![]()
Архимандрит Лука (Головков): «У наших выпускников не спрашивают диплом — их работы говорят сами за себя» Ровно 30 лет назад Московская духовная академия стала первым учебным заведением, объявившем о профессиональной подготовке иконописцев. За это время Иконописная школа академии выпустила несколько сотен дипломированных специалистов. Выпускники школы, в 2019 году преобразованной в иконописный факультет, трудятся в мастерских известных монастырей, возглавляют бригады по церковному убранству крупных храмов-новостроек, преподают церковное искусство в ведущих высших духовных учебных заведениях. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает декан факультета архимандрит Лука (Головков), несущий это послушание уже 27 лет и в ноябре 2020 года переизбранный Ученым советом академии на эту должность. PDF-версия.
30 декабря 2020 г. 14:45
Фотовыставка Уильяма Брумфилда состоится в рамках Свято-Феодоровского историко-культурного форума 19 ноября на сайте Переславского Свято-Феодоровского историко-культурного форума откроется онлайн выставка и презентация работ современного американского историка русской архитектуры, фотографа-документалиста Уильяма Брумфилда:«Краеугольный камень. Вид с Запада». Автор представит в онлайн формате около пятидесяти работ, сделанных в Переславле на протяжении последних сорока лет.
8 ноября 2020 г. 19:15
Благодарственная восписуем Ти раби Твои Соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный во второй половине 2000-х годов в Зачатьевском женском монастыре, обретает новое внутреннее убранство. Речь идет о целом комплексе работ, объединяющем единым творческим замыслом стенопись и мозаичные панно. Пока что завершен первый этап, коснувшийся четверика, центрального купола с главным барабаном и четверки малых куполов.
7 августа 2020 г. 10:00
Ювелирная точность Золото и серебро в Православии ценны не только как драгоценные металлы, но и как материалы, несущие определенную смысловую нагрузку. Золото символизирует солнце, свет истины и Самого Господа, а также первосвятительскую и архиерейскую власть. Серебро — нравственную чистоту и девство Пресвятой Богородицы. Ювелирное искусство во многих своих проявлениях связано с жизнью Церкви. В постиндустриальную эпоху ювелиры, как и многие другие мастера декоративно-прикладных искусств, оказались перед рядом вызовов, ответ на которые им предстоит найти. PDF-версия, Начало. PDF-версия, Окончание
14 февраля 2020 г. 10:00
Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Духовная литература — фундамент русской классики» Сегодня, 14 марта, отмечается День православной книги. День православной книги — это праздник, появившийся чуть более десяти лет назад, но ставший ожидаемым событием церковной жизни. Это торжество напоминает о значении православия в жизни нашего государства.
3 января 2020 г. 15:45
«Я поставил своей целью написать всю жизнь Христа в картинах» Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927) внес огромный вклад в развитие религиозной темы в русской живописи XIX — начала XX века. По достоинству этот вклад был оценен не его современниками, а потомками. Именно с исторической дистанции стало очевидно, насколько глубоко художник вошел в евангельскую тему как вдумчивый исследователь и выразил ее как талантливый живописец. PDF-версия.
25 декабря 2019 г. 14:12
Все там будем Новый выставочный проект в рамках программы «Концепция образов и смыслов» в Музее им. Андрея Рублева начинается от гробовой доски. Если точнее – от колоды, причем в буквальном смысле слова. Прямо возле гардероба посетителей встречает выдолбленная из цельного ствола дерева домовина. Конечно, на произведение искусства в привычном понимании этот предмет не тянет: «экспонат» нашли на чердаке частного дома в Нижегородской области, где раньше жила семья старообрядцев. Дизайнерский ход нетривиальный и запоминающийся. Особенно если кому-то придет в голову примерить изделие под себя.
13 декабря 2019 г. 13:07
Нота как мишень Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.
