![]()
Сибирский путь Ермака в русском летописании XVII века Пожалуй, нет в сибирской истории фигуры, более известной миру и в то же время овеянной множеством легенд, чем Ермак. О нем и его сибирском походе с «единомысленною дружиною» уже в конце XVI — начале XVII века слагались устные предания. Почти через 40 лет после похода первый сибирский архиерей Киприан (Старорусенников) в своем стремлении увековечить память о Ермаке и его дружине создает Синодик Ермаковым казакам. Историк Алексей Конев объясняет, на чем основывалось желание владыки канонизировать Ермака как героя и почему даже местные князья считали его «человеком Божьим». PDF-версия.
12 января 2021 г. 15:00
Посвященная 100-летию Великого исхода конференция ученых-историков состоялась в Издательском Совете Русской Православной Церкви Событие прошло вчера, 26 октября, под эгидой Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации и собрало нескольких представителей научного сообщества, принявших участие в форуме в очно-дистантном формате. После вступительного слова главы Издательского совета митрополита Калужского и Боровского Климента с сообщением об участии в эвакуации из Одессы и Геленджика и в исходе из Крыма представителей белого казачества в 1920 году выступил председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.
27 октября 2020 г. 17:00
Слабослышащие прихожане требуют времени и усилий Тема окормления слабослышащих находила достойное место на общецерковном уровне и прежде, в том числе в ходе тематических секций Международных Рождественских образовательных чтений или съездов по социальному служению. Но там на первый план, как правило, выдвигались вопросы подготовки сурдопереводчиков и владеющих жестовым языком священнослужителей либо актуализация перевода библейских и литургических текстов на русский жестовый язык. Повестка же форума, собравшего в основном представителей самих общин, сосредоточилась на практических аспектах проповеди среди слабослышащих и их участия в церковных таинствах.
2 октября 2020 г. 19:50
На приход — по приговору Полвосьмого утра в коридоре келейного корпуса Христорождественского архиерейского подворья в деревне Надкопанье, что в Волховском районе Ленинградской области, поднялся сильный шум. Строгий голос беспрестанно и настойчиво спрашивает: почему еще не все собраны и по какой причине позволяют себе опаздывать «молиться Богу». В конце концов голос грозно предупреждает: через пять минут корпус закроют, и машина уедет без лентяев. Так подопечные Центра социально реабилитации подростков святителя Великого в организованном порядке отправляются на Божественную литургию в соседний поселок Паша, на приход прп. Александра Свирского — один из возглавляемых игуменом Антонием (Кузнецовым).
25 сентября 2020 г. 10:20
Невский пятачок. Взыскание погибших 8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка. ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
В Беслане молитвенно помянули погибших при теракте в школе №1 1 сентября архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид совершил заупокойную литию по погибшим в Бесланском теракте. Шестнадцать лет назад боевики захватили школу в Североосетинском Беслане. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании школы 1128 человек заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в удовлетворении минимальных естественных потребностей.
1 сентября 2020 г. 19:01
Протоиерей Виктор Горбач: «Пандемия проверила на эффективность систему церковной онлайн-коммуникации». Пандемия коронавируса охватила все регионы России. Не стал исключением и остров Сахалин. На день публикации этого материала в Сахалинской области зарегистрировано 147 заболевших. О том, что изменилось в работе епархии в условиях карантина, какие полезные уроки преподнесла эпидемия и чем православные добровольцы помогли региону, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель миссионерского и молодежного отделов Южно-Сахалинской и Курильской епархии, настоятель храма святителя Иннокентия Московского в Южно-Сахалинске протоиерей Виктор Горбач. Материал будет опубликован в 5 номере "Журнала Московской Патриархии".
5 июня 2020 г. 10:50
28 младенческих жизней сохранили в православном приюте "Нечаянная радость" Екатеринбурга Сегодня в России отмечается Международный день защиты детей. Немалую роль в этом благородном деле играют и церковные кризисные центры для беременных женщин и матерей с детьми, созданные по всей стране. Так, за четыре с половиной года православный приют для помощи женщинам с детьми в кризисной ситуации «Нечаянная радость» в Екатеринбурге сохранил от аборта 28 младенческих жизней. Всего же за этот период здесь помогли 54 мамам (30% из них были беременны) и 81 ребенку, оказавшимся без жилья и средств к существованию.
