. 15:12
Заместитель министра строительства и архитектуры РСО-Алания Константин Моргоев рассказал, как восстановят Зругский Успенский храм Один из древнейших христианских памятников на территории России, Зругскую церковь Успения Пресвятой Богородицы (XI век) планируется восстановить в 2021 году. В рамках подготовки празднования 1100-летия крещения Алании Зругский храм включен в федеральную программу по сохранению объектов культурного наследия.
3 октября 2020 г. 11:00
|
![]()
ЖМП № 5 май 2020 /
1 июня 2020 г. 17:00
Сказание о КурбеУНИКАЛЬНЫЙ БАРОЧНЫЙ ХРАМ В ЯРОСЛАВСКОЙ ГЛУБИНКЕ СПАСАЮТ ВСЕМ МИРОМ О происхождении топонима «Курба» до сих пор ведутся жаркие споры. Версия о нахождении здесь главной княжеской резиденции Андрея Курбского – одного из самых известных политических оппонентов Ивана Грозного – четких подтверждений не находит. Впрочем, нет оснований сомневаться в том, что эта местность издавна входила в его вотчину. Более вероятным современным ученым представляется наименование села по гидрониму Курбица – речке, до сих пор разрезающей населенный пункт надвое. Но прославилась Курба благодаря уникальному Казанскому храму. В советские годы он был превращен в машинно-тракторную станцию, а теперь неравнодушная общественность пытается его спасти от окончательной гибели. Ни имени архитектора, ни точной даты освящения церкви архивы до нас не донесли. Проанализиров косвенные признаки, историки архитектуры сошлись во мнении, что речь идет о периоде с 1740-х по 1780-е годы. Конечно, эпоха Курбских к тому времени уже давно миновала. Как считает ярославский ученый-архивист, заместитель председателя областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Ирина Зенкина, инициатива сооружения новой каменной церкви исходила от представителей рода Камыниных – потомков сановных татарских мурз, в свое время перешедших на службу русским царям и наравне с Нарышкиными владевшими практически равными частями (как раньше говорили, «концами») Курбы. В то время в богатом селе ежегодно устраивали по две ярмарки – летнюю и зимнюю. Поэтому желание Камыниных поставить на месте деревянной церкви во имя Великомученицы Параскевы Пятницы большой каменный храм виделось оправданным и вполне естественным. Гораздо удивительнее, что, по преданию, колоссальную барочную базилику 30-метрового диаметра общей высотой 42 метра мастера умудрились сложить за семь недель великого поста (даже если речь идет об одной лишь кирпичной коробке, темпы поражают воображение и сегодня). Но подлинное чудо было впереди. «Завершив общестроительные работы и придя поутру в храм, бригада обнаружила внутри маленький аналой с Казанским образом Божией Матери, - излагает устное предание об обретении Курбской иконы священник Иоанн Лозан, настоятель храма Всемилостивого Спаса в соседнем селе Васильевское, фактически сросшемся с Курбой. – После этого освящать новостройку решили в честь Казанской иконы, а обретенный образ стал одной из чтимых святынь Ярославской земли». Когда храм закрывали в советское время, позолоченную ризу с иконы варварски содрали. Сам образ селяне спасли, перепрятав на местном кладбище, где она несколько лет лежала между могилами под толстым слоем лапника. С возрождением Церкви жители села передали ее в открывшуюся церковь в Васильевском. «Икону вернули в киот и долго не предпринимали никаких попыток реставрации, пока в 2017 году меня не благословил на это управлявший нашей епархией митрополит Пантелеимон (Долганов), – продолжает отец Иоанн. – У специалистов иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры работа заняла два года. Конечно, если бы нам сразу сказали, что общая смета потянет на 900 тыс. рублей, мы бы отказались. Но теперь договорились об оплате в рассрочку. Главное, дело того стоило: научные сотрудники Третьяковской галереи датировали этот уникальный памятник сороковыми годами XVI века и убедились, что она писана на серебре. Они высказали гипотезу, что это прямой список с оригинала чудотворного образа, явленного в Казани. В соответствии с условиями хранения, копию ризы, изготовленную по подобию дореволюционного оклада, на икону помещать мы не стали: ученые считают, что лучше всего она будет чувствовать себя в киоте без контакта с металлом. Так что теперь ничто не мешает наслаждаться видом этой уникальнейшей иконы в нашем храме». К сожалению, родной дом Казанской иконы – каменный храм в Курбе – до сих пор пребывает в запустении. Еще