9 октября 2019 г. 14:59
Правда жизни и правда веры В этом году исполнилось 175-лет со дня рождения знаменитого русского художника Ильи Репина. Илья Ефимович Репин — художник-классик, один из столпов русской живописи, член Товарищества передвижников. Многие его картины нам знакомы со школьных лет: «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Не ждали» и другие. Обычно Репина, как и большинство передвижников, воспринимают как художника, для которого социальные темы были самыми главными. В советское время о нем писали чуть ли не как о богоборце или, по крайней мере, о человеке, далеком от веры. Его картина «Отказ от исповеди» часто помещалась в антирелигиозные брошюрки. Но пристальное внимание к творчеству художника позволяет увидеть, что все обстоит иначе. ПДФ
18 сентября 2019 г. 16:10
Наследие Альфреда Парланда Сегодня, 16 сентября 2019 года, исполняется 100 лет со дня кончины автора петербургского храма-памятника Воскресения Христова (Спас на Крови) Альфреда Александровича Парланда (1842–1919) — выдающегося архитектора, преподавателя, мастера акварели, археолога. Парланд прожил удивительно яркую жизнь, реализовав себя в разных областях. Но, безусловно, главным делом его жизни была архитектура. По проектам зодчего были построены десятки зданий по всей Российской империи — в основном церкви в русском стиле, в которых он продолжил дело своего любимого учителя Давида Ивановича Гримма, основоположника этого направления в архитектуре. PDF-версия
16 сентября 2019 г. 14:59
|
![]()
26 июля 2013 г. 12:29
Вера Христова – наш общий духовный и культурный фундаментПраздничным аккордом на Красной площади при полном аншлаге вчера завершилась московская часть юбилейных торжеств Без четверти десять вечернее небо над Васильевским спуском расцвело разноцветной радугой фейерверка. Под бессмертный хор «Славься!» Михаила Глинки Москва салютовала юбилею Крещения Руси, салютовала Святейшему Патриарху Кириллу, салютовала предстоятелям Поместных Церквей и почетным гостям, салютовала вере Христовой и смиренно принявшему ее больше тысячи лет назад народу. Юбилейный концерт, не лишенный традиционного для подобных поводов пафоса высокой политики, вышел, тем не менее, добрым, понятным и по-московски человечным. Ветераны, дружинники и Георгиевцы Репортер «ЦВ» оказался возле сцены ровно за час до начала торжества. Здесь было пока еще малолюдно. Несмотря на единственный для публики вход через Воскресенские ворота (напомним, посетить концерт можно было бесплатно), не заметил я толкучки и у рамок металлоискателей – возможно, из-за наконец-то достаточного количества досмотрового персонала возле них. В глаза бросилось огромное число дружинников – создалось впечатление, что числом те в несколько раз превосходят полицейских (вероятно, львиная доля блюстителей порядка работала в штатском). Главная площадь страны, ставшая в последние десятилетия еще и огромным концертным залом под открытым небом, знает несколько вариантов размещения сценических подмостков. Их выстраивали и вдоль ГУМа, и у Исторического музея, и на Васильевском спуске «лицом» к Москве-реке, и даже перед Мавзолеем. На этот раз организаторы выбрали, пожалуй, наиболее органичный вариант компоновки – в нижнем торце площади, так что купола и кресты Покровского собора смотрелись естественной и очень красивой декорацией. Вплоть до начальных аккордов Государственного Гимна в первый сектор перед сценой пройти можно было совершенно свободно. Как признавались многие зрители, сюда они зашли случайно, просто гуляя по центру города. Среди «целевых» же посетителей преобладали организованные группки районных Советов ветеранов. Многие пришли с флагами, и набор стягов получился весьма разнородным: наряду с российским триколором, тут виднелись имперский штандарт молодежного движения «Георгиевцы!», знамя Московского студенческого союза и даже большие фотопортреты правящего тандема. С началом концерта в переднем секторе стало тесновато, и полицейские его перекрыли. Об удобстве припозднившихся зрителей позаботились заранее: помимо двух гигантских экранов в кулисах, еще один транслировал происходившее на сцене прямо в центре площади. К середине концерта та оказалась забита до отказа. «Понимание истории может сформировать нашу жизнь» Красочный музыкальный пролог, символически рассказавший о Крещении Руси устами мудрого Летописца (солист театра «Геликон-Опера» Алексей Исаев), написал сам главный дирижер праздника – художественный руководитель Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ заслуженный деятель искусств России генерал-лейтенант Валерий Халилов. Затем к микрофону вышел Святейший Патриарх Кирилл. Тепло поприветствовав собравшихся, святейший Владыка сказал: «Нам, людям XXI века, трудно представить, что было тогда, — как нам трудно представить даже внешний вид тех людей, их культуру, их быт, их нравы. А почему же мы знаем, что это было великое событие? Мы опосредованно знаем об этом — через историю нашего народа, через все то, что с нами произошло. Больше тысячи лет тому назад был заложен фундамент нашей национальной духовной и культурной жизни. Наши предки приняли христианскую веру, а вместе с ней — систему ценностей, мораль, сила которой такова, что никакие исторические перипетии не способны были ее разрушить. Был