1 июня 2020 г. 09:50
Храмы у Дороги жизни Одна из героических страниц Великой Отечественной войны — это труд тех, кто стремился спасти людей от гибели в блокадном Ленинграде. Среди них не только те, кто доставлял в осажденный город грузы и вывозил блокадников на Большую землю, защищал небо от вражеской авиации, но и те, кто работал в мастерских по ремонту автотранспорта и авиационных двигателей, спасал в эвакуационных пунктах обессиленных от голода ленинградцев. Однако мало кто знает, что этими мастерскими и госпиталями на другом берегу Ладоги стали храмы, закрытые в 1930-х годах. Четыре из них оказались в непосредственной близости от линии Волховского и в зоне действия Ленинградского фронтов и сегодня находятся в Тихвинской епархии. PDF-версия
8 мая 2020 г. 10:57
|
![]()
1 ноября 2019 г. 13:10
В очках зеленых стереотиповКАК ПРИМИРИТЬ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ С ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СОЗНАТЕЛЬНОСТЬЮ Природоохранная тема в новостной повестке прибавляет веса чуть ли не еженедельно. Редкий политический лидер в наши дни позволяет себе дистанцироваться от так называемой экологичности сознания. Беда только в путанице, едва ли не повсеместно сопутствующей этому термину. Ведь экологию, почти как и счастье, в современном мире разные сообщества понимают по-своему. Это очень ярко проиллюстрировал прошедший 23 октября в российской столице V Международный форум «Религия и мир», тема которого была заявлена как «Религия и экология». В Москву съехались религиозные и общественные деятели из 12 стран (в основном славянских и ближневосточных), попытавшихся если не выработать общий взгляд, то хотя бы найти точки соприкосновения. «Традиционно консервативно настроенные верующие христиане большинством адептов «зеленого» движения воспринимаются негативно как отсталые, тормозящие развитие ретрограды. Они, мол, не желают придерживаться абсолютного вегетарианства, жестко борются со свободой абортов (и поэтому якобы способствуют дальнейшему перенаселению планеты), продолжают пользоваться благами цивилизации и – о ужас! – разводят коров, которые своим метаном «губят атмосферу», - обратил внимание аудитории на острейший парадокс современной экологизации общества как глобальной тенденции русскоязычный журналист «Russia Today» Тим Керби. – Можно, конечно, забыть про эти упреки и создать собственные поселения в пригородах. На первый взгляд, это удобно. Но... совершенно не выход. В США многие архитекторы считают классический одноэтажный пригород сильнейшим злом урбанизации. Разделенные широченными улицами, просторные дома в нем стоят впритык друг к другу. Магазинов там практически нет, зато у каждой семьи – по две-три машины. В отличие от центра мегаполиса с его соразмерными жилищами, пригород провоцирует население на гиперактивный рост потребления. Лично я нашел для себя решение, переселившись в деревню – довольно далеко от Москвы, но при наличии машины расстояние не проблема. Свежий воздух, пространства достаточно, хорошие соседи – что еще нужно?!» Скорее всего, Тим со временем поймет, почему подобный вариант дауншифтинга верующие православные в России практикуют лишь как экзотическое исключение, почти не способствующее возрождению деревни. Как данные соцопросов, так и мнения многих священнослужителей свидетельствуют: Православие в современной России остается в основном осознанной «книжной» верой ученых горожан – людей, получивших хорошее образование и занимающих не последние места на социальной и имущественной лестнице граждан. Как ни странно, чем дальше от мегаполиса с диктуемыми им вроде бы ярко индивидуалистичными и материально-рациональными стратегиями поведения, тем слабее вовлечение в приходскую жизнь и ниже уровень воцерковленности как таковой. Так что лозунг «назад, к Природе» сам по себе не спасает. «Договариваться» с этой самой природой придется, не забывая о новых цивилизационных реальностях и обусловленных ими вызовах, с которыми уже сегодня сталкиваются земляне. В этой связи можно было бы вспомнить об утвержденном Священным Синодом в 2015 году (см. Журнал № 41) Чине молебного пения о сохранении Творения Божиего, молитвословия которого возносятся в наших храмах уже пять лет. Однако участники дискуссии предпочли свернуть на проторенную тропинку околополитической «зеленой» парадигмы. Напрасно начальник департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления внутренней политики Администрации Президента РФ Евгений Еремин предлагал придерживаться трактовки экологии как научной дисциплины, изучающей законы взаимодействия биологических систем и отдельных живых организмов. Это определение, считавшееся еще поколение назад единственно корректным, сегодня, похоже, никого, кроме самих ученых, уже не устраивает. Многие ораторы пытались (с разным успехом) соединить в своих выступлениях природоохранную тему с глобальным терроризмом и способами защиты от него. Максимальные симпатии зала в этом направлении снискал советник главы иранского МИД Хоссейн Шейхольэслам. После подробного обзора об ущербе, понесенном за годы войны природными сообществами на территории Сирии, он высказал не вполне очевидный тезис, что первый после террористов враг окружающей среды – президент США Трамп, демонстративно вышедший из Парижского соглашения по климату. Эту тему продолжил президент Международного общественного фонда единства православных народов Валерий Алексеев, проанализировавший быстрые изменения в «зеленом» секторе массового сознания землян, свидетелями которых мы все становимся. По мнению Валерия Аркадьевича, в единую канву тут укладываются и посвященное теме амазонских лесов специальное заседание Римо-Католического синода, и недавнее выступление главы ООН Антониу