iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией
      Диссиденты-писатели и диссиденты-священники 1960 - 1970-х годов упрекали Церковь в лице Патриарха Пимена в молчании по поводу фактов гонения на религию в СССР. Но костромской период служения епископа Пимена свидетельствует об обратном, а именно о его бескомпромиссной позиции по отстаиванию интересов Церкви и духовенства. О его дипломатических, организаторских и человеческих достоинствах говорят документы Костромского областного государственного архива. В условиях жесткого контроля идеологических органов будущий Патриарх, будучи лояльным по отношению к государству, занял твердую позицию по ряду принципиальных вопросов, касающихся деятельности духовенства. Его требовательность по отношению к внутренней дисциплине и проповеднической миссии священнослужителей принесла свои плоды: религиозность населения в регионе возросла. Тактика, взятая на вооружение епископом в Костромской епархии, оправдала себя и на общецерковном уровне и создала предпосылки для возрождения Церкви в 1990-е годы. (Материал будет опубликован в майском номере (№5, 2020) "Журнала Московской Патриархии")  
5 мая 2020 г. 11:39
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5–9-е классы средней школы»
Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. PDF-версия.  
31 января 2020 г. 12:00
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59
Общество
Протоиерей Николай Соколов и олимпийская молодежь. Фото taday.ru
ЖМП № 1 январь 2014 /  17 февраля 2014 г.
версия для печати версия для печати

Олимпиада в православной стране

Об участии Русской Православной Церкви в духовном окормлении спортсменов на «Сочи-2014»

Олимпийская хартия и Международный олимпийский комитет требуют от всех стран, которые организуют главное спортивное событие, обеспечить спортсменов возможностью совершать молитвы и религиозные обряды. Это не только общение со священниками, но также и наличие помещения, где можно совершать богослужение.

Оргкомитет «Сочи-2014» обратился к священноначалию Русской Православной Церкви с просьбой о содействии в организации молитвенных помещений основных мировых религий в трех олимпийских деревнях на время подготовки и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи в 2014 году.

Духовное окормление православных спортсменов  осуществляют клирики Кубанской митрополии, на канонической территории которой находится принимающий Олимпиаду город Сочи, а также священнослужители других епархий. В их числе протоиерей Николай Соколов, который уже имеет опыт духовного окормления российских спортсменов на Олимпиадах в Афинах, Турине, Пекине и Ванкувере. Он поделился впечатлениями о поездке в Сочи, где инспектировалась подготовка объектов, связанных с духовной жизнью олимпийцев.

— Отец Николай, для вас это уже пятая Олимпиада... и вы уже эксперт, если не по спортивным достижениям, то по организации пастырского окормления спортсменов. Вы недавно посетили Сочи, а потому поделитесь своими впечатлениями... Чем, на ваш взгляд, предстоящая Олимпиада будет отличатся от предыдущих?

— Конечно, мое внимание не к спортивным достижениям, а к вопросам организации духовной жизни. Если сравненивать с предыдущими Олимпиадами, то самое важное, что наша Олипиада, как и Олимпиада афинская, проходит в православной стране.

На нас, на духовенстве Русской Православной Церкви, лежит особая ответственность, чтобы верующие всех религий, участвующие в олимпийском движении, были комфортно приняты, всем были предоставлены одинаково хорошие условия. Конечно, с учетом того, что наша страна — православная, мы, естественно, ставим на первое место интересы Православной Церкви. Но это не значит, что мы «задвигаем» другие конфессии.

Нам удалось достичь полного взаимопонимания с представителями всех религиозных движений, чьи спортсмены примут участие в Олимпиаде. В олимпийских деревнях каждой Церкви и конфессии были построены или предоставлены отдельные помещения для их культовых требоисполнений. Раньше, если вспомнить прежние Олимпиады, помещений для проведения богослужений не было (была одна комната, в одной деревне). Так было и в Ванкувере, и в Пекине, но хуже всего, с точки зрения организации, было, пожалуй, в Турине, где имелось единственное помещение для молитв для всех религий!

— В «Сочи-2014» для верующим каждой Церкви будет по отдельному помещению?

