Ретроперспектива: облачения священнослужителей Восточной и Западной Церквей в Музее современной истории России

1 ноября 2013 г. 12:00

http://www.e-vestnik.ru/reports/obratnaya_perspektiva_7425/

Дмитрий Анохин

НА ВЫСТАВКЕ В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ ДЕМОНСТРИРУЮТ УНИКАЛЬНЫЕ СВЯЩЕННИЧЕСКИЕ ОДЕЯНИЯ

В Музее современной истории России открылась выставка «Обратная перспектива: предметный мир восточного и западного христианства середины XIX — XX веков». Ее организаторы постарались наглядно донести до посетителей не вполне очевидную мысль об общности выразительных средств и исполнительских приемов при изготовлении священнических облачений Восточной и Западной христианских Церквей. Посетившему вернисаж репортеру «Церковного Вестника» эта идея показалась даже чересчур смелой — по крайней мере, на первый взгляд он увидел в экспонатах куда больше различий.

«Но вы не можете отрицать: происхождение у них общее, - не согласен штатный сотрудник Синодального отдела внешних церковных связей иеромонах Иоанн (Гуайта). - Да, развивались они под сильным влиянием местных традиций. Но все равно это влияние сопровождалось богатым, интенсивным взаимопроникновением идей. Посмотрите: вот на этой, к примеру, священнической ризе из католического храма св. Людовика Французского по ул. Малая Лубянка в Москве — изображение рублевской Троицы. А главный предмет диаконского служения в Православной Церкви — орарь — мало того что не отличается от западного аналога, так еще и называется словом, напрямую происходящим от латинского «ораре» (молитва). Если же мы внимательно рассмотрим выставленный здесь же саккос Патриарха Алексия II, увидим абсолютно западный орнамент вышивки».

Нельзя, впрочем, не обратить внимание на одну деталь, которая, возможно, объясняет последнее из упомянутых о. Иоанном обстоятельство: представленный в экспозиции саккос Патриарха Алексия II расшит машиной, станком. Куда интереснее выставленные здесь же изготовленные вручную элементы архиерейского облачения его предшественников по патриаршей кафедре — святителя Тихона, патриархов Сергия и Алексия I. Стенд свт. Тихона вообще уникален. Так, выполненный к интронизации первого Патриарха «нового времени» (ноябрь 1917 года) саккос с иконами московских святителей Петра, Филиппа, Ионы (собрание Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии) продолжает ряд хранящихся в Кремле патриарших одеяний «досинодального» периода. Представленный Государственным историческим музеем вместе с куколем святителя его серебряный архиерейский жезл вообще впервые покинул хранилище драгоценных предметов. В 1923 году его подарили только освобожденному из-под стражи предстоятелю прихожане московского храма Петра и Павла в Лефортове. Позднее жезл был конфискован государством как ювелирная ценность (что, впрочем, не спасло его от утери уникального крепежа при помощи серебряных гвоздей: эти детали музейщикам пришлось восстанавливать в ходе реставрации).

У католиков тоже есть саккосы. Один из них даже представлен в экспозиции. Правда, как рассказал сотрудник Апостольской нунциатуры в РФ священник Игорь Чабанов, это отнюдь не обязательно деталь епископского облачения. «Да и вообще последние полвека литургические одеяния католических священников, епископов и даже Пап имеют четкую тенденцию к упрощению, - считает собеседник. - Сохраняющиеся же элементы имеют чисто символическое значение, по которым можно проследить историю того или иного элемента облачений».

Нельзя не сказать о программном наименовании выставки. В ее названии зашифрован сформированный веками опыт изобразительного восприятия восточнохристианской иконографии, до разделения Церквей широко использовавшийся и на Западе. Как известно, в системе обратной перспективы, изображающей располагающиеся дальше предметы более крупными, икона словно бы идет к человеку, приглашает его к молитвенному общению. В эпоху Ренессанса у римо-католиков эта традиция окончательно уступила место более привычной в светском искусстве прямой перспективе. И с поправкой на несколько разошедшийся культурный код восприятия мироздания Западом и Востоком о. Иоанн (Гуайта) считает идею выставки крайне плодотворной: «В наше ошибочно называемое многими постхристианским время нам как никогда следует демонстрировать: общего у нас гораздо большего, чем различного. Известно, что на небольшом расстоянии человеческий глаз автоматически пересчитывает предмет в обратную перспективу. Возможно, в этом неплохой рецепт: чтобы увидеть, что мы похожи, нам надо стать ближе друг к другу».

Выставка открыта до 8 декабря. Адрес: Москва, ул. Тверская, 21


© Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, 2007-2011