Гутерриша, попенявшего «некоторым странам» на то, что они по старинке не могут обходиться без угля и смеют наращивать производство «ископаемой» (то есть добытой из углеводородов) энергии, и раскрученная умелыми пиарщиками шведская девочка Грета Тунберг (в послужном списке, которой, к слову, уже значатся аудиенции и у Папы Франциска II, и у главы ООН), не преминувшая прямо назвать эти «некоторые страны» - Китай и Россию. Столь сильно выбивающаяся из глобального тренда точка зрения не могла не подвергнуться острой критике. Она прозвучала из уст заместителя директора информационного центра ООН в Москве Владимира Павинского. «Чем тиражировать недалекие страшилки, лучше бы всерьез подумали, как в реальности снизить вредные выбросы в атмосферу», - примерно к этому сводился посыл, с которым в своей речи выступил представитель авторитетной международной организации. Он также подробно рассказал о 17 целях устойчивого развития ООН из так называемой Повестки-2030. Однако на форуме в Москве риторика «этики глобального гражданства», «межкультурного понимания и толерантности» и «строительства мостов при помощи недавно созданного Альянса цивилизаций» не снискала бурных оваций. На этом разнородном фоне едва ли не самым взвешенным стало выступление политика из Евросоюза, представлявшего православную Грецию. По мнению депутата национального парламента от правой партии «Новая демократия» Максимоса Харакопулоса, завет Господа «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1, 26-31) не означал разрешения доминировать и нарушать естественный баланс природных сред. «Во всех традиционных религиях человек мыслил себя неотъемлемой частью природы. Совершенно очевидно: трепетная грань между преобразованием природы и ее охраной давно разрушена. Современный мир, стремясь угнаться за все растущими потребительскими запросами, стремится к хищнической эксплуатации недр. Минеральные богатства близки к истощению, налицо уровень загрязнения окружающей среды, который сам по себе уже вызывает климатические сдвиги. Несоблюдение меры в потребностях влечет негативные последствия, которые по-гречески замечательно выражаются словом, переводящимся на русский как закономерность. Мы на грани экологической катастрофы!» - не боится сгущать краски Харакопулос. Как же правильно реагировать на это людям с христианским сознанием, задается вопросом греческий депутат. Прежде всего вспомнить, что к основным добродетелям Православия относятся умеренность, смирение и воздержание. Следуя им, можно восстановить равновесие как во внешней, так и в собственной внутренней среде. «Осознавая себя как часть всеобщего творения, надо чаще вспоминать слова Господа «Вот, у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней» (Втор. 10, 14). Ведь уважение к творению однозначно ведет и к уважению Самого Творца и Создателя. Только такие отношения между человечеством и природой способны подсказать современной цивилизации надежный выход из экологического кризиса», - уверен Максимос Харакопулос. КОММЕНТАРИЙ Священник Роман БОГДАСАРОВ, духовник Росгвардии: Вопросы, которые поднимаются на форуме, актуальны всегда. Они прежде всего связаны с тем, что человек сам делает в обществе, на земле, в своей стране, городе, районе и т.д. Как он живет, нарушает ли правопорядок, переходит ли черту закона, выступает ли угрозой обществу, или наоборот, исполняет заповеди Творца, заботится об окружающих, помогает ближнему, следит за чистотой своей речи и за чистотой того пространства, которое его окружает — в том числе информационной чистотой. Мы сегодня вместе созидаем нашу планету, тот мир, который на многие века позволит и будущим поколениям радоваться богатствам нашей природы, радоваться разнообразию наших культур, при этом сохраняя идентичность каждого народа, которые живут в России уже много лет, сосуществуя и поддерживая друг друга. Из выступления на пленарном заседании
1 ноября 2019 г. 13:10
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Митрополит Волоколамский Иларион: «Господь нам вверил Церковь, которая существует более тысячи лет» Интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата греческой газете «Катимерини». PDF-версия.
20 января 2021 г. 14:30
Светлые новости 2020 года Уходящий год запомнился тем, как люди Церкви — священнослужители и прихожане — объединились в молитве и труде. Совершали дела милосердия, активно помогали страждущим. Да, в карантинный локдаун несколько месяцев были закрыты храмы для прихожан, что для многих оказалось непростым испытанием. И все-таки в храмах не прекращались службы. И были в этом непростом году жизнеутверждающие новости. Вот некоторые из них. PDF-версия.
18 января 2021 г. 15:40
Взойти на Монахову гору Век назад отошел ко Господу первоначальник Никольского монастыря Оренбургской епархии игумен Зосима (Карцев). Именно он в начале XIX столетия обустроил на Монаховой горе за селом Покровка пещерный храм, давший второе, неофициальное название обители — «Святые пещеры». Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» побывал в заваленных в советское время и раскрытых в начале 2000-х годов пещерах и узнал, как возрождается монашеская жизнь в обители, некогда основанной казаком. PDF-версия.
14 января 2021 г. 13:40
Сергей Сергеевич Хоружий 05.10.1941 — 22.09.2020 22 сентября на 79-м году жизни отошел ко Господу выдающийся религиозный мыслитель, философ и математик Сергей Сергеевич Хоружий.
13 января 2021 г. 19:00
Монахиня София (Ищенко) 01.05.1949 — 17.10.2020 17 октября на 72-м году жизни отошла ко Господу монахиня София (Ищенко), замдиректора Духовно-просветительского центра «Вера, надежда, любовь» Калужской епархии, президент Международного православного Сретенского кинофестиваля «Встреча».
13 января 2021 г. 18:50
|