iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Услышать сердцем, прозреть ладонями
Дом слепоглухих в Пучкове — беспреце­дентный в России церковный проект социального сопровождения людей с серьез­ными нарушениями слуха и зрения. Возник он семь лет назад при Казанском приходе в большом селе близ Троицка, только вошедшего тогда в черту столицы (об этом начинании мы подробно рассказывали в материале «Услыши мя, Господи» в № 8 за 2016 год). С тех пор апробированные ранее практические методики по работе со слепоглухими со всей страны применяются здесь на постоянной основе. Выпускники Дома слепоглухих осваивают самостоятельное проживание в специальной тренировочной квартире в соседнем Троицке, работают на местных предприятиях и недавно отпраздновали новоселье на подворье дома — фактически втором благоустроенном жилом корпусе, с самого начала адаптированном под нужды особенных людей. PDF-версия.
10 февраля 2022 г. 15:00
Общество
ЦВ № 15-16 (412-413) август 2009 /  22 августа 2009 г.
версия для печати версия для печати

Борьба за Кадаши продолжается

У прихожан храма Воскресения Христова в Кадашах начинается новый этап борьбы с недобросовестными застройщиками.
В начале августа стало известно, что в самое ближайшее время будет получен ордер на снос «дома дьякона» и еще нескольких исторических зданий, которые входят в охранную зону Кадашевской слободы.

Прихожане уверены, что это решающий шаг застройщиков «Торгпродуктсервис» и «Москапстрой» на пути к строительству офисно-жилого комплекса, состоящего из пяти 3–6-этажных блоков с подземной парковкой на 200 машин и рестораном японской кухни, причем ресторан будет расположен в бывшем цехе консервного завода непосредственно на территории храма, на расстоянии пяти метров от алтаря.

Два с половиной года назад этот проект был остановлен силами прихожан, среди которых много историков, искусствоведов, знатоков Москвы, ревностно относящихся к православной культуре. В начале 2007 года строительство было приостановлено, а храм, как памятник архитектуры федерального значения, получил паспорт, определяющий границы его территории. Документ определил территорию храма как неотъемлемую часть памятника архитектуры – храма Воскресения в Кадашах. Согласно этому документу, в соответствии с законом на всей территории памятника запрещалось любое строительство, кроме реставрационного.
Тем не менее летом 2009 года, в связи с обсуждением нового Генплана Москвы, общественные слушания по проекту строительства офисно-жилого центра возобновились. В июне на совещании в Москомнаследии прихожане узнали о том, что появился новый проектировщик комплекса — проектный институт «Москапстройпроект», дочерняя организация «Москапстроя».

«Почему строительства возобновилось уже после того, как законодательство встало на сторону храма? — недоумевают прихожане. — Ведь тем самым будет грубо нарушена охранная зона, ясно обозначенная в документах!»
Застройщики на возмущение прихода никак не реагируют, компромиссных решений по застройке не предлагают. Более того, как удалось выяснить, на схемах их проекта храма нет вовсе.

В доказательство серьезности своих намерений уже в августе инвестор собирается снести одно из зданий, которое входит в охранную зону Воскресенской церкви – «дома дьякона». Прихожане убеждены, что снос «дома дьякона» — решающий шаг к дальнейшему планомерному разрушению храмового комплекса, а в конечном счете — и здания самого храма.

«Дом дьякона» входит в группу зданий, расположенных на территории памятника, которые являются ценными объектами историко-градостроительной среды средневековой Москвы района «Кадашевская слобода». Эти здания — городские усадьбы с сохранившимися до нашего времени историческими границами владений слободы.

«Дом дьякона» упоминался еще в XVIII веке как принадлежащее «Кожевницкой полусотни тяглецу Борису Герасимову» и «дворцовых волостей управителю Федору Щитирову». К 1790-м годам оформились границы владения и композиция небольшой купеческой усадьбы: два деревянных жилых дома, из которых один расположен в глубине двора. Именно этот «дом дьякона» в 1892 году по духовному завещанию московского купца Павла Пирогова перешел «на вечное поминовение» в собственность храма Воскресения Христова в Кадашах.

Заместитель начальника отдела охраны памятников управления Росохранкультуры по Центральному федеральному округу Оксана Бабенкова уточнила, что на сегодняшний день никаких письменных согласований и разрешений на строительство офисно-жилого комплекса в Кадашах не было.

