Иконы-складни царской семьи и шедевры из частных коллекций В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылись сразу две интересные выставки — «Иконописные редкости» и «Иконы-складни императорской семьи». PDF-версия.
2 февраля 2024 г. 13:00
Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии». PDF-версия.
11 сентября 2023 г. 17:00
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали изображения. PDF-версия.
4 сентября 2023 г. 18:00
«С благоговейным умилением соорудили мы сей оклад...» В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Модерн в русской иконе». Выставка уникальная, поскольку впервые в одной экспозиции собраны памятники религиозного искусства (около 130 предметов), выполненные в стиле модерн, большинство из которых ранее не выставлялось. В выставке участвуют: Музей христианского искусства Московской духовной академии, Музей русской иконы имени М. Абрамова и частные коллекционеры. Кураторы выставки: директор Музея имени Андрея Рублева М. Б. Миндлин, главный научный сотрудник С. В. Гнутова, заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Ж. Г. Белик. PDF-версия.
20 июня 2023 г. 13:00
Весна в российских музеях Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.
24 марта 2023 г. 14:30
Зима в российских музеях Крест преподобномученицы, автографы петроградских святых и государевы вклады в Троице-Сергиеву лавру. PDF-версия.
14 декабря 2022 г. 14:00
Свет в звуках Завершился II Патриарший фестиваль духовной музыки «Свет Христов». В этом году он был посвящен 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. В фестивале приняли участие хоровые коллективы из 51 епархии Русской Православной Церкви. Впечатлениями о состязании хоров и его итогах с обозревателем «Журнала Московской Патриархии» поделился член жюри профессор Московской духовной академии и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, член Союза композиторов РФ Николай Денисов. PDF-версия.
4 декабря 2022 г. 15:00
Россия в иконе, Петр Великий и редкие образы Николая Чудотворца Несмотря на относительное летнее затишье в культурной жизни, российские музеи продолжают радовать интересующуюся церковной историей публику. К услугам посетителей — беспрецедентная по масштабу выставка московского собирателя икон Игоря Сысолятина, «Духовный регламент» Петра I в публичной экспозиции и «Никола Мокрый» в Третьяковке. PDF-версия.
23 августа 2022 г. 15:00
Помочь подняться к Небу Весной этого года в Большом театре прошла торжественная церемония вручения высоких государственных наград работникам культуры. Ордена «За заслуги в культуре и искусстве» удостоился и Олег Овчинников, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, секретарь Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, регент хора Казахстанского митрополичьего округа. «Журнал Московской Патриархии» поговорил с Олегом Николаевичем о том, как он нашел свое призвание, в чем заключается главная задача певчих во время богослужения и о чем должны помнить начинающие регенты. PDF-версия.
6 июля 2022 г. 12:00
|
27 мая 2016 г. 16:05
Снимки сквозь небо, время и пространствоОдно из самых красивых сооружений современной Москвы — соединяющий Замоскворечье с кафедральный соборным Храмом Христа Спасителя пешеходный мост на несколько недель превратился в бесплатную галерею. Здесь выставлены полсотни крупноформатных (высотой не менее метра) художественных фотографий, выполненных представителями трех поколений мастеров-пейзажистов. Их главные герои — заслуженно отнесенные к сокровищнице отечественного архитектурного наследия храмы и монастырские ансамбли. Выставка «Православные храмы России: взгляд сквозь время» — часть уникального проекта московского фотоклуба «Открытый музей современной фотографии», в ходе которого подобные экспозиции под открытым небом приезжают в различные российские города. «Мы занимаемся этим с 2010 года. Наша первая выставка попала в Книгу рекордов России как самая посещаемая в стране, — говорит автор этого начинания, один из учредителей московского фотоклуба Андрей Ершов. — Зачем нам это нужно? Дело в том, что благодаря Интернету лучшие фотоработы стали общедоступны. Но как раз в Интернете они, как правило, лишаются своих достоинств: их нельзя увидеть в хорошем разрешении, они теряют в качестве. Мы возвращаем фотографию на бумагу, правильно ее подаем и таким образом предоставляем возможность зрителям проникнуться подлинным очарованием фотоискусства. За последние годы у проекта появилось немало последователей. Впрочем, далеко не всем удается достичь такого же цельного результата!» Конечно, на выставке представлены снискавшие мировую известность шедевры — Владимирский собор Крещения Руси в Херсонесе, церкви Троице-Сергиевой лавры, собор Покрова на Рву, Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь, Ферапонтов монастырь... Но есть тут и виды, которые станут открытием для подавляющего большинства зрителей. А вот сделанная в Ярославле самим Андреем Ершовым работа (Илл.1) вызывает легкое чувство дежавю. Кажется, будто вчера видел эту церковь в замечательном русском городе с тысячелетней историей, но... не можешь вспомнить, где