выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
В Музее современной истории России открылась выставка, посвященная вековому юбилею окончания Гражданской войны
В название главной выставки, подготовленной к 100-летию Русского исхода Музеем современной истории России (свои экспонаты сюда предоставили около десятка государственных учреждений культуры, а главный соорганизатор наряду с Минкультуры РФ – Благотворительный фонд актеров), взята строчка из песни-посвящения Александра Вертинского погибшим в октябре 1917 года московским юнкерам. Это не случайно: в центре предметного ряда экспозиции – мемориальные реликвии, посвященные Вертинскому и его знакомому белогвардейскому генералу Якову Слащеву (по чьей просьбе артист, кстати, исполнил упомянутую песню весной 1919 года в Одессе). «Вертинского и Слащева нельзя назвать друзьями, но Гражданская война в каком-то смысле переплела их судьбы: оба стали эмигрантами, а впоследствии – «возвращенцами», - говорит старший научный сотрудник Музея современной истории России Федор Кукин.
4 ноября 2020 г.
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Репортажи
В верхней части витрины - запрестольный крест и иконы из иконостаса Вознесенского собора
22 декабря 2014 г. 10:40
версия для печати версия для печати

Вознесенский монастырь: святыни из-под спуда памяти

В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ ОТКРЫЛАСЬ ПОСТОЯННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ, РАССКАЗЫВАЮЩАЯ О ВЗОРВАННОЙ 85 ЛЕТ НАЗАД ОБИТЕЛИ

У небольшой южной пристройки к Архангельскому собору Московского Кремля богатейшая история. С XV по XVII век ее занимала одна из палат Государева казенного двора. Потом тут заседала Судная палата вотчин Архангельского собора, в свою очередь уступившая место дому причта. Сейчас под высокими сводами можно увидеть обширный фрагмент первозданной стены Архангельского собора 1475 года — единственный дошедший до нас древнейший элемент этого храма. И все же отныне эти камни — всего лишь «декорация», не более чем исторический фон к уникальной экспозиции, на постоянной основе размещенной здесь Музеями Московского Кремля. В трех небольших витринах — все наследие, уцелевшее от варварски уничтоженного в 1929 году Вознесенского женского монастыря.

Уникальные премьеры

По словам заместителя генерального директора Музеев Московского Кремля Андрея Баталова, реставрация святынь, предметов храмового убранства и других экспонатов заняла пять лет. Подавляющее большинство памятников из коллекции выставляется на публике впервые, и среди них есть несколько несомненных сенсаций.

Тематически вся экспозиция поделена на три части. Первая посвящена сакральному пространству трех храмов Вознесенского монастыря: главного собора, церквей св. Михаила Малеина (XVII в.) и св. вмц. Екатерины (нач. XIX в.). Здесь глаз невозможно оторвать от величественного запрестольного креста с 14 древними круглыми образками-мощевиками из соборного алтаря, изготовленного в 1816 году Осипом Ивановым Смирновым. «Много раз его использовали в крестных ходах, - рассказывает куратор экспозиции научный сотрудник Музеев Московского Кремля Татьяна Атамуратова. - Вообще же эта святыня появилась в благодарность Господу за изгнание французов из Москвы и за победу в Отечественной войне. Монастырь тогда, как и весь Кремль, был разорен и осквернен, но затем активно и быстро воссоздавался, для чего привлекались лучшие мастера того времени. Запрестольный крест восстановлен в наши дни буквально перед открытием экспозиции: собирать его пришлось по кусочкам».

Еще одна уникальная премьера — восемь икон из праздничного и страстного чинов шестиярусного иконостаса Вознесенского собора, датированного 1679 годом. «Нам редко удается столь близко продемонстрировать посетителям прекрасную работу царских мастеров Оружейной палаты, - продолжает Атамуратова. - После закрытия монастыря иконостас перенесли в кремлевскую церковь Двенадцати апостолов. Но по размерам она меньше Вознесенского собора, поэтому два квартета икон вынужденно оставались в запасниках». Здесь же можно увидеть храмовую икону в драгоценном окладе 1686 г. из екатерининской церкви и золотой венец храмовой иконы монастырского собора, изготовленный примерно в то же время, а также несколько тщательно отреставрированных священных сосудов.

Царские вклады и пояс преподобной Евфросинии

Важнейшая часть экспозиции — вклады представительниц знатнейших родов русской аристократии. Имеющий официальный статус усыпальницы государынь, монастырь пользовался особым покровительством цариц и царевен, княгинь и потомственных дворянок. Музей выставляет несколько выдающихся памятников этого рода. Так, мать царя Михаила Федоровича старица Марфа Романова пожаловала сюда в 1630-е годы шитую подвесную пелену «Богоматерь Феодоровская», старица Феодосия Сицкая в 1662 году — серебряную водосвятную чашу, императрица Анна Иоанновна в 1730 году — серебряное кутейное блюдо. Есть и дары от самих царей: Михаил Федорович пожертвовал покров с изображением Голгофского креста, его сын Алексей Михайлович — золотой потир. И все же возвышается над этим рядом реликвий подвесная пелена «Богоматерь Одигитрия» из расшитых жемчугом бархата и тафты, преподнесенная в 1630 году княгиней Домникой Мстиславской. «Ее муж Федор Мстиславский — известный государственный и военный деятель, которому в Смутное время несколько раз предлагали взойти на царский престол, - добавляет Татьяна Атамуратова. - После его смерти Домника Михайловна поступила в Вознесенский монастырь и в качестве вклада внесла туда пелену под чудотворную икону Божией Матери «Одигитрия», которая сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее».