Бабенкова рассказала, что после проверки в апреле 2009 года управлением были даны рекомендации привести проект строительства в соответствие с Законом № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)». «Мы были против проекта, который нам предложили», — подытожила Оксана Бабенкова.
По словам ведущего архитектора «Моспроекта-2» им. М.В. Посохина Анны Лазаревой, «дом дьякона» стоит на государственной охране и включен в дополнительный список памятников архитектуры как элемент исторической застройки, входящей в охранную зону Воскресенского храма, поэтому все попытки снести здание недопустимы.
По словам сотрудницы Музея «Кадашевская слобода» Лидии Шестаковой, храм Воскресения Христова в Кадашах всегда был центром Замоскворечья, остальные здания строились вокруг него, лишь подчеркивая его красоту и значительность. Храм называли «жемчужиной Замоскворечья», «московской свечой». Таким образом, если комплекс построят, то будет снесен ряд исторических зданий, а вид на красивейший храм будет закрыт со всех сторон.

Очевидно, что любое строительство рядом с памятниками истории грозит им разрушением и использовать соседнюю территорию нужно с особой тщательностью и осторожностью и лишь в тех случаях, когда нужно принять меры по сохранению самого исторического памятника.

Начальник отдела реконструкции исторической городской среды среды, профессор Международной академии архитектуры, член экспертного совета Росохранкультуры Татьяна Вайнштейн обратила внимание на проблему несоответствия высоты храма с планируемыми новостройками. «Большая высотность коренным образом нарушает иерархию пространства», — подчеркнула Т.Вайнштейн.

Архитектор отметила, что весь пакет документов, регулирующих отношение к памятнику как объекту охраны культурного наследия, изменился, и новые правила отныне будут защищать не охраняемые зоны, а проекты новой застройки. По ее словам, в новом Генплане отсутствуют сами слова «диссонирующее здание», так как с этой точки зрения половина современной застройки — диссонирующая.

Вторая проблема, выделенная Т.Вайнштейн, — намечаемое под всем участком застройки строительство многоуровневого подземного гаража, которое поведет к радикальному изменению гидрогеологических и экологических условий в зоне храма и будет нести угрозу физического разрушения этого выдающегося памятника архитектуры. Необходим всесторонний, ответственный анализ этой проблемы с привлечением лучших экспертов в данных областях.

Т.Вайнштейн выразила надежду, что Правительство Москвы примет во внимание вышеперечисленные доводы и примет решение об отмене Постановления 2002 года в части, разрешающей строительство этого офисно-жилого комплекса или о пересмотре запланированных параметров (36 тыс. кв. м. общей площади), уменьшив их как минимум в два раза.

Московской общественности к напору застройщиков не привыкать. Попытки незаконного строительства и сноса исторических зданий на территории памятника начались еще десять лет назад. Ситуация для центра Москвы не удивительная, сейчас сплошь и рядом разрушаются и уничтожаются памятники истории и культуры. Но в последнее время угроза нового строительства вокруг храма Воскресения Христова в Кадашах стала как никогда реальной.
Сегодня судьба храма находится в зоне ответственности Росохранкультуры и Москомнаследия, и останутся ли в будущем Кадаши, а с ними и все Замоскворечье оазисом православной культуры в агрессивной среде современного города, покажет только время.
И все же представители общественности настроены решительно и сдаваться не собираются. Они не ограничиваются регулярными совещаниями и письмами в вышестоящие инстанции. Отстаивать памятник москвичи готовы круглосуточно.

***

Храм Воскресения Христова в Кадашах известен с XVII в., а первое деревянное здание церкви было построено на этом месте еще в 1493 г., тогда храм назывался «церковь Воскресения, что на Грязех». Построенное в 1657 г. каменное здание церкви просуществовало не более 30 лет, и в 1687 г., при патриархе Иаокиме, было начато строительство нового двухэтажного пятиглавого храма, а в 1695 г. была построена стройная шатровая шестиярусная колокольня.
В 1934 г. храм был закрыт, в конце 1940-х — начале 1960-х гг. в здании проходили реставрационные работы, после завершения которых оно было отдано в аренду реставрационному центру им. И.Э. Грабаря.
В 1992 г. была образована приходская община Кадашевского храма во главе с настоятелем — известным московским протоиереем Александром Салтыковым, и храм был передан Церкви. Но реставрационный центр не торопился покидать здание храма, и в течение последующих 12 лет службы проходили в бывшем каретном сарае рядом с храмом. Расположенный на втором этаже верхний храм был освобожден в 2004 г., а в 2006-м возобновились службы и в нижнем храме.
Еще в 2004 г. приход храма Воскресения Христова в Кадашах во главе с настоятелем протоиереем Александром Салтыковым стал инициатором создания приходского краеведческого музея «Кадашевская слобода».
Силами организованного прихожанами Общества ревнителей православной культуры уже пятый год проводятся общественные конференции «Кадашевские чтения», цель которых — сохранение культурного наследия Москвы и возрождение православной культуры.
 

Елизавета Пападаки
22 августа 2009 г.
Ключевые слова: Кадаши, реставрация
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крайнее средство
Наш журнал продолжает цикл статей, задача которых — получать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для поддержания диалога и обмена практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
1 июля 2022 г. 13:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00