в довоенное время его переоборудовали в стоянку тракторов, и с тех пор он фактически разрушался. В последние годы советской власти пытались начать ремонт, даже заменили разрушившиеся главки – но на том дело и заглохло. «До сих пор у селян популярны легенды, что отсюда вели подземные ходы к церкви в Васильевском и на так называемый Капок – наше традиционное место отдыха, где в свое время работали две археологические экспедиции – из Ярославля и из Москвы, – рассказывает местная жительница пенсионерка Галина Мешкова. – Можно, конечно, отмахиваться, но два десятка лет назад мальчишки полезли в подвалы и наткнулись на длинную галерею, уставленную ящиками с бутылками кагора. Не придумали ничего лучше, как отдать их пьяницам на сельской площади – те только рады были… Я работала в Доме быта, и после 1991 года вынужденно перешла в помещение Никольского придела соседней Воскресенской церкви. Решила однажды тряпкой пройти закопченную стену. Вместе с грязью отвалилась побелка, глянула – а под ней-то фрески!» Несмотря на критическое состояние стенописи, ее остатки удалось подробно обследовать. Отдельный труд этому посвятила профессор Ярославского государственного педагогического университета доктор культурологии Татьяна Юрьева, описавшая около трех с половиной ветхо- и новозаветных сюжетов. «Казанский храм как архитектурный памятник уникален, - считает она. – Другой такой 16-лепестковой круглой ротонды в стиле нарышкинского барокко нет». Храмовый комплекс в Курбе, включающий в себя Казанский храм, Воскресенскую церковь с Никольским приделом и колокольню, принадлежит государству. При этом первый памятник находится в федеральной собственности, второй – в муниципальной, а на третий (в советское время использовавшийся в качестве водонапорной башни) охранные обязательства вообще не оформлены. Сегодня памятник пытается спасти неравнодушная общественность. По инициативе энтузиастки Ольги Шитовой четыре года назад был создан благотворительный фонд «Белый Ирис», которому на привлеченные пожертвования меценатов и на средства президентского гранта в рамках проекта «Возрождение сельских жемчужин» удалось оформить на себя временные охранные обязательства и провести консервационные мероприятия. Казанский храм обнесен лесами, в ближайших планах – разработка реставрационного проекта. «Казанский храм вместимостью четыреста молящихся будет холодным, летним – каким, собственно, он и был до революции, - говорит древлехранитель Ярославской епархии игумен Никодим (Федоров). – У Курбы высокий культурный и туристический потенциалы. Скоро ее газифицируют, что повысит привлекательность этого места с точки зрения постоянного проживания. Но, конечно, главное, от кого зависит будущее Казанского храма – местные жители. Одной общине поддерживать его по силам – только община эта должна быть крепкой, дружной, горящей». Но сколь бы ни была притягательна Курба для паломников, добраться до нее по разбитым дорогам пока отнюдь не просто... Молебен с акафистом нараспев перед Казанской иконой Божией Матери в храме Всемилостивого Спаса совершается каждую субботу. Адрес: Ярославский р-н, с. Васильевское, конт. тел.+7 (4852) 43-35-09.
1 июня 2020 г. 17:00
Ключевые слова:
архитектура, икона, история, реставрация, Ярославль, Великая Отечественная война, храмостроительство
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Взойти на Монахову гору Век назад отошел ко Господу первоначальник Никольского монастыря Оренбургской епархии игумен Зосима (Карцев). Именно он в начале XIX столетия обустроил на Монаховой горе за селом Покровка пещерный храм, давший второе, неофициальное название обители — «Святые пещеры». Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» побывал в заваленных в советское время и раскрытых в начале 2000-х годов пещерах и узнал, как возрождается монашеская жизнь в обители, некогда основанной казаком. PDF-версия.
14 января 2021 г. 13:40
Сергей Сергеевич Хоружий 05.10.1941 — 22.09.2020 22 сентября на 79-м году жизни отошел ко Господу выдающийся религиозный мыслитель, философ и математик Сергей Сергеевич Хоружий.
13 января 2021 г. 19:00
Монахиня София (Ищенко) 01.05.1949 — 17.10.2020 17 октября на 72-м году жизни отошла ко Господу монахиня София (Ищенко), замдиректора Духовно-просветительского центра «Вера, надежда, любовь» Калужской епархии, президент Международного православного Сретенского кинофестиваля «Встреча».
13 января 2021 г. 18:50
|