Но при всей важности перечисленных святынь отнюдь не они первенствуют в экспозиции. Центральное место по праву занимает скромный кожаный поясок, на котором сквозь витринное стекло едва можно разобрать тисненную икону Вознесения Господня. Это - монашеский пояс самой основательницы обители и небесной покровительницы Москвы преподобной Евфросинии. История его обретения поистине чудесна.

«Когда в 1929 году власти приняли окончательное решение взорвать монастырь, музейным работникам под руководством заведующего отделом памятников Кремля Николая Померанцева удалось перенести саркофаги с захоронениями в подклет Казенного приказа, то есть в помещение непосредственно под этим выставочным залом, - рассказывает куратор экспозиции. - Происходило это весьма буднично, при помощи буквально одной лошадиной силы — на гужевой телеге. А в 2008 году, когда мы отреставрировали в Архангельском соборе придел святого мученика Уара, священноначалие благословило перенести туда мощи преподобной Евфросинии. При переносе и был обнаружен покоившийся на мощах этот пояс».

Домашнее задание архитекторам

Рядом — несколько экспонатов, рассказывающих о буднях и праздниках обители. Здесь можно увидеть части облачений, рукописную книгу 1883 г. о пострижении в монашеский образ, подарки к широко отмечавшемуся в 1907 году пятивековому юбилею монастыря (Евангелия, шитые иконы, вручавшийся участвовавшим в торжествах членам общества хоругвеносцев памятный жетон). На одной из икон — образ Евфросинии Московской с видом Вознесенского монастыря. Возле него нельзя было не поинтересоваться: в какой мере музейные работники готовы содействовать в грядущем воссоздании этой обители?

«Пока окончательное решение о воссоздании не принято, - сказал в ответ Андрей Баталов. - Если государство пойдет на это, мы сделаем все, что сможем. Но работа это будет трудная, даже тяжелая. Дело в том, что «приговоренные» советской властью московские церкви проходили перед сносом тщательные процедуры обмера и фотофиксации. А в Кремле обстановка, видимо, была тяжелее. Реставратору Петру Максимову удалось обмерять лишь собор, и то не полностью. По остальным церквам и вспомогательным постройкам уцелели только предварительные данные обмеров. Отмечу, что по Чудову монастырю не удалось сохранить даже их: рабочие кроки (выполненные от руки черновые эскизы – прим. ред) архитекторы накануне сноса оставили внутри храма. Кроме того, нет более ранних чертежей Вознесенского монастыря. Поэтому если что и получится восстановить, то лишь хронологически позднейший ансамбль, сложившийся к началу ХХ века. До нас не дошла также ни одна фотография внутреннего убранства храмов: где и как именно располагались представленные здесь святыни, мы можем говорить лишь приблизительно».

Но, возможно, ситуация и не столь плачевна. В распоряжении редакции имеются электронные копии подробнейших гидов, хранящихся в Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина в Санкт-Петербурге. Это - словесные описания внутреннего убранства соборов обоих упомянутых монастырей, изданных около века назад и рассчитанных на взыскательных и крайне любознательных паломников того времени. И эти документы, и сама экспозиция могли бы послужить основой при разработке концепции воссоздания Вознесенского монастыря.

Экспозиция открыта ежедневно кроме четверга с 10 до 17 час.

Справка. Вознесенский монастырь располагался у Спасской (Фроловской) башни Кремля и считался древнейшей женской обителью города. Основан он был на рубеже XIV – XV вв. женой великого князя Дмитрия Донского великой княгиней Евдокией, которая в 1407 г. заложила первый белокаменный собор обители. Вскоре Евдокия приняла монашеский постриг с именем Евфросиния и после кончины была погребена в этом храме. С этого момента в кремлевском Вознесенском соборе до самого переноса столицы в Санкт-Петербург находили место упокоения русские государыни. Здесь покоились жена Ивана III Софья Палеолог, первая жена Ивана IV Грозного Анастасия Романовна, жена царя Федора Ирина Годунова, мать Петра I Наталья Кирилловна. Собор несколько раз горел и перестраивался, окончательный облик принял в конце XVI в. при царе Федоре Иоанновиче.

Советская власть упразднила монастырь в 1918 г. после переезда правительства в Москву. В 1929 г. монастырь был снесен. В прошлом году Президент России Владимир Путин высказал идею о возможности воссоздания Вознесенского и Чудова монастыре на их исторических местах расположения.

22 декабря 2014 г. 10:40
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00