iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Общество
ЦВ № 1-2 (398-399) январь 2009 /  15 января 2009 г.
версия для печати версия для печати

О роли Церкви в кризисную эпоху

В истории Церкви, как и в истории народа, наблюдаются определенные периоды – эпохи и циклы становления. Но определяются они не календарем, а процессом поэтапного созревания народа для внутреннего и внешнего пре-ображения жизни, а также логикой жизни и смерти тех явлений и сил, кото-рые наполняют собою Бытие и сообщают ему значение и смысл. В жизни Церкви, как и в жизни общества, действуют некие законы, которые как бы задают определенный алгоритм ходу событий, однако характер, пафос, идей-но-нравственный смысл, эстетическую форму и силу их воздействия определяют непосредственные участники и исполнители этих исторических свер-шений.
Почил в Бозе Святейший Патриарх Алексий. Завершение его земного пути совпало, как это часто бывает с великими людьми, с завершением целой исторической эпохи, которая в значительной мере на своем завершающем этапе вобрала в себя и запечатлела образ и дух почившего Патриарха.

Вся Церковь охвачена скорбью, и многие пребывают в растерянности, ожидании и страхе перед начинающимся кризисом, который грозит на этот раз охватить весь мир и все сферы жизни. Похороны Патриарха вылились в настоящую общенациональную манифестацию печали и одновременно радости о человеке, который без навязчивого пиара, лишь только терпеливыми трудами и мудрым смирением собрал и сохранил Церковь в те трудные годы, когда распадалась великая держава и все разбегались по своим углам. Поэто-му он стал общественным мерилом правды и справедливости, сплотившем Церковь и общество вокруг главных ценностей жизни. В этом всеобщем на-родном единодушии выразилось не только почитание личности почившего, но и отчетливо прояснилось народное отношение к самой Церкви. Вдруг вы-яснилось, сколь велик кредит доверия к Церкви. Скорее, еще не окончатель-но атрофированным нравственным чутьем, чем разумом, народ тянется к Храму – и ожидает именно от Церкви ответов на насущные вопросы, кото-рые нам задает непростая современная жизнь.
Однако, суровая правда жизни каждым нелицеприятным явлением на-поминает нам о том, что не только народ строит сегодня свою жизнь на руи-нах своей истории, но и сама Церковь только-только возвращается к жизни мира после столетия гонений и агрессивного атеизма. Безбожное учение и воспитание, обездушенный образ жизни, открытая война с Богом и, как след-ствие, разрушенная жизнь человеческой души, изуродованные взаимоотно-шения человека с человеком и всеобщая война всех против всех стали нор-мой жизни современного общества. В Церковь люди приходят из этого изу-родованного мира, а не из ангельских обителей, поэтому Церковь – это не общество исключительно святых и праведников, а по большей части собрание больных, которые пришли к Врачу – общество тех, кто осознал и возне-навидел свою болезнь. Но возненавидеть болезнь и стать здоровым – это от-нюдь не одно и то же. Требуется время и много усилий, чтобы обрести духовное здоровье и силу.

Именно эта задача встает сегодня перед церковным народом во весь свой рост, потому что Церковь это не собрание самоспасающихся одиночек, а духовное братство детей Божиих, которое спасается, чтобы спасти мир, и спасает мир, чтобы спастись самим. В этом вся суть православного учения о Церкви, ибо «тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих» (Рим. 8, 19). Но, отстраивая свой земной дом, Церковь должна еще более заботиться о духовной чистоте и высоте своего бытия в этом доме. В этом и будет основ-ная забота, главная задача, самая важная работа и, безусловно, экзамен Церк-ви на свою зрелость перед лицем Божиим.

Разверзающаяся пропасть кризиса накладывает на нас огромную ответ-ственность и заставляет внутри Церкви произвести соответствующую по-требностям времени мобилизацию всех духовных сил, средств и людей.

Горькая правда состоит в том, что с людьми уходит и эпоха. Но при этом не следует забывать о том, что эпоха – это не сама жизнь, ведь жизнь продолжается, и, значит, на место уходящей обязательно приходит новая эпоха. Уходят люди – уносят с собой эпоху и одновременно открывают и ро-ждают новую эпоху. Какая же эпоха ушла и какая грядет?