именно и при каких обстоятельствах! — Ничего удивительного. Вы, скорее всего, и в самом деле видели ее вчера! — улыбается Андрей. — Внешний вид церкви в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи прекрасно известен каждому россиянину: он изображен на оборотной стороне 1000-рублевой купюры. Этот храм возведен в Толчковской (кожевенной) слободе исключительно «мирским строением» (то есть на народные пожертвования), и он поистине уникален. Единственная в России 15-главая церковь объединяет в своем сказочном декоре и московский, и северный, и поволжский, и восточный архитектурные мотивы. Посмотрите, как «играют» здесь общий треугольный абрис церкви и устремленная ввысь доминанта колокольни! К сожалению, сегодня расположенная совсем недалеко от центра города Предтеченская церковь затерялась среди полузаброшенных промзон. Богослужения здесь проводятся лишь единожды в году — на престольный праздник, а с мая по октябрь она действует как зал Ярославского государственного музея-заповедника (тут в убранстве демонстрируются Царские врата и росписи). В холодное время года церковь закрыта. И многочисленные туристы вряд ли догадываются, что ставший с подачи Банка России одним из символов страны храм находится буквально в паре километров от исхоженных маршрутов... Однофамилец Андрея — менеджер IT-проектов Сергей Ершов — пару лет назад для широкой аудитории открыл другой вид — панораму двух монастырских ансамблей в излучине реки Тезы в селе Дунилове, что в Шуйском районе (Илл.2). «После этого сюда начались настоящие фотопаломничества, — рассказывает Сергей. — Чем хорош этот вид? Это настоящий русский пейзаж: широкий изгиб неспешной реки, просыпающееся в тумане солнце и храмы (числом больше десяти, если считать церкви слившейся с Дуниловым соседней деревни Горицы). Половина их, к сожалению, разрушена... В этом кадре у меня уместились две обители: действующий женский Успенский Дуниловский монастырь и недействующий старинный Благовещенский». Представитель профессионального сообщества пиарщиков москвич Николай Сапронов помимо собственного фотографического хобби теперь выступает еще и организатором проекта «Душа России» — серии выставок, популяризирующих природные пейзажи с известными православными храмами. На Патриаршем мосту Николай выставил запечатленную им панораму, знакомую каждому, кто хоть раз бывал в Суздале. Это вид с вершины Ильинского холма на заповедную пойму Каменки (Илл.3). Над Кожевнической слободой нависает высочайшее в городе сооружение — 72-метровая Преподобенская колокольня Ризоположенского женского монастыря. Луг окружают слободские храмы Богоявления Господня и Рождества Иоанна Предтечи, вдали угадываются знакомые очертания Антипиевской и Лазаревской церквей... Птичьи силуэты привносят в предрассветную тишину необходимую толику динамики. «Как часто бывает, эта фотография — дело случая. Я хотел приехать в Суздаль вечером, но из-за ремонта дороги за рулем провел всю ночь до четырех часов утра, — вспоминает Николай. — Возможно, за это Господь и наградил меня потрясающим видом!» Как видно, далеко не все экспоненты — профессиональные фотографы. Выпускник Бауманского университета Юрий Кравцов — инженер в области монтажа металлоконструкций — зеркальную цифровую камеру в руки взял всего десять лет назад. «Родные подшучивают: лучше бы ты, папа, крестиком вышивал. И нам спокойнее, и семейный бюджет не шатается. Но, как говорит один мой знакомый, надо понимать, что ты еще не умер. Фотография, на мой взгляд, лучшее для этого средство, — признается выставивший четыре работы Кравцов. — Например, чтобы сделать этот снимок Нило-Столобенской пустыни (Илл.4), пришлось час кружить на мотодельтаплане над Селигером. Для "оживления" вида Иверского Богородицкого монастыря на Валдае час поджидал на рассвете, пока в Святых вратах покажется хоть один прохожий. А вот со снимка новгородского Юрьева мужского монастыря, наоборот, убрал рыбака: плывущая уточка мне показалась достаточной. Чтобы сделать этот кадр, в четыре часа утра пришлось нарушить правила и проехать в охранную зону Водоканала. Охраннику, который вышел сделать замечание, мои намерения показались благими, и препятствовать работе он не стал...» Один из кравцовских снимков — вид на Новоторжский Борисоглебский монастырь с берега Тверцы (Илл.5) — публикуется параллельно с ретрофото той же панорамы, но сделанным в 1910 году Сергеем Прокудиным-Горским (Илл.6). Это еще одна замечательная идея авторов проекта: связать работы современных мастеров с наследием пионера отечественной цветной фотосъемки. Благодаря оставленному Сергеем Михайловичем богатейшему архиву многие из его слайдов сегодня можно переснять с той же точки, чем наши современники активно пользуются. Соединяют две эпохи работы советского мастера — ныне здравствующего кавалера ордена «Знак Почета» 99-летнего основателя отечественной школы художественной и пейзажной фотографии Вадима Гиппенрейтера. — Многие удивляются: вы устраиваете выставку под открытым небом, а как же непредсказуемая московская погода и не очень чистая атмосфера? — организатор и автор Александр Аседач берет в руки