заложен мощный фундамент, на основании которого и выросло тело единой Руси. И хотя сегодня мы живем в разных странах, тот духовный фундамент остается общим, и он соединяет как нас, граждан России, так и все наши братские славянские народы вместе. Мы духовно и культурно вместе, потому что у нас общий фундамент. На протяжении истории были попытки этот фундамент ослабить и даже уничтожить. Огромные силы работали на то, чтобы это произошло. Не получилось! И сегодня и в Москве, и в других странах люди с благодарностью вспоминают события 1025-летней давности и сознают актуальность этих событий для нашего времени. Мы с вами народ, мы солидарны, у нас есть внутренние скрепы именно потому, что 1025 лет тому назад был заложен фундамент нашей общности. Я верю, что этот фундамент никогда не будет разрушен. Но это будет зависеть от всех вас, от нашего народа, от его способности защищать то, что ему дорого, от его способности устроять свою жизнь на том фундаменте, сила и прочность которого испытывали веками. И если будет так, то будет сильной и процветающей Россия, сильной и процветающей Украина, сильной и процветающей Беларусь, и все мы вместе будем одной духовной семьей, связанной великими узами. Празднуя 1025-летие Крещения Руси, мы не только смотрим в прошлое — мы устремляемся в будущее. Наше понимание истории — это фактор, который во многом способен определить наше будущее. И я сегодня, и вчера, и все эти дни молился и молюсь, чтобы Господь приклонил милость Свою к исторической Руси, к странам, ее составляющим, к народу России. И верю, что эта милость Божия поможет нам строить мирную процветающую жизнь». Приветствие Владимира Путина огласил начальник управления по внутренней политике президентской администрации Олег Морозов. Нам друг без друга прожить не дано Сквозной идеей, пронизывающей все концертные номера, стало единение во Христе многонациональной России в ее исторических пределах. Эмоциональнее всего эту мысль выразил заслуженный артист страны Эвклид Кюрдзидис, проникновенно произнесший поздравление Руси на своем втором родном языке. Высокие гости из Поместных Православных Церквей заулыбались: большинству из них греческий хорошо знаком. Покорили публику ребята из владикавказского ансамбля ударных «Ритмы гор» (художественный руководитель – народный артист Северной Осетии – Алании Магомед Карсанов), во время исполнения выделывавшие цирковые номера с барабанами. Братскую Украину представил вокальный квартет «Гетьман» под руководством Петра Заеца, Беларусь – неувядаемые «Сябры» во главе с народным артистом республики Анатолием Ярмоленко. А припев из исполненной последними песни вполне мог бы послужить лейтмотивом всего вечера: Праздники, праздники вместе мы празднуем, Нам друг без друга прожить не дано, Жаль, понимаем порою не сразу мы: Много дорог, только счастье одно! Не уронили свою высокую марку и знаменитые московские академические коллективы – хор Сретенского монастыря и Московский Синодальный хор, и Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» им. Людмилы Зыкиной, и Государственный академический народный хор им. Пятницкого с Кубанским казачьим хором... Как всегда, самозабвенно зажигали Диана Гурцкая и «лучший рок-голос России» Ольга Кормухина. Впервые на большой сцене выступил московский вокальный ансамбль «Ихтис», столь аутентично исполнивший южнославянские песни, что ведущие даже назвали певцов «нашими гостями из Сербии». Впрочем, эта мелкая накладка, как и несколько других подобных, не испортила общего впечатления. И даже промозглый северный ветер не навредил: небо над центром Москвы, к счастью, оказалось безоблачным! «Надо же, 25 лет назад мы и подумать не могли, что следующий юбилей будем отмечать вот так!» - идя к метро по Ильинке, обменивались мнениями две интеллигентного вида московские пенсионерки. И то правда: главный концерт во время празднования 1000-летия Крещения Руси состоялся после торжественного заседания в Большом театре, а уж о том, чтобы попасть туда всем желающим, нечего было и думать. И это – тоже штришок (пусть и маленький) к пути, который православная Россия проделала за последние четверть века.
26 июля 2013 г. 12:29
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Взойти на Монахову гору Век назад отошел ко Господу первоначальник Никольского монастыря Оренбургской епархии игумен Зосима (Карцев). Именно он в начале XIX столетия обустроил на Монаховой горе за селом Покровка пещерный храм, давший второе, неофициальное название обители — «Святые пещеры». Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» побывал в заваленных в советское время и раскрытых в начале 2000-х годов пещерах и узнал, как возрождается монашеская жизнь в обители, некогда основанной казаком. PDF-версия.
14 января 2021 г. 13:40
Сергей Сергеевич Хоружий 05.10.1941 — 22.09.2020 22 сентября на 79-м году жизни отошел ко Господу выдающийся религиозный мыслитель, философ и математик Сергей Сергеевич Хоружий.
13 января 2021 г. 19:00
Монахиня София (Ищенко) 01.05.1949 — 17.10.2020 17 октября на 72-м году жизни отошла ко Господу монахиня София (Ищенко), замдиректора Духовно-просветительского центра «Вера, надежда, любовь» Калужской епархии, президент Международного православного Сретенского кинофестиваля «Встреча».
13 января 2021 г. 18:50
|