В правление почившего Патриарха было восстановлено растерзанное и изуродованное материальное тело Церкви – монастыри, храмы, духовные школы и вся необходимая для бытия Церкви материальная инфраструктура. Церковь – это богочеловеческий организм, и человеческая часть этого орга-низма должна быть воплощена в материи, без этой материи Ее воздействие на мир не может быть полноценным и всеохватным. Почивший Патриарх Алексий блестяще осуществил эту задачу. Конечно, это было бы невозможно без всенародной помощи и участия, но не забудем и о том, сколько было по этому поводу злопыхательства и откровенного противодействия. Церковь строилась и возрастала духовно, народ помогал Ей, узнавал Ее как свою ду-ховную мать – и мало-помалу воцерковлялся.
Но, осуществляя эту насущную задачу, Святейший Патриарх неоднократно, а в последнее время с особой настойчивостью напоминал всем чадам о необходимости взаимодействия Церкви с институтами культуры, ибо в со-временном мире человек возрастает и воспитывается в этих светских инсти-тутах и их средствами. И потому единственная возможность нравственно-религиозного преобразования общественной жизни – это присутствие пред-ставителей Церкви в этих институтах, и прежде всего, как отмечал почивший Патриарх, в средствах массовой информации, на телевидении и радио. Таким образом, задачи и характер новой эпохи были уже обозначены и сформули-рованы в эпоху уходящую.
Сейчас наше общество переживает болезнь, которую мы называем кризисом, но кризисы свойственны живому организму, у мертвых не бывает кризиса. Смысл и суть кризиса заключены в том, что организм борется за жизнь с тем, что его влечет в болезнь и смерть. Кризис мобилизует жизнеспособный в основе своей организм бороться и побеждать болезнь. Кризис для духовно непобежденного человека и общества – это не столько гниение и разложение, сколько созидание, кризис рождает не только потери, но и новые возможности. Время кризиса – это как раз время осмысления этих возможностей. Вот почему именно во времена кризисов бывает так востребована рели-гиозная метафизика и догматика.

Прогнозы специалистов и аналитиков в политике, экономике, области финансов, демографии, экологии и т.п. – самые неоптимистичные. Все гово-рит о том, что человечество переживает не только и не столько финансово-экономический кризис, сколько кризис смысла и образа своего бытия на земле – кризис системный, универсальный и всеобщий. С проблемами такого масштаба мир еще не сталкивался. Очевидно, специалисты по вопросам кри-зиса в названных выше отраслях могут задать нам справедливый, на первый взгляд, вопрос: чем же может помочь Церковь в разрешении таких далеких от Ее внутренней жизни отраслях как экономика, финансы, политика? Да и внутри Церкви может возникнуть вопрос: а должна ли Церковь вмешиваться в такие традиционно мирские сферы жизни? Не изменит ли это вмешательст-во саму Церковь? Не превратит ли Ее такое участие в мирских делах в чисто светский, социальный институт? Однако речь идет не о вмешательстве Церк-ви в эти сферы, а только о духовно направляющем и воспитательном Ее влиянии на мир. Да и сама история Церкви, начиная с первой проповеди и кончая Ее симфоническим соработничеством с христианскими императора-ми, есть история культурного влияния на мир, нравственного и культурного его преображения. Но для того, чтобы осуществлять такое деятельное и культурное влияние, необходимо и самой Церкви осмыслить свое отношение к культуре и участию в культурном строительстве. Поэтому, очевидно, в новую эпоху Церкви придется выработать некий документ, аналогичный социальной концепции, но уже относящийся именно к области духовной культуры общества. Этот документ должен содержать в себе прежде всего богословскую концепцию культурной деятельности и концептуальные осно-вы традиционного мировоззрения, выраженные современным языком и соот-несенные с современными проблемами человечества.

Ведь, пожалуй, именно в области мировоззрения и ожидает народ прежде всего помощи от Церкви, ибо никакое созидательное строительство не-возможно без правильной мировоззренческой основы. Нынешний кризис ох-ватывает все сферы жизни, стало быть, это кризис мировоззренческий, ибо мировоззрение человека отражается на всех видах его деятельности. Непра-вильный взгляд на человека и мир неизбежно приводит к тому, что и мир, и человек деградируют и распадаются. Таков духовный закон. И начинается этот распад с потери основных сакральных смыслов, с подмены высших ценностей низшими, с распада сознания человека, который отражается прежде всего в его языке.

Однако, чтобы осуществить такое масштабное воздействие Церкви на всю культурную жизнь, необходимо произвести и в самой Церкви перегруп-пировку и консолидацию сил в соответствии с условиями этой новой деятельности. В советскую эпоху Церковь загнали в подполье – в этих условиях о масштабной консолидации для культурного строительства не могло быть и речи. Задача стояла выжить – и выживали силами одного прихода. Любое объединение могло быть истолковано как организованное противостояние властям. Мы привыкли к такой разрозненной жизни приходов, и даже на уровне благочиния редко происходит какое-либо объединение ресурсов для решения злободневных задач. Но в новую эпоху культурным строительством невозможно будет заниматься разрозненно, силами и ресурсами одного при-хода. Эта работа должна проводиться организованно и согласованно всеми подразделениями Церкви, включая и Синодальные отделы, занимающиеся специфической деятельностью. Специфика их деятельности должна быть продумана и применена к стратегии этого общего дела Церкви. А епархии должны стать главными духовными центрами, координирующими эту дея-тельность и осуществляющими данную стратегию.

Это, так сказать, задачи человеческие, но управляет Церковью и про-мышляет о Ней Сам Бог. Поэтому в кризисную эпоху человек должен быть особо молитвенно открытым Богу, улавливая Его наставления и извлекая уроки из неудачных опытов строительства. И Бог поможет нам преодолеть все невзгоды, катастрофы и разрушения, связанные с кризисом, ибо кризис есть суд, обнажающий правду Божию и выявляющий истину жизни. Задача Церкви – вместить эту истину в своем соборном самосознании и свидетель-ствовать о ней миру.

 

15 января 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00