обычную бутылку с насадкой-пульверизатором и спокойно брызгает на фотографию водой. — Все наши стенды покрыты специальной ламинацией. Она не только защищает фотографии от ультрафиолетовых лучей, но и позволяет промыть их обычными щетками. — От вандалов они тоже смогут защитить? — скептически поинтересовался корреспондент. — Нет. Но мы уверены: ни у кого рука не поднимется разрушить такую красоту. Между прочим, когда на Гоголевском бульваре мы устраивали похожую выставку «Москва в фотографиях», не пострадала ни одна работа. Кстати, в темное время все фотографии на Патриаршем мосту подсвечиваются. Не забыли устроители и о пользователях современных цифровых гаджетов. Выставка снабжена приложением «Аудиогид», посредством QR-кодов она доступна в цифровом формате. Выставка открыта круглосуточно до 20 июня. Вход свободный. КОММЕНТАРИЙ Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, председатель Синодального отдела по делам молодежи: "Эти фотографии помогают увидеть Бога сквозь суету повседневности" Сегодня общество ждет от Церкви ясного и убедительного свидетельства о вечных Божественных истинах, ждет просвещения и духовно-нравственного воспитания. Такое свидетельство может и должно осуществляться различными средствами, включая фотографию, которая, эмоционально воздействуя на чувства людей, способна пробуждать в их душах благоговение, любовь и уважение к родной стране, к ее традициям и культуре, к национальным святыням. Представленные на выставке художественные фотографии дают нам редкую возможность вживую соприкоснуться с прекрасным, воочию увидеть архитектурное величие православных храмов России, ощутить удивительную гармонию, с которой они вписаны в окружающий пейзаж, составляя единое целое с природой. Эти произведения подлинного искусства открывают нам путь к тому, чтобы увидеть Бога в суете повседневной жизни, научиться отличать настоящее и действительно ценное от сиюминутного и преходящего, ясно понимать сердцевину духовной жизни нашего народа. (Из официального приветствия участникам выставки) Говорят участники выставки Виктор Афанасенко: Занимаюсь недвижимостью: по всей России строим складские комплексы. С семьей рождественские каникулы ежегодно проводим в Нило-Столобенской пустыни. Каждое утро при разных условиях освещенности снимаю монастырский собор. Эта фотография (Илл.7) сделана на рассвете в праздник Собора Пресвятой Богородицы со льда озера Селигер. Светлана Григорьева: Живу и работаю в самом красивом городе мира — Санкт-Петербурге, занимаюсь управлением персоналом. Убранство Исаакиевского собора удалось качественно снять с третьей попытки. Здесь в условиях естественного дневного освещения запечатлен центральный купол, неизменно поражающий меня потрясающей росписью (Илл.8). Фасады собора я сняла на закате в марте.
27 мая 2016 г. 16:05
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
Вышел в свет №3 «Журнала Московской Патриархии» за 2024 год Пятнадцатилетие Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — важнейшая историческая веха в жизни мирового и отечественного Православия.
25 марта 2024 г. 16:00
«Небесные пещеры»: духовное значение пещерных монастырей в истории православного монашества Пещерные храмовые комплексы известны с IV века и встречаются почти на всей территории православного мира. Это уникальные памятники природно-культурного ландшафта и неотъемлемая часть литургического наследия Православия. С чем было связано их появление? Каковы корни этого духовного опыта и необходимые условия для создания пещерного монастыря? Об этом уникальном явлении рассказывает Петр Юрьевич Малков, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. PDF-версия.
14 марта 2024 г. 15:00
Святая бригада В условиях активных военных действий помощь врачей и сестер милосердия в больницах и госпиталях Донбасса оказалась неоценимой. Ирина Худякова, сестра милосердия госпитального отделения Свято-Димитриевского сестричества при Первой градской больнице, побывала на новых территориях уже несколько раз. По роду деятельности она — социальный работник, ухаживает за пожилыми людьми и инвалидами. О духовной миссии сестер милосердия в военных госпиталях в Донбассе и о том, почему она стала добровольцем, Ирина рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
12 марта 2024 г. 13:30
Священник Владимир Суханов: «Военным госпиталям не хватает сестер милосердия» Перед поездкой добровольцем в госпитали Донбасса каждая сестра милосердия должна пройти собеседование со священником, ответственным за духовное окормление госпиталей на новых территориях. Какие требования предъявляются к ним и почему сестрам не благословляется говорить с ранеными о таинствах, каких характерных ошибок следует избегать и что самое главное в их служении, рассказал ответственный за духовное окормление госпиталей Москвы и Московской области настоятель храма Живоначальной Троицы в детской больнице святого Владимира в Сокольниках иерей Владимир Суханов. PDF-версия.
5 марта 2024 г. 14:00
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения. Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.
1 марта 2024 г. 16:00
|