iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Срок на покаяние
По данным Российского агентства правовой и судебной информации, сегодня в России в местах лишения свободы находятся около 520 тысяч человек. В зависимости от совершенного преступления они содержатся в разных условиях, но у каждого есть возможность пообщаться со священником, исповедаться и причаститься. Как устроена в зоне духовная жизнь, повлияло ли на нее не­уклонно растущее число мусульман в тюрьмах Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), в какой момент к отбывающему наказание человеку приходит искреннее покаяние, как священнику работать с разными группами осужденных, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель храма иконы Божией Матери «Споручница грешных» на территории исправительной колонии строгого режима № 11 в Сургуте протоиерей Георгий Кошелев. PDF-верия.
19 августа 2021 г. 13:00
Общество
ЦВ № 12 (385) июнь 2008 /  27 июня 2008 г.
версия для печати версия для печати

Православная общественность против коммерциализации Соловков

9 июня в Государственной Думе открылась выставка «Соловки — северный форпост России». На богатом материале здесь показано славное прошлое Соловецкого монастыря и его сложное противоречивое настоящее. Выставка позволила еще раз привлечь внимание общественности к той ситуации, в которой оказались Соловки в эпоху безудержного развития коммерции. На открытии выставки был распространен проект обращения общественности к Председателю Правительства России Владимиру Путину.

 

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Считаем своей обязанностью привлечь Ваше внимание к ситуации вокруг Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.

На протяжении последних лет предпринимаются попытки коммерциализации монастырского наследия, использования монастырского комплекса не по назначению, но как увеселительного и развлекательного места, средства извлечения частной прибыли. Разрушение памятников, пожары, деградация природной среды стали на Соловках обыденной реальностью.

Поскольку эту политику проводил в жизнь Соловецкий государственный музеем-заповедник при деятельном участии Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федерального агентства по культуре и кинематографии, а также региональных органов власти в лице администрации Архангельской области, то такое развитие событий воспринимается общественностью как государственная политика.

Мы против такой политики. Многие столетия Соловецкие острова были средоточием молитвы, духовной лечебницей всей России. В ХХ веке они стали братским кладбищем новомучеников и исповедников российских, иных невинных жертв ГУЛАГа. Здесь не место индустрии отдыха и развлечений. Вслед за соловецкими монахами мы выступаем против массового строительства престижных коттеджей и гостиниц, спортивных регат на Святом озере, фестивалей бардовской песни с мощным звукоусилением, акций провокативного «современного искусства», 160-метровой башни ветровой электростанции и иных подобных вещей. Мы убеждены, что каждое такое действие разрушает молитвенный дух этого места, умаляет его значение для России.

Обращений к властям всех уровней о недопустимости и недальновидности проводимой политики за минувшие годы было много, однако перемен как не было, так и нет. Богоборческий режим ушел в прошлое, но монастырь и поныне бесправен — лишен всяких прав на собственное наследие. До сих пор ему не возвращено большинство монастырских строений. Информация о положении дел на Соловках распространяется, и с каждым годом все меньше желающих проходить свой монашеский путь именно там. Так что нынешняя политика в отношении Соловков, осуществляемая якобы от лица государства, судя по ее результатам, является успешной.

Развлекательных центров в мире немало. Соловки в России — одни. Но превращенные в коммерческий аттракцион Соловки с неизбежностью перестанут быть местом нашей памяти, силы и красоты. Россия же при таком повороте лишится одной из коренных опор своей национально-государственной идентичности.

Мы верим, что подобного развития событий еще можно избежать.

Мы просим Вас, не откладывая, придать Соловкам охранный статус, полностью соответствующий их значению общенациональной святыни.

Мы просим решительно остановить хищнический раздел соловецких земель и хаотическое строительство, непоправимо искажающее облик Соловков.

Мы просим безотлагательно завершить начатые, но так и не принесшие пока результата действия по полному возвращению монастырю всех его храмов, келейных корпусов, хозяйственных построек, скитов, иных сооружений.

Соловки прошли через многие испытания. В минувшем веке соловецкая братия духовно выстояла, исповедуя Христа и правду Его даже до смерти. Мы верим, что возрождаемая обитель выстоит ныне и перед лицом бесстыдного культа наживы.

Полностью восстановить Соловецкую святыню — исторический долг нашего государства, ныне поднимающегося, обретающего свое лицо и свою силу.

С глубоким уважением и надеждой на практическую помощь,

 

протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Гуружапов Виктор Александрович,заведующий отделом научно-методической работы и музейной педагогики Государственной Третьяковской галереи

епископ Саратовский и Вольский Лонгин, член Общественной палаты Российской Федерации

Нарочницкая Наталия Алексеевна, президент «Фонда исторической перспективы», руководитель Парижского института демократии

и сотрудничества

Неклесса Александр Иванович, член бюро Научного Совета «История мировой культуры» при Президиуме РАН, председатель Комиссии по социальным и культурным проблемам глобализации

Сладков Дмитрий Владимирович, член Общественной палаты Российской Федерации, помощник директора Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ

Тарло Евгений Георгиевич, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, вице-президент Федерального союза

адвокатов России

Фадеев Валерий Александрович, председатель комиссии по экономическому развитию и сотрудничеству Общественной палаты Российской Федерации, главный редакто журнала «Эксперт»

Флоренский Павел Васильевич, профессор Российского университета нефти и газа им. И.М. Губкина,

Якеменко Борис Григорьевич, член Общественной палаты Российской Федерации, доцент кафедры истории России Российского университета дружбы народов,

и другие
 

27 июня 2008 г.
Ключевые слова: святыни, Соловки
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Если Господь — ведущий
У отмечающего в этом году 240-летний юбилей села Прасковея в Буденновском церковном округе Георгиевской епархии два небесных покровителя: великомученица Параскева Пятница и благоверный великий князь Александр Нев­ский. Объяснение этому кроется в протяженной истории бывшего до 1911 года уездным центром селения, в котором сейчас живут 11 тысяч человек. Как считают ученые, топоним «Прасковея» восходит к имени Параскевы, но почему село оказалось так наименовано, однозначного ответа у историков нет. К революции оно подошло с тремя действовавшими храмами и еще одним возводившимся. Первой в Прасковее в 1787 году поставили Покровскую церковь, второй в 1851-м — Вознесенскую. Александро-Невский храм построили в 1911 году как церковный мемориал памяти героев Русско-­японской войны. Увы, ни одна из тех церквей до нас не дошла. Сейчас в Прасковее два храма: переделанный после войны из обычного сельского домика Вознесенский и новый красавец Александро-Невский — ныне вторая кафедра правящего архиерея Георгиевской епархии епископа Гедеона. Их общины фактически составляют единый приход во главе с протоиереем Димитрием Морозовым. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» провел день с настоятелем и делится впечатлениями с читателями. PDF-версия.    
29 ноября 2021 г. 15:00