![]()
Сибирский путь Ермака в русском летописании XVII века Пожалуй, нет в сибирской истории фигуры, более известной миру и в то же время овеянной множеством легенд, чем Ермак. О нем и его сибирском походе с «единомысленною дружиною» уже в конце XVI — начале XVII века слагались устные предания. Почти через 40 лет после похода первый сибирский архиерей Киприан (Старорусенников) в своем стремлении увековечить память о Ермаке и его дружине создает Синодик Ермаковым казакам. Историк Алексей Конев объясняет, на чем основывалось желание владыки канонизировать Ермака как героя и почему даже местные князья считали его «человеком Божьим». PDF-версия.
12 января 2021 г. 15:00
Посвященная 100-летию Великого исхода конференция ученых-историков состоялась в Издательском Совете Русской Православной Церкви Событие прошло вчера, 26 октября, под эгидой Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации и собрало нескольких представителей научного сообщества, принявших участие в форуме в очно-дистантном формате. После вступительного слова главы Издательского совета митрополита Калужского и Боровского Климента с сообщением об участии в эвакуации из Одессы и Геленджика и в исходе из Крыма представителей белого казачества в 1920 году выступил председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.
27 октября 2020 г. 17:00
Слабослышащие прихожане требуют времени и усилий Тема окормления слабослышащих находила достойное место на общецерковном уровне и прежде, в том числе в ходе тематических секций Международных Рождественских образовательных чтений или съездов по социальному служению. Но там на первый план, как правило, выдвигались вопросы подготовки сурдопереводчиков и владеющих жестовым языком священнослужителей либо актуализация перевода библейских и литургических текстов на русский жестовый язык. Повестка же форума, собравшего в основном представителей самих общин, сосредоточилась на практических аспектах проповеди среди слабослышащих и их участия в церковных таинствах.
2 октября 2020 г. 19:50
На приход — по приговору Полвосьмого утра в коридоре келейного корпуса Христорождественского архиерейского подворья в деревне Надкопанье, что в Волховском районе Ленинградской области, поднялся сильный шум. Строгий голос беспрестанно и настойчиво спрашивает: почему еще не все собраны и по какой причине позволяют себе опаздывать «молиться Богу». В конце концов голос грозно предупреждает: через пять минут корпус закроют, и машина уедет без лентяев. Так подопечные Центра социально реабилитации подростков святителя Великого в организованном порядке отправляются на Божественную литургию в соседний поселок Паша, на приход прп. Александра Свирского — один из возглавляемых игуменом Антонием (Кузнецовым).
25 сентября 2020 г. 10:20
Невский пятачок. Взыскание погибших 8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка. ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
В Беслане молитвенно помянули погибших при теракте в школе №1 1 сентября архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид совершил заупокойную литию по погибшим в Бесланском теракте. Шестнадцать лет назад боевики захватили школу в Североосетинском Беслане. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании школы 1128 человек заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в удовлетворении минимальных естественных потребностей.
1 сентября 2020 г. 19:01
Протоиерей Виктор Горбач: «Пандемия проверила на эффективность систему церковной онлайн-коммуникации». Пандемия коронавируса охватила все регионы России. Не стал исключением и остров Сахалин. На день публикации этого материала в Сахалинской области зарегистрировано 147 заболевших. О том, что изменилось в работе епархии в условиях карантина, какие полезные уроки преподнесла эпидемия и чем православные добровольцы помогли региону, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель миссионерского и молодежного отделов Южно-Сахалинской и Курильской епархии, настоятель храма святителя Иннокентия Московского в Южно-Сахалинске протоиерей Виктор Горбач. Материал будет опубликован в 5 номере "Журнала Московской Патриархии".
5 июня 2020 г. 10:50
28 младенческих жизней сохранили в православном приюте "Нечаянная радость" Екатеринбурга Сегодня в России отмечается Международный день защиты детей. Немалую роль в этом благородном деле играют и церковные кризисные центры для беременных женщин и матерей с детьми, созданные по всей стране. Так, за четыре с половиной года православный приют для помощи женщинам с детьми в кризисной ситуации «Нечаянная радость» в Екатеринбурге сохранил от аборта 28 младенческих жизней. Всего же за этот период здесь помогли 54 мамам (30% из них были беременны) и 81 ребенку, оказавшимся без жилья и средств к существованию.
