iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Рецензии
Складень трехстворчатый "Деисус с избранными святыми", Первая четверть XIX века
16 февраля 2012 г. 03:45
версия для печати версия для печати

“Романовские письма” увидели свет

 Долгое время некогда знаменитые  «романовские письма» незаслуженно избегались многими специалистами-искусствоведами, поскольку последние видели в них вырождение древних традиций иконописи.  Об уникальных творениях мастеров волжского городка Романова-Борисоглебска (Тутаева) говорили лишь в узком кругу исследователей поздней иконописи, а между тем романовские иконы не уступают знаменитым «палехским письмам» и играют значительную роль в русской иконописи Синодального периода

Иконы «романовских писем» можно увидеть в музейных собраниях, но по большей части они хранятся в частных коллекциях, что не случайно, ведь в основном их писали для домашнего обихода и по частным заказам. Несмотря на то, что с недавних пор феноменом романовской иконы активно занимаются в научном мире, до сегодняшнего дня моленные образы не были каталогизированы.

Уникальный альбом-каталог «Иконы “Романовских писем”», презентация которого состоялась в Российской академии художеств, по словам заведующей  отделом Древнерусского Искусства Ярославского историко-художественного музея-заповедника Л.Л. Полушкиной, есть «первое серьезное научное издание, рассказывающее об удивительной иконописной традиции ярославской земли, великолепной  школе XVIII-XIX столетий».  

И.Л. Хохлова, автора-составителя альбома, сообщила, что  «в каталоге представлены 30 имен  мастеров-романовцев и 106 икон, предоставленных частными коллекционерами и музеями, а также собранных нами благодаря трудоемким архивным поискам. Нельзя сказать, что романовское письмо ограничивалось лишь  одной мастерской. Уже сейчас мы знаем, что есть иконы, подписанные «село Великое», есть и «пошехонские письма»… Увы, осталось немало романовских писем без имен и имен без икон. Иногда нам известен мастер, его место жительства, как он  жил, когда и чьи заказы выполнял,  но его произведения либо не сохранились до наших дней, либо еще не найдены.  Или наоборот, у нас есть иконы, характерные для романовских писем, но автор нам неизвестен…  Мы надеемся, что изданный нами каталог будет иметь огромный общественный резонанс, и его появление наметит ряд отправных точек для дальнейшего изучения романовских икон».

В создании каталога, помимо И.Л. Хохловой, участвовало 15 авторов. По их словам, «романовцы достигли синтеза традиционного письма, барокко и классицизма».   По словам доктора искусствоведения, лауреата Государственной премии РФ И.Л. Бусевой-Давыдовой, написавшей вступительное слово к каталогу, «романовские письма  сильно отличаются от традиционной иконы, скажем палехской или мстёрской.  Палишане и мстерцы словно не жили современной жизнью, и их письмо сконструировано искусственно. Некоторые школы ушли в примитив, и на их фоне полноценным благотворным триумфальным примером стали романовские письма».  Теперь, благодаря каталогу, теперь «прикоснуться» к этой неизреченной красоте смогут все желающие.

Как рассказал корреспонденту «ЦВ» руководитель издательских проектов при Комиссии по вопросам регионального развития, местного самоуправления и предпринимательства Общественного Совета ЦФО РФ С.И. Верхов, «романовские письма – это явление русской иконописи нового времени.  Это  труд многих поколений, исследователей, экспертов и частных коллекционеров.  Каталог уже в продаже. Читатели смогут приобрести его на подворье Троице-Сергиевой Лавры, в Сретенском монастыре, в книжном магазине Издательского совета Московской Патриархии. Ограниченный тираж (500 экземпляров –прим.ред)обусловлен тем, что сумма, которую Рыбинскому музею удалось получить для реализации проекта, была совсем невелика. И, несмотря на то, что и я вложил личные средства в этот проект, их все равно не хватало. Но дело не только в этом. Перед нами стоял вопрос: «А как воспримут нашу книгу?», ведь всем известно, что отношение к старообрядческой иконе, а именно таковой является романовская, весьма двоякое. Предвосхищая ваш вопрос»,- продолжил Верхов, - «скажу, что мы, разумеется, не могли бы выпустить альбом без привлечения церковного лица. Каталог создан по благословению, и при поддержке епископа Рыбинского Вениамина, около 30 лет прослужившего в воскресенском соборе Тутаева. Нашим консультантом выступил кандидат богословия, старший преподаватель кафедры теологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского протоиерей Михаил Халюто. А уже после выхода каталога в свет, его просмотрел и одобрил заведующий иконописной школой при Московской православной духовной академии архимандрит Лука (Головков)».

Положительную оценку проекту дал и настоятель храма Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее протоиерей Николай Соколов, предоставивший для каталогизации икону священномученика Афиногена.

Альбом будет переиздаваться и дополняться, а в 2013 году, по словам Верхова,  издатели каталога планируют организовать выставку «романовских писем» в Москве.

 

 

 

16 февраля 2012 г. 03:45
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00