— Да. Во-первых, стоит отметить, что в Сочи будут три олимпийских деревни. Везде есть отдельные помещения для всех религий: христианских деноминаций, мусульманства, иудаизма и т. д. Эти помещения связаны между собой общим холлом, где представители разных конфессий могли бы между собой свободно общаться, обсуждать спортивные достижения, духовные проблемы, принимать для беседы спортсменов или членов делегаций, которые приходят за советом, наставлением, утешением. Таким образом, в Сочи всем предоставлены максимально хорошие условия.

Это первое, самое важное. Теперь второе: на сегодняшний момент, как увидели представители инспекции, состоящей из представителей от различных конфессий, всё почти готово. Помещения отделаны полностью. Сейчас идет оборудование внутреннего убранства молитвенных помещений.

— Создание раздельных молитвенных помещений — ваша инициатива или Национального олимпийского комитета?

— Не могу сказать, как решались организационные вопросы при подготовке предыдущих Олимпиад. Но, имея личный опыт служения на четырех Олимпиадах, могу смело утверждать, что подготовка с точки зрения духовного окормления у нас будет во многом лучше.

Между представителями Русской Православной Церкви и Национальным олимпийским комитетом есть полное взаимопонимание. Они сотрудничают с нами, учитывают все наши пожелания. Да, разделенные конфессиональные часовни появились по нашей заявке.

Я хорошо помню, что было крайне неудобно, когда в одной-двух комнатах помещались представители всех вероисповеданий сразу: стояла статуя Будды, курились палочки, рядом лежал коврик для намаза, тут же рядом стоял аналойчик с иконочкой. Всё это было крайне несерьезно!

— Если быть абсолютно точным в фактах, то «Сочи-2014» будет вашей... шестой Олимпиадой, так как вы занимались организацией духовной жизни еще в 1980 году...

— Конечно, в то время участие православных священников в спортивных соревнованиях нигде не афишировалось. Но есть жесткое требование Международного олимпийского комитета предоставить спортсменам возможность для исполнения религиозных культов. Без этого Олимпиада 1980 года в Москве вообще не могла бы быть проведена.

Перед властью стоял тогда вопрос: а кому и для кого готовить подобное молитвенное помещение? У нас все спортсмены — вне конфессий, у нас все — коммунисты, комсомольцы, у нас «верующих людей» нет. Так, по крайней мере, принято было считать. Поэтому о нашем православии разговор не шел, речь заведомо шла только об иностранных спортсменах.

На мне лежала ответственность за всю эту подготовку. Там было оборудовано три комнаты: для мусульман, для иудеев и третья — для всех остальных участников. Буддистов там не было, по-моему. Я завез электроорган, поставили стульев штук 30–40, столики, повесили распятие, постелили ковры — и этим ограничились. Как там всё проходило, я не знаю, нас туда не пускали.

— И всё же это будет ваша первая Олимпиада в нашей стране, на территории Екатеринодарской и Кубанской епархии. И если ранее вы были единственным священником в нашей сборной, то сейчас рядом с вами будет местное духовенство.

— С представителями Кубанской епархии мы обговорили все необходимые вопросы. Договорились, где будем освящать, что будем делать, как будем жить... Составили график богослужений во всех деревнях, определились с работой волонтеров.

Радует завершение строительства собора в честь Нерукотворного Образа. Хотелось бы именно в нем помолиться перед открытием Олимпиады.

— Мы живем в сложное время, сегодня массовые мероприятия привлекают активистов различных общественных групп. Порой можно увидеть и агрессивные публичные  действия. Стоит ли опасаться каких-то провокаций?

— Провокации могут быть, без этого не обходятся никакие Олимпийские игры. Вопрос в том, как этот процесс нивелировать, чтобы не делать из мухи слона.

Что касается духовной жизни, то я, всё же, думаю, что против Церкви провокаций не будет. По крайней мере, на сегодняшний день с теми же мусульманами у нас сложились добрые дружеские отношения. Если ты хорошо прыгаешь и бегаешь, то совершенно не важно, кто и какой национальности живет с тобой в одной комнате.

Что мы, духовенство, должны делать в этой ситуации? Ответ один — спортсмены должны видеть наше внимание, поддержку в трудный и ответственный момент, почувствовать нашу искреннюю и горячую молитву.

 

17 февраля 2014 г.
Ключевые слова: Вера и дело
Также читайте:
Церковь и общество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00