1 июня 2020 г. 09:50
Храмы у Дороги жизни Одна из героических страниц Великой Отечественной войны — это труд тех, кто стремился спасти людей от гибели в блокадном Ленинграде. Среди них не только те, кто доставлял в осажденный город грузы и вывозил блокадников на Большую землю, защищал небо от вражеской авиации, но и те, кто работал в мастерских по ремонту автотранспорта и авиационных двигателей, спасал в эвакуационных пунктах обессиленных от голода ленинградцев. Однако мало кто знает, что этими мастерскими и госпиталями на другом берегу Ладоги стали храмы, закрытые в 1930-х годах. Четыре из них оказались в непосредственной близости от линии Волховского и в зоне действия Ленинградского фронтов и сегодня находятся в Тихвинской епархии. PDF-версия
8 мая 2020 г. 10:57
|
![]()
9 декабря 2013 г. 10:50
Казак без веры - не казакВ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ ПРОШЕЛ ПЕРВЫЙ БОЛЬШОЙ СЪЕЗД КАЗАЧЬИХ ДУХОВНИКОВ Как мы уже сообщали, этот форум – беспрецедентный в истории Церкви – имел собственное программное наименование «Православие — духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения». Был у него и неформальный лейтмотив: с трибуны часто раздавалось «Казак без веры – не казак», ответом на которое из зала летело громогласное «Любо!» Нельзя быть казаком и не причащаться Среди раздаточных материалов делегаты находили две добротно изданные (только-только из типографии) духовные книги: «Молитвослов православного казака» (тираж 1 тыс. экз.) и предназначенный для бесплатного распространения миссионерский русский перевод Нового Завета и Псалтири (тираж 100 тыс. экз.) Парадоксальное противоречие такого набора, увы, лишь кажущееся. Хотя среди делегатов и оказалось несколько сотен священников, духовно окормляющих казачьи реестровые формирования и общественные организации, в зале они отнюдь не доминировали. Примерно столько же, если не больше, кресел занимали атаманы и их заместители по духовно-нравственному воспитанию, директора, педагоги и учащиеся казачьих кадетских корпусов, студенты-казаки. И именно в этой среде, как с болью звучало с трибуны, далеко не все в порядке с воцерковленностью, с реальным участием в жизни матери-Церкви. Высокий градус острому обсуждению этой темы задал в первосвятительском слове Святейший Патриарх Кирилл. «По моему глубокому убеждению, казачество есть некий образ жизни, - считает Святейший Владыка. – Это не этническая группа, даже не культурная группа, хотя внешние культурные факторы и атрибуты играют очень важную роль для самоорганизации и самопонимания казаков. В первую очередь это образ жизни, а если мы говорим об образе жизни, мы всегда должны подразумевать некий фундамент, на котором этот образ жизни созидается. Потому что без единого фундамента не может быть единого образа жизни, а применительно к казачеству — не может быть единого казачества. Если мы не согласимся относительно того, что является фундаментом казачьего образа жизни, мы тем самым отказываемся от того, что казачество — это единая семья, и открываем простор сепаратизму, различным дроблениям, которые в конце концов изничтожат казачество так, как в наше плюралистическое время очень часто изничтожаются иные человеческие общности». В основе образа жизни любого казака, уверен докладчик – православная вера и любовь к Отечеству. Сегодня к Православию уважительно относится каждый казак. Но достаточно ли этого? «Нельзя быть казаком и не причащаться Святых Христовых Таин. Нельзя быть казаком и не исповедоваться. Нельзя быть казаком и жить в невенчанном браке. Таких казаков в старое время высекли бы плетью, - напомнил собравшимся Предстоятель. – Сегодня никто плетьми за это не бьет и бить не будет. Сегодня принадлежность к Православной Церкви — это свободный выбор, так же как свободным выбором является и принадлежность к казачеству. И если вы надеваете на себя казачью форму, это означает, что ваше казачество будет подлинным только тогда, когда вы станете воцерковленными православными людьми. А без этого увлечение может скоро пройти. И форма будет снята, и традиции будут попраны, потому что не будет основы, базиса для формирования казачьего образа жизни. В этот образ жизни входила подлинная церковность людей, их участие в таинствах, следование канонам Церкви». И уж безусловно к подлинно церковным людям даже с натяжкой нельзя отнести казаков, не хранящих однодневные и многодневные посты. Если человек не способен обуздать собственную волю в столь малом, стоит ли ему замахиваться на великие дела – как защита Родины, сохранение единства и целостности ее рубежей? Какую, наконец, решимость такой казак продемонстрирует в бою? А с вашим атаманом не приходится тужить? Но, быть может, краски слишком сгущаются? Не исключено, современные казаки – маяки для мирян в вопросах веры и воцерковленности? Конечно, позитивные примеры, хотя бы на уровне символов и обрядов (что уже неплохо), есть. О них подробно говорил казачий генерал, атаман Кубанского казачьего войска (в реестре – 43,5 тыс. служащих, вместе с членами семей – 151 тысяча человек) Николай Долуда. «Любой избранный атаман занимает свой пост только с архиерейского благословения, а при присяге клянется на Святом Евангелии. Это закон, - рассказал Николай Александрович. – Каждое собрание, заседание, встреча обязательно начинается с молитвы перед иконой, которую читает священник или поставленный им казак. Великим Постом мы избегаем проводить большие важные мероприятия, требующие большого стечения народа». И все же это внешняя, пусть и тесно соприкасающаяся с церковностью, сторона православного обряда, как и торжественная встреча Благодатного Огня, о которой красочно рассказывал атаман Долуда. Это – форма, а какое у нее содержание? «По нашим данным, большинство казаков ни разу