iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Общество

"Матерь Божия и святой Георгий были неизменными ходатаями за русский народ..."

В день великомученика Георгия Победоносца, 6 мая,  Церковь отдает дань жертвенному подвигу воинов, принесших миру победу над фашизмом. В 1945 году Светлое Христово Воскресение совпало с днем памяти вмч. Георгия. И не случайно, что именно этот день стал кульминацией церковных торжеств, посвященных 60-летию Победы.

6 мая на Поклонной горе Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в храме-памятнике во имя великомученика Георгия Победоносца, а затем, на площади перед храмом, — панихиду по воинам, жизни свои за Отечество положившим. На Поклонную гору съехались многочисленные гости: полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, мэр Москвы Юрий Лужков, ветераны войны, жители столицы. Вечером того же дня в Храме Христа Спасителя состоялся праздничный концерт «Победа с верой в душе», на который были также приглашены ветераны Великой Отечественной войны — те, кто участвовал в боевых действиях и ковал Победу на трудовом фронте, а сейчас трудится на церковном поприще. Оба мероприятия стали частью торжеств, проводимых Церковью в память о Победе. Мы побеседовали с некоторыми участниками праздничного богослужения и концерта «Победа с верой в душе» и попросили их поделиться своими впечатлениями.

Надежда Васильевна Климентьева, врач скорой помощи (Кемерово):

Я всегда с особым благоговением отношусь к 9 мая, когда мы празднуем нашу Победу. Каждый год в это время я приезжаю в Москву и хожу на службы в московские храмы. Вчера, например, пришла на Поклонную гору, чтобы помолиться Георгию Победоносцу, и узнала, что праздничную литургию в этом храме возглавит Святейший Патриарх. Конечно, я не могла пропустить такую службу.

Сегодня в храме, построенном десять лет назад в честь великомученика Георгия Победоносца, много ветеранов. Я низко кланяюсь им всем за их подвиг и говорю от чистого сердца «Спасибо!». Я родилась уже после войны, но жизнь тех, прошел через страшные военные годы — это часть каждого из нас, часть нашей сегодняшней жизни. Мнение, что нынешнее поколение воспринимает прошлое, не чувствуя гордости за подвиг дедов, не считая себя носителем памяти о Великой Отечественной войне, призванным сохранить и передать ее будущим поколениям, ошибочно. Это только кажется, что с течением времени чувство причастности к тем далеким событиям истончается, что возникает ощущение, будто с уходом поколения военной поры рассыпается целостность нашей общей судьбы. Ничего подобного. История страны продолжается. Она живет в детях, внуках. И теперь уже они хранят в запасниках сердца память бабушек, дедушек, отцов, матерей — тех, кто знал, что такое всенародная скорбь и всенародный гнев.

Мне как верующему человеку очень приятно, что наша Церковь тоже оказалась в центре торжеств, посвященных юбилею Победы. Это правильно, потому что у нас одна история, одна вера и одна Победа — наше великое национальное достижение, символ гордости, нетленное и не тускнеющее от времени бесценное наследство, принадлежащее по праву всем сменяющим друг друга поколениям россиян.

 

Игумения Викторина (Перминова), настоятельница Богородице-Рождественского монастыря:

Сегодняшнее праздничное богослужение совпадает с празднованием иконы Божией Матери «Живоносный источник» и днем поборника православных святого Георгия Победоносца. Матерь Божия и святой Георгий на протяжении всей истории нашего Отечества были неизменными ходатаями за русский народ и неоднократно помогали побеждать различных врагов. Так было и в годы Великой Отечественной войны.

Юбилей Победы для меня очень значимый праздник. Я хочу поблагодарить всех ветеранов за эту Великую Победу и пожелать им здоровья и долголетия. Хотелось бы, чтобы никогда не повторялись войны, чтобы воссоздавалась наша великая русская держава, укреплялась Православная Церковь, возрождалось все доброе и светлое на нашей многострадальной земле. А подвиг людей, вынесших на своих плечах 1418 дней боев, героев, спасших мир от фашизма, не забудется никогда.

 

Михаил Петрович Одинцов, генералполковник авиации:

День Победы для меня — это самый важный день в жизни и самый большой праздник, потому что я прошел все войну от первого до последнего дня. Был тяжело ранен, дважды контужен. Сейчас мне 84 года. Я счастлив, что приглашен на праздничное богослужение в храм Георгия Победоносца. Для меня это большая честь. Я уже не первый раз участвую в церковных мероприятиях, но сегодня особенно взволнован.

Хочу сказать несколько слов о Святейшем Патриархе, с которым знаком давно и которого очень уважаю. Считаю, что Предстоятель Церкви играет огромную роль в жизни нашей страны. Сегодня Русская Православная Церковь находится на очень высоком уровне своего положения и влияния на людей, и во многом это связано с именем Алексия II.

Несмотря на репрессии, вера в Бога в нашем народе была жива всегда. Мне вспоминается один случай, произошедший со мной в 1944 году. Тогда меня отпустили с фронта на одну неделю домой, в Екатеринбург. За эти семь дней я не только повидался с родителями, но и сходил на службу в храм, помолился, причастился. Мне освятили боевое оружие. Я служил в летных войсках, водил в бой людей, и за два последующих года — 1944 и 1945 — не потерял ни одного летчика. Уверен, что меня и моих товарищей спасла вера в Бога.

