iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Рецензии
ЦВ № 9 (406) май 2009 /  19 мая 2009 г.
версия для печати версия для печати

«Библиотека русской философской мысли»

Издательство Московской Патриархии открывает новую книжную серию «Библиотека русской философской мысли». Задача серии — привлечь внимание к работам выдающихся отечественных мыслителей XIX–XX вв. и российской философской традиции в целом не только специалистов, но широкого круга читателей.

Русская философия в советское время методично изгонялась из культурной памяти и образовательных программ, поэтому отечественные мыслители, за исключением нескольких популярных имен, практически забыты. Распространенное мнение о том, что не было никакой самостоятельной русской философии, что имели место лишь заимствование и жалкое подражание, опровергается тем фактом, что в начале ХХ века русская философия была представлена плеядой мыслителей, которые по масштабу постановки проблем и глубине анализа вполне сравнимы со своими западными современниками Э.Кассирером, Л.Витгенштейном, Б.Расселом, и другими.

В готовящейся к изданию серии слово будет дано таким мыслителям, как А.И. Введенский, С.А. Аскольдов, П.Е. Астафьев, С.С. Глаголев, Н.Я. Грот и др. Их работы при советской власти находились в спецхранах библиотек, а их имена если и упоминались, то в контексте критики буржуазной философии. Однако содержание их трудов настолько интересно, значительно и актуально, что вполне способно заполнить пространство обмелевшей современной мысли и стать источником новых идей.
Серия открывается книгой священника Илии Кочурова «Русский кантианец», посвященной работам известного русского философа и логика, профессора Санкт-Петербургского университета Александра Ивановича Введенского (1856–1925).

А.И. Введенский был, с одной стороны, последовательным сторонником кантовского критицизма в России, с другой — самостоятельным, оригинальным мыслителем. Книга познакомит читателя с развитием русской философии в конце XIX — начале XX в., с философскими дискуссиями того времени, историей взаимоотношений А.И. Введенского со своими учителями, учениками, коллегами.

Следующей книгой в серии станет главный философский труд А.И. Введенского «Логика как часть теории познания». Это издание можно считать уникальным. Читатель найдет в нем полный текст второго издания «Логики» (1912), а также отзыв на него Николая Лосского «Новая форма философского критицизма».
А.И. Введенский видел в логике орудие, помогающее человеку не только избегать тривиальных ошибок в практической деятельности, но и систематизировать свое мировоззрение и даже правильно выбирать религиозную веру. Идеи, высказанные Введенским, позволяют и сегодня находить ответы на злободневные вопросы.
Вступительную статью к книге написал известный отечественный логик Борис Бирюков.

К изданию готовится также сборник работ Сергея Алексеевича Аскольдова (1871–1945), посвященный проблемам теории познания, сознания и личности, философским аспектам языка. Сергей Аскольдов был младшим современником А.И. Введенского. В сборник включены работы, созданные мыслителем в 10–20-х годах XX века. Большая часть из них с того времени не переиздавалась.

Сергей Аскольдов продолжил разработку концепции «панпсихизма», созданную его отцом — философом Алексеем Козловым, и положил начало оригинальной персоналистской теории познания. Являясь активным участником идейной полемики с антипсихологическим направлением в гносеологии и логике, Аскольдов внес большой вклад в развитие христианской философии в России.

Книги новой серии адресованы научным работникам, преподавателям и студентам гуманитарных специальностей, а также всем, кто интересуется историей философии, проблемами теории познания и гуманитарной методологии, рациональной апологией христианской веры.

 

19 мая 2009 г.
Ключевые слова: философия
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00