не исповедались и не причащались, не соблюдают посты, - с горечью говорит глава Отдела Украинской Православной Церкви по делам пастырского окормления казачества и духовно-физического воспитания молодежи архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука. – Современное казачество далеко отстоит от своих славных предков. Это совершенно иное общественное явление, только по форме напоминающее былое казачество». «Сейчас мы видим далеко не радостную картину: казачьи семьи разрушаются, браки в лучшем случае регистрируются в загсах, а то и вообще налицо блудное сожительство. Про венчания и говорить не приходится: по данным проводимого нами мониторинга только каждый третий казачий брак является венчанным, - вторит глава Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. – В некоторых войсках до четверти казачьих семей вообще не спешат крестить детей. Да и само понятие «некрещеный казак» — однозначный нонсенс. Как можно присягать на Евангелии и Святом Распятии, когда не понимаешь всей той ответственности, которую на себя берешь, того, Кому ты присягаешь?!» Другие данные упомянутого владыкой Кириллом мониторинга в целом согласуются с приведенной выше украинской статистикой: средний российский казак причащается Святых Христовых Тайн два-три раза ежегодно. С такой же невысокой частотой и исповедуется – что, помимо прочего, свидетельствует о нивелировании Исповеди как самоценного таинства и ее «служебной» трактовке как подготовительной перед Причащением процедуры. Но если в вопросах веры невежествен рядовой казак, его может вразумить атаман. А что делать, если сам атаман бросается из стороны в сторону? Высокопреосвященный Кирилл рассказал о недавних случаях наложения им епитимий на двух атаманов, за каждым из которых – десятки тысяч казаков. После этой крайней, но необходимой меры оба (хотя один и не сразу) покаялись, возвратились к нормальной духовной жизни, покончили с расколом и смутой. Почему вне закона кадетский храм Искоренять не следствия, а причины недолжного поведения христианина-казака, укоренять его в православной традиции могла бы логично выстроенная система катехизации и религиозного образования, основанная на инновационных методиках патриотического воспитания. О ней подробно говорил глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Текущая численность казачьих формирований Всевеликого Войска Донского на территории Донской митрополии превышает 80 тыс. человек. И ее вполне можно рассматривать как модельный массив для отработки своеобразного пилотного эксперимента в этой сфере. Сейчас казачьим просвещением в 122 учебных заведениях охвачено 30 тыс. человек. В митрополии свыше двух десятков казачьих детских садов и восемь кадетских корпусов (общая емкость последних – полторы тысячи воспитанников). В казачьих кадетских корпусах курс основ религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) для четвероклассников продолжается факультативом по Основам православной культуры (он длится с 5-го по 9-й классы). После этого – в старших классах, в полном соответствии с новым федеральным Законом об образовании – ОРКСЭ становится профильным предметом, а на уровне факультатива параллельно преподаются вероучительные дисциплины. Разумеется, эта законченная схема православного воспитания реализуется при строгом соблюдении всех ведомственных формальных алгоритмов, исключительно с согласия родителей воспитанников. Но комплексная образовательная система в данном случае должна включать в себя не только воцерковление казачества, но и оказачивание священнослужителей. Чтобы эффективно выполнять непростую роль духовника в этой среде, да и просто-напросто пользоваться у казаков элементарным авторитетом, священник обязан быть в курсе казачьих дел, свободно ориентироваться в их ментальности. Поэтому митрополия добилась подписания трехстороннего соглашения между Департаментом по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области, Донской духовной семинарией и Всевеликим войском Донским о совместной деятельности по подготовке кадетов-казаков к поступлению в семинарию для последующего их служения в качестве казачьих священников. «Но и здесь есть определенные трудности, - замечает Высокопреосвященный Меркурий. - Законом наличие религиозных или культовых сооружений на территории учебных заведений не допускается, и кадетские корпуса не исключение. Таким образом, мы сталкиваемся с отсутствием законодательной базы, которая бы позволяла возводить православные храмы и часовни на территории учебных заведений со статусом «казачий». Думается, Синодальному отделу религиозного образования совместно с Советом при Президенте России по делам казачества необходимо задуматься о путях законодательного разрешения этого противоречия». Эти слова владыки утонули в продолжительных аплодисментах, что красноречиво свидетельствует: «мозоль» наболела. По итогам съезда была принята пространная резолюция. Она заявляет о необходимости сконцентрировать усилия на четырех главных направлениях. Первое – достижение общей задачи казачьих обществ и Церкви: возрождение и развитие самобытной казачьей культуры и традиционных духовных ценностей как основы казачьего уклада жизни. Второе – международное сотрудничество духовенства и православных казаков в проведении совместных мероприятий, направленных на объединение казачества вокруг Церкви в России и за рубежом. Третье – кооперация научных и общественных организаций, издательств по разработке и выпуску учебно-методических пособий, обобщающих опыт духовно-нравственного воспитания казаков. Четвертое – продолжение практики проведения в регионах информационно-обучающих семинаров для атаманов, священников и педагогических работников. А нам остается только надеяться, что первый съезд не окажется последним...
