iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией
      Диссиденты-писатели и диссиденты-священники 1960 - 1970-х годов упрекали Церковь в лице Патриарха Пимена в молчании по поводу фактов гонения на религию в СССР. Но костромской период служения епископа Пимена свидетельствует об обратном, а именно о его бескомпромиссной позиции по отстаиванию интересов Церкви и духовенства. О его дипломатических, организаторских и человеческих достоинствах говорят документы Костромского областного государственного архива. В условиях жесткого контроля идеологических органов будущий Патриарх, будучи лояльным по отношению к государству, занял твердую позицию по ряду принципиальных вопросов, касающихся деятельности духовенства. Его требовательность по отношению к внутренней дисциплине и проповеднической миссии священнослужителей принесла свои плоды: религиозность населения в регионе возросла. Тактика, взятая на вооружение епископом в Костромской епархии, оправдала себя и на общецерковном уровне и создала предпосылки для возрождения Церкви в 1990-е годы. (Материал будет опубликован в майском номере (№5, 2020) "Журнала Московской Патриархии")  
5 мая 2020 г. 11:39
Общество
Молебен в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени. 22 апреля 2012 г.
23 апреля 2012 г.
версия для печати версия для печати

В защиту веры и поруганных святынь

Двадцать второго апреля на площади перед Храмом Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл в сослужении архипастырей и многочисленного духовенства возглавил молебное пение в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени. В молебне приняли участие более 65 тыс. человек. Православные из Москвы и других епархий под открытым небом молились об укреплении в вере, вразумлении заблудших, о Русской Церкви и ее многочисленной пастве.

Крест и иконы – эти оскверненные святыни свидетельствовали, что тревога и опасения православных не напрасны. Специально для молебна из Ставропольской и Вологодской епархий были привезены святыни, подвергшиеся поруганию: поклонный крест из Покровского кафедрального собора г. Невинномысска, икона из храма Прокопия Праведного Великого Устюга и Казанская икона Божией Матери из храма Георгия Победоносца Великого Устюга, простреленная пулями в начале 20-х годов XX века. Их, а также ковчег с частицей Ризы Христа и Гвоздем от Креста Господня перед началом богослужения обнесли крестным ходом вокруг Храма Христа Спасителя.

На сугубой ектении звучали особые молитвенные прошения к Всемилостивому Богу "о еже Милостивым Оком призрети на Церковь Свою Святую и сотворити ю невредиму и непреобориму от восстающих на ню и попирающих святыни ея", "о еже просветити мысли неверием и ожесточением помраченных светом Своего Богоразумия".

В первосвятительском слове Патриарх Кирилл говорил о духовном смысле событий последних месяцев. "Святыня есть материальный образ присутствия Божиего Царства в человеческой истории — так она всегда и воспринималась религиозным сознанием людей, - отметил Предстоятель Русской Церкви, - и потому перед святынями поклонялись в самые тяжелые моменты истории и Александр Невский, и Дмитрий Донской, и Суворов, и Кутузов, и Нахимов, и маршал Жуков... И когда сегодня мы подверглись атаке гонителей — несопоставимой с тем, что было в прошлом, но опасной тем, что сам факт кощунства, святотатства, издевательства над святыней предлагается рассматривать как законное проявление человеческой свободы, как то, что должно защищаться в современном обществе, — то этот подход даже и микроскопические явления превратил в явления огромного масштаба и задел каждого верующего человека".

На площади у собора царила особая молитвенная атмосфера. Люди приходили и приезжали, испытывая глубокую внутреннюю потребность в совместной молитве. Многие из них собрались утром в Храме Христа Спасителя на Божественную литургию, а потом остались на молебен. Людей было так много, что те, кто пришел к началу молебна, в два часа, уже не смогли пройти за барьеры, так как огороженное пространство больше никого не вмещало.

Одна из тем, которая волновала собравшихся перед Храмом Христа Спасителя - участившиеся случаи надругательства над святынями. "Я воспринимаю это как поругание нашего прошлого и поругание нашего будущего. Если мы будем так относится к нашим святыням, к тому, что нам оставили наши предки, мы перестанем существовать как единое государство, - считает инженер из Москвы Татьяна. – Когда это происходит, мы должны не равнодушно стоять в стороне, а наоборот сказать этому – "нет", помолиться здесь всем вместе, чтобы это не повторялось. Я не хочу снова жить в стране, в которой запрещено открыто исповедовать свою православную веру".

К Храму Христа Спасителя пришли разные поколения. Пенсионерка из Москвы Антонина Павловна помнит, как разрушались храмы и от падающих колоколов дрожала земля. "Когда я узнала об этих кощунствах в Храме Христа Спасителя, о том, что изрубили иконы, я заплакала. Подумала, неужели все сначала начинается? Ведь православие - это наша культура, и когда дети растут в православной вере, у них есть ясное осознание, кто они, где живут и какое это сокровище - вера в Бога. Я не хочу, чтобы вернулось то страшное время, поэтому и пришла на общую молитву".

Среди участников молебна было много молодежи. Максим по профессии менеджер, приехал с друзьями из Новомосковска. "Я хочу помолиться вместе со всеми, - говорит он, - ужасно осознавать, что в наше время происходят такие страшные вещи – осквернение святынь. Сейчас вроде бы не 20-е и не 30-е годы. И странно, что люди все образованные, но не понимают элементарных истин, о которых говорит православие. Как можно оставаться настолько не культурными, настолько наплевательски относиться к своей стране и православной Церкви?".

После молебна Святейший Патриарх благословил никогда и ни при каких обстоятельствах не реставрировать поруганные иконы: "Пусть знаки, нанесенные на них, постоянно напоминают нам о невидимой брани, которую каждый христианин должен вести, в первую очередь, с самим собой, со своими грехами, утверждая мир и правду Божию в окружающем нас мире".

В Москву на молебен приехали верующие из семнадцати епархий, в том числе из Санкт-Петербургской, Смоленской, Калужской, Иваново-Вознесенской, Владимирской, Ярославской Екатеринодарской, Ставропольской и других. Многотысячные молебны в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени прошли и при кафедральных соборах во всех епархиях Русской Православной Церкви.

23 апреля 2012 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Бездомные верят в Бога и в собственные силы
В рамках проекта «Исследование факторов, способствующих успешной трудовой интеграции и дальнейшей социальной реабилитации людей, оказавшихся на улице в результате трудной жизненной ситуации» (реализован в 2018-2019гг. Православной службой помощи «Милосердие» при поддержке Фонда президентских грантов, заявка № 18-2-016357) российские социологи опросили семь с лишним сотен подопечных московского «Ангара спасения». С помощью этого опроса они попытались выявить, как бездомные попадают на улицу, выяснить их отношение к благотворительной помощи и выделить наиболее перспективные пути их реабилитации и ресоциализации. О результатх своего исследования «Журналу Московской Патриархии» рассказали сотрудники лаборатории «Социология религии» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета руководитель исследования Дарья Орешина и Валерия Елагина.
17 июля 2020 г. 10:00