iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Одним миром
Иван-чай пахнет недлинным русским летом, низким небом, луговым разноцветьем на дороге от Ростова Великого к Угличу. В терпком его вкусе — десятки поколений живших и кормившихся от родной земли хлебопашцев, сотни исхоженных нищими босоногими странниками верст и напутственная спозаранку материнская молитва. Есть в нем и добросовестный труд безымянных паломников — неутомимых крестоходцев, кропотливо собирающих соцветия кипрея ежегодно в конце июля. И еще этот маленький пакетик плотной бумаги несет имя великого святого подвижника Церкви Русской. К преподобному Иринарху Затворнику корреспондент «Журнала Московской Патриархии» отправился в юбилейный год: угодник Божий окончил земной путь ровно четыре века назад — 13/26 н.ст. января 1616 года. Вернулся же из Ростовского Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря я со знаменитым местным иван-чаем... Но не только с ним.
24 июля 2017 г. 16:00
Наука
Фото Алексея Реутского
19 ноября 2015 г. 18:55
версия для печати версия для печати

Митрополит Волоколамский Иларион: Святой князь Владимир ввел свой народ в Церковь Христову

В Москве проходит международная конференция «Князь Владимир. Цивилизационный выбор». Второй день (конференция открылась 18 ноября) был посвящен осмыслению геополитического, исторического и внутригосударственного значения принятия христианства на Руси.

Говоря о значении выбора христианской веры для Руси в целом, митрополит Волоколамский Иларион назвал его ключевые аспекты. К ним, в частности относится то, что пребывая на окраине мировой христианской цивилизации, Русь за короткое время стала центром христианства для всех славянских народов. «Святой князь не выбирал одну из христианских конфессий – православие или католичество, он ввел свой народ в Церковь Христову»,- отметил докладчик. Кроме того, это восприятие русским народом Священного Предания и открытости для новых богословских знаний, это последовавший после крещения культурный перелом, позволивший преодолеть свою провинциальность, на которую обречено всякое племенное сознание. «В социальном отношении принятие Русью христианства положило начало формированию русской  национальной общности, которая складывалось через объединение племенных сообществ, социальных слоев и отдельных людей в едином духовном пространстве Церкви Христовой»,- подчеркнул митрополит Иларион. Он также добавил, что тот сонм новомученников, который явила Русская Православная Церковь в первой половине ХХ века однозначно отвечает на вопрос, что выбор православной веры русским народом не был случайным.

После первого доклада остальным спикерам оставалось лишь раскрыть детали каждого из прозвучавших тезисов. Так, академик РАН Александр Чубарьян остановился на геополитическом значении Крещения Руси, один из которых – консолидация русского народа. В частности, это выразилось в укреплении княжеской власти, что было типичным для других формирующихся государств Европы, это создание определенной социальной структуры общества, которая формировалась вокруг св.Владимира – простолюдинов и боярства (как управляющей элиты общества). «Но самое главное, что Русь обрела духовное единство,- отметил выступающий. – Для успешной геополитической роли государства его внутреннее, в том числе и духовное, единство – один из важнейших факторов успешного развития во все времена». Создаваемое князем Владимиром русское государство стало частью мирового сообщества, но не безликой частью, а со своей верой и своей самобытной формирующейся культурой. И это своеобразие сохраняется до сих пор. И то, что прибывшие на Русь варяги быстро ассимилировались только подтверждает данный факт. Еще один значимый факт в том, что Русь на равных общалась с Византией, хотя в тех обстоятельствах могла оказаться в ее политическом подчинении.

Твердость князя Владимира в вопросах сохранения самобытной русской культуры проявилось и в том, что он, несмотря на давление византийцев, сохранил в богослужении церковно-славянский язык, хотя порядок церковных служб остался византийским. «Не так было в Болгарском царстве, завоеванном византийцами, - отметил доктор исторических наук Александр Назаренко. – Греки настояли на том, чтобы в болгарских церквах богослужение шло на греческом языке». Но в отношении судебного права у святого князя был свой неофитский взгляд. По началу, после крещения он отказался не только от применения смертной казни за убийство и прочие тяжелые преступления, но и от вир (денежное возмещение за убийство) и продаж (судебный денежный штраф – отчасти пострадавшему, частью в княжескую казну). «Он боялся всего этого, т.к. считал что это грех. Но его окружение быстро убедило, что без смертной казни никак нельзя, - пояснил Александр Назаренко.- А когда в войне с печенегами опустела и царская казна, Владимиру пришлось вернуть и практику судебных штрафов. В итоге княжеский суд предпочитал штрафы, а епископский суд прибегал к телесным наказаниям и смертной казни». О правовой реформе князя Владимира подробно рассказал протоиерей Владислав Цыпин, уточнив, что полномочия церковных судов были расширены за счет положений римского права. Гражданский и Уголовный кодекс того времени включал в себя  Церковный устав, рассматривающий все виды преступлений.

Выступающие говорили также о том, что отправляя своих сыновей на княжение в подчиненные Киеву земли, святой Владимир наказывал им утверждать христианскую веру. Но местная знать придерживалась языческих верований, святилища находились в ее руках, что было залогом ее силы и могущества. В частности в нынешних ярославских землях за главное божество почитался медведь, а само место называлось Медвежий Угол. "Когда Ярослав приехал туда, на него выпустили медведя, - отметил историк РАН Борис Флоря. - Ярослав зарубил медведя топором, усмирил язычников и поставил там крепость, назвав ее своим именем". Кроме того, именно князем Владимиров была введена социальная забота «о сирых и убогих», когда тем, кто не мог себя прокормить - вдовам, сиротам и инвалидам раздавались продукты питания - хлеб, мясо, мед и т.п.

На конференции также выступили директор Института археологии РАН Николай Макаров («Русь в эпоху Владимира Святославича: культурные изменения в археологическом освещении»), заведующий Отделом археологии Московской Руси, доктор исторических наук Леонид Беляев («Корсунские реликвии в Московской Руси: история изучения и новые находки») и др.

20 ноября конференция продолжит свою работу.

 

 

19 ноября 2015 г. 18:55
Ключевые слова: история
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архив, собранный по крупицам
Сегодня в Петербурге живет правнучка отца Иоанна Кочурова — Татьяна Игоревна Кочурова. По профессии инженер, работает в «Ленэнерго», она более 20 лет собирает фотографии, письма, документы, связанные с историей семьи Кочуровых, с судьбой отца Иоанна. К 100-летию трагической гибели своего прадеда, основываясь на этом архиве, она написала книгу «…и страдавша и погребенна… Священномученик Иоанн Царскосельский». «Я стала интересоваться историей нашей семьи, когда училась в старших классах, задавала своему дедушке, Кочурову Василию Ивановичу, вопросы о его отце. Он отвечал неохотно и очень скупо: “Мой отец был священник, расстрелян за молебен казаками Краснова в годы революции”. И все. Помню, когда его хоронили, мой отец обмолвился: “Чем жил — всё и унес с собой”». PDF-версия
13 ноября 2017 г. 15:50