Пять заповедей казака Каждый казак и члены его семьи призваны посещать Божий Храм, как правило, по воскресеньям и праздничным дням. В казачьей среде необходимо реализовать важный принцип семейного благоустройства, который выражается формулой — «каждый казак призван жить в венчанном браке». Каждый ребенок в казачьей семье должен быть крещеным. Казак обязан регулярно участвовать в Таинстве исповеди и Таинстве Святого Причастия. В каждом образовательном учреждении казачьего поселения (школа, дошкольное образовательное учреждение) в обязательном порядке необходимо организовать изучение курсов по «Истории казачества» и «Основам православной веры». Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси: «Воцерковление казаков – жизненно важный вопрос» (из доклада на съезде) Особенно я бы хотел сказать о роли и значении казачьего духовенства. Вы, дорогие отцы, те, кто работает плечом к плечу с казаками, должны помнить слова Патриарха и осуществлять эти слова, как некий обет. Иначе ничего не получится. Это ваша задача. Вы так должны работать, так должны воспитывать казаков, а не просто играть внешнюю, этнографическую роль: вот, мол, не может быть казачьего круга без батюшки. Пришел батюшка, молитву прочитал, а потом сидит и не участвует ни в чем. Нас это не устраивает. Если вы берете на себя ответственность быть духовниками в казачьих обществах, в реестровых частях, вы должны принимать самое активное участие в казачьей жизни. Вы ответственны за реальное воцерковление казаков, формирование их казачьего самосознания. Поэтому, подчеркивая особую роль духовной, пастырской работы с казаками, я бы хотел призвать вас к трудам во благо Отечества нашего и Церкви нашей, к трудам, которые вы совершали бы с подвижнической силой, самоотверженно, не щадя живота своего. Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, глава Синодального комитета по взаимодействию с казачеством: «Казачий духовник – это не карьерная ступень» (из доклада на съезде) Зачастую наблюдается, что духовник воспринимает свое назначение как некое внешнее послушание, которое он должен выполнять по благословению своего правящего архиерея. Не секрет: бывают случаи, когда священник, поставленный окормлять казачество и занявший какую-нибудь административную должность в церковной системе, видит в этом, прежде всего, некую карьерную ступень, а стремление написать хороший, красивый и грамотно составленный отчет затмевает реальную, каждодневную работу по духовному окормлению казачества. Понятно, что священник несет еще и множество других послушаний, может быть настоятелем, благочинным, как приходской батюшка обязан уделять внимание и остальной пастве — прихожанам своего храма, однако очевидно нужно помнить, что Господь не дает послушания не по силам, а цена такого нерадения подчас может оказаться слишком высокой.
9 декабря 2013 г. 10:50
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Взойти на Монахову гору Век назад отошел ко Господу первоначальник Никольского монастыря Оренбургской епархии игумен Зосима (Карцев). Именно он в начале XIX столетия обустроил на Монаховой горе за селом Покровка пещерный храм, давший второе, неофициальное название обители — «Святые пещеры». Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» побывал в заваленных в советское время и раскрытых в начале 2000-х годов пещерах и узнал, как возрождается монашеская жизнь в обители, некогда основанной казаком. PDF-версия.
14 января 2021 г. 13:40
Сергей Сергеевич Хоружий 05.10.1941 — 22.09.2020 22 сентября на 79-м году жизни отошел ко Господу выдающийся религиозный мыслитель, философ и математик Сергей Сергеевич Хоружий.
13 января 2021 г. 19:00
Монахиня София (Ищенко) 01.05.1949 — 17.10.2020 17 октября на 72-м году жизни отошла ко Господу монахиня София (Ищенко), замдиректора Духовно-просветительского центра «Вера, надежда, любовь» Калужской епархии, президент Международного православного Сретенского кинофестиваля «Встреча».
13 января 2021 г. 18:50
|