 

Лариса Владимировна Созинова, педагог-психолог начальной школы:

Мы из общеобразовательной школы № 590, которая находится в районе метро «Багратионовская». Наши воспитанники — дети из православных семей — пришли сегодня на Поклонную гору, чтобы встретить и поприветствовать Святейшего Патриарха и ветеранов войны. Это лучшие ученики школы. Многие наши учителя являются прихожанами храма великомученика Георгия Победоносца и храма-часовни Архангела Михаила при областном сборном пункте, настоятелем которых является протоиерей Сергий Суздальцев. По мере возможности мы всегда помогаем храму на Поклонной горе. Например, наша семья к каждому празднику закупает цветы, а я оформляю цветами храм.

Я очень горжусь тем, что Церковь не осталась в стороне от таких важных торжеств, как День Победы. Это всенародный праздник, и то, что он в этом году стал и общецерковным, доказывает, что Православная Церковь всегда — и в горе, и в радости — со своим народом. Особенно приятно, что, помимо традиционных церковных богослужений, ветеранов войны в этом году пригласили на праздничный концерт в Храм Христа Спасителя. Думаю, что нужно проводить больше таких интересных, неформальных мероприятий, которые сближают всех.

 

Екатерина Илларионовна Демина, Герой Советского Союза:

Война застала меня 15-летней  девочкой по дороге в Брестскую крепость, где мой брат служил военным летчиком. Я ехала к нему из Ленинграда на каникулы после девятого класса, и вдруг объявили о нападении Германии. Наш поезд разбомбили, и до Смоленска я добиралась пешком. А там пришла в военкомат и, прибавив к своему возрасту еще два года, попросилась на фронт. Сначала я попала под Ельню, где были страшные бои, потом воевала под Гжатском. Там получила тяжелое ранение в ногу, меня увезли на Урал в госпиталь, а затем направили в Баку.

Я приехала в Баку, а там находился эвакуированный из Ленинграда военкомат. Я пришла туда, к капитану первого ранга, и говорю ему: «Я из реабилитационного госпиталя. Не могли бы вы направить меня на фронт?» Он спрашивает: «А тебя не укачивает?» Я отвечаю: «Что вы, я водку не пью». Он рассмеялся: «А причем здесь водка? Каспийское море — мелкодонное. Пошлю тебя в Сталинград. Пойдешь?» Я сразу согласилась. Сначала была на корабле «Красная Москва». Мы грузили по полторы тысячи раненых из Сталинграда и вывозили через Каспийское море и Волгу в Красноводск для дальнейшего лечения. Это были тяжелейшие раненые: танкисты, горевшие в танках, летчики, получившие многочисленные переломы во время падения самолета. Так я плавала весь 42-й год. Когда Сталинградская битва завершилась, корабли встали на ремонт.

В Баку в это время формировался батальон морской пехоты из добровольцев. А меня туда не брали. Командир даже выгнал меня, когда я его слишком долго уговаривала. И тогда меня осенило — напишу письмо Сталину. На 28-й день пришел ответ. Писали моему командиру Воронову: «Главстаршину Михайлову принять в батальон морской пехоты». Кроме меня, женщин там больше не было.

Звание Героя мне дали за спасение раненых. Я была прикреплена к разведке как санинструктор. Мы воевали на бронекатерах. Фашисты ставили по 7-9 рядов колючей проволоки под водой. И когда моряки попадали на эту проволоку и получали ранение, я их вытаскивала. Сама, помимо первого ранения под Гжатском, была ранена еще три раза. Мы с батальоном прошли славный путь: освобождали Кавказ, Крым, Приднестровье, город русской славы Измаил, а дальше шагнули за рубеж — Румыния, Болгария, Югославия, Венгрия, Чехословакия, Австрия.

Сегодня я впервые принимаю участие в Патриаршем богослужении и очень волнуюсь. Во время войны, в тяжелые минуты боев мы мысленно обращались к Богу. Я когда получала ранение, всегда думала: «Господи! Как не хочется умирать. Так хочется дождаться победы, дожить до этих светлых дней. Дай мне сил и терпения!». Как видите, Господь исполнил мою просьбу.

Хочу поблагодарить Святейшего Патриарха за внимание к ветеранам, за теплые слова, прозвучавшие в адрес участников Великой Отечественной войны, за подарки.

 

Петр Данилович Юхимчук, ветеран войны:

Сегодня я был участником Патриаршего богослужения и очень волновался. Дело в том, что я впервые побывал на Поклонной горе, и у меня грандиозные впечатления и от мемориала в честь Победы, и от храма Георгия Победоносца. Мне даже удалось сказать несколько слов благодарности Святейшему Патриарху.

Такие же восторженные впечатления и от концерта «Победа с верой в душе». Я уже побеседовал со многими ветеранами, и всем им концерт очень понравился. Не так часто мы встречаемся все вместе, и сегодня праздничный концерт стал поводом для встречи и очень теплого общения. Какие замечательные артисты выступали для нас, пели всем знакомые, любимые песни. Я видел, как ветераны в зале подпевали и вытирали слезы. 

Я воевал с 1942 по 1944 год — сначала в пехоте, потом в инженерных войсках. После войны закончил военно-инженерную академию. До 1953 года участвовал в парадах Победы на Красной площади. Медаль «За боевые заслуги» получил из рук Буденного. Сейчас мне 83 года. Я очень волнуюсь, сердце переполняет радость и гордость. Спасибо за то, что Патриарх не забывает нас, ветеранов. 

Подготовила Светлана Рябкова

9 мая 2005 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Подрясник как форма проповеди
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
6 августа 2022 г. 19:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00