iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
На войне как на войне
Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции  на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Общество
ЦВ № 12 (385) июнь 2008 /  27 июня 2008 г.
версия для печати версия для печати

Православная общественность против коммерциализации Соловков

9 июня в Государственной Думе открылась выставка «Соловки — северный форпост России». На богатом материале здесь показано славное прошлое Соловецкого монастыря и его сложное противоречивое настоящее. Выставка позволила еще раз привлечь внимание общественности к той ситуации, в которой оказались Соловки в эпоху безудержного развития коммерции. На открытии выставки был распространен проект обращения общественности к Председателю Правительства России Владимиру Путину.

 

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Считаем своей обязанностью привлечь Ваше внимание к ситуации вокруг Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.

На протяжении последних лет предпринимаются попытки коммерциализации монастырского наследия, использования монастырского комплекса не по назначению, но как увеселительного и развлекательного места, средства извлечения частной прибыли. Разрушение памятников, пожары, деградация природной среды стали на Соловках обыденной реальностью.

Поскольку эту политику проводил в жизнь Соловецкий государственный музеем-заповедник при деятельном участии Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федерального агентства по культуре и кинематографии, а также региональных органов власти в лице администрации Архангельской области, то такое развитие событий воспринимается общественностью как государственная политика.

Мы против такой политики. Многие столетия Соловецкие острова были средоточием молитвы, духовной лечебницей всей России. В ХХ веке они стали братским кладбищем новомучеников и исповедников российских, иных невинных жертв ГУЛАГа. Здесь не место индустрии отдыха и развлечений. Вслед за соловецкими монахами мы выступаем против массового строительства престижных коттеджей и гостиниц, спортивных регат на Святом озере, фестивалей бардовской песни с мощным звукоусилением, акций провокативного «современного искусства», 160-метровой башни ветровой электростанции и иных подобных вещей. Мы убеждены, что каждое такое действие разрушает молитвенный дух этого места, умаляет его значение для России.

Обращений к властям всех уровней о недопустимости и недальновидности проводимой политики за минувшие годы было много, однако перемен как не было, так и нет. Богоборческий режим ушел в прошлое, но монастырь и поныне бесправен — лишен всяких прав на собственное наследие. До сих пор ему не возвращено большинство монастырских строений. Информация о положении дел на Соловках распространяется, и с каждым годом все меньше желающих проходить свой монашеский путь именно там. Так что нынешняя политика в отношении Соловков, осуществляемая якобы от лица государства, судя по ее результатам, является успешной.

Развлекательных центров в мире немало. Соловки в России — одни. Но превращенные в коммерческий аттракцион Соловки с неизбежностью перестанут быть местом нашей памяти, силы и красоты. Россия же при таком повороте лишится одной из коренных опор своей национально-государственной идентичности.

Мы верим, что подобного развития событий еще можно избежать.

Мы просим Вас, не откладывая, придать Соловкам охранный статус, полностью соответствующий их значению общенациональной святыни.

Мы просим решительно остановить хищнический раздел соловецких земель и хаотическое строительство, непоправимо искажающее облик Соловков.

Мы просим безотлагательно завершить начатые, но так и не принесшие пока результата действия по полному возвращению монастырю всех его храмов, келейных корпусов, хозяйственных построек, скитов, иных сооружений.

Соловки прошли через многие испытания. В минувшем веке соловецкая братия духовно выстояла, исповедуя Христа и правду Его даже до смерти. Мы верим, что возрождаемая обитель выстоит ныне и перед лицом бесстыдного культа наживы.

Полностью восстановить Соловецкую святыню — исторический долг нашего государства, ныне поднимающегося, обретающего свое лицо и свою силу.

С глубоким уважением и надеждой на практическую помощь,

 

протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Гуружапов Виктор Александрович,заведующий отделом научно-методической работы и музейной педагогики Государственной Третьяковской галереи

епископ Саратовский и Вольский Лонгин, член Общественной палаты Российской Федерации

Нарочницкая Наталия Алексеевна, президент «Фонда исторической перспективы», руководитель Парижского института демократии

и сотрудничества

Неклесса Александр Иванович, член бюро Научного Совета «История мировой культуры» при Президиуме РАН, председатель Комиссии по социальным и культурным проблемам глобализации

Сладков Дмитрий Владимирович, член Общественной палаты Российской Федерации, помощник директора Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ

Тарло Евгений Георгиевич, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, вице-президент Федерального союза

адвокатов России

Фадеев Валерий Александрович, председатель комиссии по экономическому развитию и сотрудничеству Общественной палаты Российской Федерации, главный редакто журнала «Эксперт»

Флоренский Павел Васильевич, профессор Российского университета нефти и газа им. И.М. Губкина,

Якеменко Борис Григорьевич, член Общественной палаты Российской Федерации, доцент кафедры истории России Российского университета дружбы народов,

и другие
 

27 июня 2008 г.
Ключевые слова: святыни, Соловки
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00