iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Репортажи
ЦВ № 5 (258) март 2003 /  10 марта 2003 г.
версия для печати версия для печати

Примуса не будет

В течение всей зимы нынешнего года московская общественность бурлила, узнав о планах московских властей радикально реконструировать Патриаршии пруды.

Надо заметить, что Патриаршии пруды в последние годы находились в упадке. Впрочем, и местные жители, и многочисленная молодежь, которая приезжала сюда со всех концов Москвы, не жаловались — привыкли.

И вдруг выяснилось, что у московской мэрии есть не только полезный план по модернизации территории прудов, но и совершенно фантасмагорическая идея установить тут целый мемориальный комплекс памяти героев романа Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Первоначально, видимо, предполагалось установить скромный памятник Михаилу Афанасьевичу. В 1998 году был объявлен конкурс. Победил проект известного скульптора Александра Рукавишникова. В октябре 2000 года Юрий Лужков подписал распоряжение об установке памятника, работы должны были быть завершены в 2002 году.

В декабре прошлого года на Патриарших появилась техника и началась откачка воды из пруда. Население заволновалось. Тогда же руководство Центрального округа провело пресс-конференцию, на которой сообщило, что решено очистить сами пруды и благоустроить сквер вокруг них. Как говорили чиновники, по плану водоем углубят на метр, а затем его дно покроют изолирующим материалом. Будет благоустроен и сквер.

И вдруг местная общественность узнала, что одновременно начинаются работы и по установке гигантской скульптурной группы. А.Рукавишников и московские власти до последней минуты скрывали от общественности, что в булгаковском мемориале будет огромный 12-метровый примус, а также 3-метровый Иешуа Га-Ноцри, окруженный двенадцатью гигантскими столбами.

Наталья Чернецова, которая возглавила группу возмущенных местных жителей, собрала более 400 подписей под письмом, протестующим против этого проекта. Вскоре были направлены письма в Московскую городскую думу, депутатам Госдумы, мэру Москвы Юрию Лужкову. У прудов начались стихийные митинги, стали распространяться листовки, появились плакаты с протестами, после чего проблема получила и бурную огласку в прессе.

В начале февраля о ситуации вокруг “примуса” высказался Юрий Лужков. “Фигура самого Михаила Булгакова, сидящего на сломанной скамейке, не вызывает ни у кого возражений, — сказал он. — Но есть основания поспорить, нужно ли устанавливать на Патриарших прудах примус”. Кроме того, по словам московского мэра, “было бы целесообразно спросить мнение верующих о фигуре, символизирующей Иисуса Христа, которого авторы предполагают изобразить идущим по водной глади Патриаршего пруда”.

По словам Натальи Чернецовой, “сам Булгаков очень любил это место и никогда бы не одобрил строительство памятника своим персонажам”. Примус в романе Булгакова — “нехороший” предмет, принадлежащий демоническому Коту Бегемоту из сатанинской свиты Воланда. Гигантский примус, да еще украшенный какими-то непонятными знаками на дне, разумеется, вызвал возражения православной общественности.

Священник Борис Михайлов, член епархиальной искусствоведческой комиссии, побывал на одной из пресс-конференций Александра Рукавишникова. Скульптор говорил о том, что его творчество сегодня понимают лишь несколько человек, но “художник работает на будущее и не может ориентироваться на мнение общественности”. На это отец Борис Михайлов возразил ему: “Вы работаете, не неся в своем сердце любви к людям, которые вас окружают. Это губительно. Искусство не может жить самим собой”. Позже в беседе с корреспондентом ЦВ отец Борис Михайлов сказал: “Трагический разрыв искусства с Богом приводит к тому, что среда, в которой мы живем, мир, который нас окружает, становятся враждебными, холодными. Рукавишникову было невозможно объяснить, что как только он возведет этот примус, то не сможет ни одной ночи спать спокойно. Слава Богу, теперь он отказался от этого примуса”.

Бесспорно, что проект грубо вторгался в гармоничную среду Патриарших прудов, и, если бы он был осуществлен, это бы убило атмосферу этого уголка Москвы. И вот, наконец, радостная новость: 12 марта Интерфакс сообщил, что Комиссия по монументальному искусству отказалась от идеи возведения на Патриарших прудах в Москве памятника Михаилу Булгакову. Москвичи победили. Члены комиссии сочли целесообразным искать другое место для памятника Булгакову, а в составленном ими документе признается, что проект с примусом, являющийся фактически памятником нечистой силе, оскорбителен для чувств верующих.

Александрина Койдан
10 марта 2003 г.
Ключевые слова: Москва
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00