Правила работы воскресных школ

ЖМП № 5 май 2014 / 

http://www.e-vestnik.ru/analytics/pravila_raboty_voskresnyh_shkol/

Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил на своем заседании 25 декабря 2012 года документы, регулирующие деятельность воскресных школ. Данный пакет документов включает в себя:

Положение о деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации (далее Положение);

Типовой устав частного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр духовно-нравственного воспитания местной религиозной организации православного прихода храма Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» (далее Типовой устав);

Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации (далее Стандарт).

Положение регламентирует типологию, внутреннюю организацию и учебно-воспитательную деятельность воскресных школ как получивших, так и не получивших государственную лицензию. Оно описывает основные принципы функционирования, определяет цели, задачи и основные виды деятельности воскресных школ. Данный документ должен быть в каждой школе. Его подписывает настоятель. Положение определяет обязанности должностных лиц воскресной школы: настоятель осуществляет контроль за деятельностью воскресной школы и несет ответственность перед священноначалием; директор с благословения настоятеля организует и координирует учебно-воспитательную и текущую хозяйственную деятельность; духовник ответственен за духовно-нравственное воспитание сотрудников и учащихся воскресной школы.

Стандарт — нормативный документ, содержащий требования, предъявляемые к результатам учебно-воспитательной деятельности, структуре и содержанию программ учебно-воспитательной деятельности и духовно-нравственного обучения и воспитания детей, к организационной и методической деятельности воскресных школ. Он создан с учетом новых государственных образовательных стандартов. Он необходим для того, чтобы центры духовно-нравственного воспитания, являющиеся разновидностью воскресной школы, стали частью системы светского образования. Документ вводит базовые вероучительные предметы на каждой из ступеней учебно-воспитательной деятельности воскресных школ:

I. Дошкольная ступень (дети 5–6 лет, ориентировочный срок обучения — 2 года):
базовый вероучительный предмет — «Введение в Закон Божий» (дети получают первичные представления о Боге, о духовном мире, о молитве, о Священной Библейской истории, о храме Божием).

II. Начальная ступень (дети 7–11 лет, ориентировочный срок обучения — 4 года):базовые вероучительные предметы — Закон Божий (в том числе Священная Библейская история, устройство храма Божия и богослужение, история Церкви); основы христианской нравственности (на основе Евангелия и жития святых); церковнославянский язык, церковное пение.

III. Основная ступень (дети 12–16 лет, ориентировочный срок обучения — 4 года):
базовые вероучительные предметы — Священное Писание: Ветхий и Новый Завет; православное богослужение (литургика); Основы православного вероучения (катехизис); история христианской Церкви, христианская этика.

Стандарт определяет, какие умения и навыки должны приобрести учащиеся по мере усвоения того или иного предмета.

Разработаны основной содержательный минимум рабочих программ по базовым вероучительным предметам и сетка часов учебного плана для каждой из ступеней учебно-воспитательного процесса.
Типовой устав представляет собой нормативный документ, регулирующий деятельность воскресной школы как юридического лица. Он дополняет Положение в том, что касается деятельности воскресных школ как самостоятельных юридических лиц (учреждений дополнительного образования), учрежденных религиозными организациями Русской Православной Церкви. Воскресная школа как юридическое лицо владеет имуществом, имеет расчетные счета в банках, бланки и печать с собственным наименованием. В случае если один из перечисленных в Уставе видов деятельности требует лицензирования, школа должна получить лицензию в установленном государством порядке. Высшим органом управления и исполнительным органом управления воскресной школы является учредитель в лице настоятеля (руководителя). Директор школы назначается настоятелем и координирует образовательную, финансово-хозяйственную и административную деятельность.
Речь идет не о всеобщем государственном лицензировании школ, а только о добровольном. В принятых документах эти школы имеют наименование «центры духовно-нравственного воспитания». Они отличаются от обычных воскресных школ тем, что, приобретая статус учреждения дополнительного образования, получают от государства финансирование и определенные права, как, например, признание рабочего стажа для педагогов.

Утвержденный пакет документов является очередным этапом стандартизации православного образования, необходимой для повышения его престижа и качества. Все документы прошли широкое внутрицерковное и общественное обсуждение, в том числе и на международном уровне. В ходе дискуссии поступили замечания от представителей различных епархий. Так, в Московской (областной) епархии полагали, что воскресные школы в случае их государственного лицензирования как учреждений дополнительного образования могут быть закрыты органами государственной власти. Представители Санкт-Петербургской епархии говорили о перегруженности учебного плана. В результате в документы были внесены необходимые уточнения, касающиеся наименования воскресной школы, имеющей статус юридического лица. Были отредактированы основное содержание программ и учебный план.

Принятые в 2012 году документы определяют необходимый минимум знаний, который должен получить каждый обучающийся в воскресной школе. Вместе с тем Стандарт представляет собой ориентир для всех приходских и монастырских воскресных школ.

Весь пакет документов для воскресных школ является руководством к созданию учебно-воспитательной среды, формируя которую мы стремимся к главной нашей цели — воспитанию ребенка в Церкви.

Следующий важный этап на пути к созданию полноценной системы воскресных школ — разработка нового, современного, доступного учебно-методического комплекта к указанным в Стандарте программам по основам православной веры.

Стандарт не преследует цели сделать школы однотипными, исключая из них авторские и инновационные подходы, а, наоборот, приветствует их, так как именно они и создают индивидуальный облик школы. Искренняя вера и личный пример преподавателя помогают ребенку заинтересоваться опытом Церкви и стать полноправным Ее членом. Воскресная школа должна воспитать христианина, который при желании сможет реализовать себя в качестве приходского миссионера, социального работника или катехизатора, работая при этом в светском учреждении.

В свое время Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ставил задачу открыть воскресную школу при каждом приходе, большом или малом, ибо школа составляет неотъемлемую часть приходской общины. На данный момент количество воскресных школ в России составляет более 10 000. Уверен, эти показатели будут только расти.

Иерей Алексий Алексеев
заведующий сектором православного образования
ОРОиК РПЦ


© Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, 2007-2011