iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Репортажи
Всего лишь за год начинка 57-го павильона преобразилась, при этом фасады сохранили первозданный облик
ЖМП № 2 февраль 2016 /  11 марта 2016 г. 18:30
версия для печати версия для печати

Когда не склонялась Русь

ВЫСТАВКИ ЦИКЛА "МОЯ ИСТОРИЯ", С УСПЕХОМ ПРОШЕДШИЕ В МАНЕЖЕ С 2013 ПО 2015 ГОД, ОБРЕЛИ ПОСТОЯННОЕ МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА

Организованный в 57-м павильоне ВДНХ Патриаршим советом по культуре исторический парк «Россия — моя история» — настоящая веха в отечественном музейном деле. Пока его интерьеры освоены лишь наполовину: развернуты две из запланированных четырех частей проекта «Моя история» — экспозиции, посвященные династиям Рюриковичей и Романовых. Завсегдатаи выставок-форумов «Православная Русь» уже знакомы с наполнением открывшегося буквально в последние дни уходящего года музея. И тем не менее обновленное здание бывшего павильона «Товары народного потребления», судя по всему, станет одним из самых посещаемых мест на ВДНХ.

Прежде всего это самый настоящий музей с собственным узнаваемым стилем, внутренней повествовательной динамикой, единой и хорошо продуманной концепцией. Конечно же, на Государственный исторический музей он совершенно не похож. Главные выразительные средства здесь не мемориальные экспонаты, а прекрасно зарекомендовавшие себя в отдельных выставках проекта «Моя история» мультимедийные носители: сенсорные панели, планшетные компьютеры, плазменные консоли и т.д. Однако, в отличие от отдельных выставок, которые готовились и воспринимались публикой самостоятельно, зарождение романовской династии здесь подается как неизбежный и логичный выход из кризиса Смуты (следствия и одновременно причины того, что пресеклась династия Рюриковичей). Можно даже не заметить, где заканчивается первая экспозиция и начинается вторая, если бы не дополнительный контроль, напоминающий, что билет на «Романовых» нужно покупать отдельно. Впрочем, о «преемственности истории» каждый волен позаботиться заранее, приобретя своеобразный «единый».

Второе принципиальное отличие стационарного музея от выставочных версий проекта — возможность дополнительно оснащать залы и обогащать их новыми носителями. Выставка «Православная Русь» длится всего три недели, да и историческое здание Манежа даже упакованные в оцифрованный формат столетия вмещает с трудом. Здесь же авторы экспозиции с размахом используют предоставившиеся возможности.

Последнее крупное мероприятие — Всероссийскую сельскохозяйственную выставку «Золотая осень» — 57-й павильон встретил три года назад. В основном же все постсоветские десятилетия здесь процветала торговля. И когда было решено переоборудовать здание в исторический парк, специалисты приняли весьма затратное, но единственно верное решение: разобрать изношенную постройку, усилить несущие конструкции и собрать ее заново. Возможно, дешевле было бы возвести новодел, но внешний облик возведенного в 1967 году павильона охранялся государством. От старой длинной «стекляшки» остались только ставшие «визитной карточкой» павильона оконные витражи да знаменитая центральная лестница. Но если раньше она вела на чердак, то теперь — на полноценный второй этаж. Естественно, «лишняя» весовая нагрузка потребовала усилить несущие конструкции.

Неузнаваемо изменились интерьеры. За счет принципиальной внутренней перекомпоновки экспозиционная площадь выросла вдвое. Тут оборудованы пять аудиторий для мультимедийных лекториев, кинотеатр и книжный магазин. Но главная удача творческого коллектива — то, что отечественная история здесь подается не как скучный полигон для зубрежки дат и шаблонных схем, а как интересная и увлекательная наука. И эту «энциклопедию» хочется открывать и перечитывать.

Организаторы предполагают время от времени организовывать в парке спецмероприятия. Те, кому повезет на них попасть, в ходе лекции автора музейной концепции Павла Кузенкова услышат, что само понятие «Русь» (кстати, сначала это слово не склонялось) пришло вместе с Рюриком, а означало оно в те давние времена ближайшее военное и политическое окружение князя. А во время живой экскурсии, сопровождающейся почти детективным изложением исторических сюжетов, главный редактор проекта «Моя история» Александр Мясников поведает, кто из русских княжичей стал прототипом сказочного Ивана-царевича, куда Екатерина II пристроила оставшиеся от предшественницы по трону Елизаветы Петровны 15 тыс. платьев и какой пищевой продукт стопроцентно вправе именоваться исконно русским. Впрочем, в этом историческом парке немало замечательных открытий можно совершить и самостоятельно.

Уже весной экспозиций здесь станет больше: линию пока пустующих залов заполнит третья часть парка — «1914–1945. От великих потрясений к Великой Победе». Завершающая же глава, повествующая об отечественной истории второй половины прошлого столетия, будет написана вследующем году.

КОММЕНТАРИЙ

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси: "В преемственности поколений — контуры нашей национальной идеи"

История — это не просто наука. История — это опыт, история — это философия жизни, история — это та колыбель, в которой рождается национальная идея. Это то, без чего человек не может жить, без чего он теряет корни, теряет связь с прошлым, а потому становится неспособным устремляться в будущее.

Совершенно не случайно, что в 1990-е, да и в последующие годы многие задавали вопрос, где же наша национальная идея. Национальную идею нельзя написать в тиши кабинета, ее нельзя вымучить в угоду настроениям переживаемой эпохи. Национальная идея всегда связана с пониманием своей истории, с осознанием подвига героев, с осознанием подвига своего народа — во имя чего люди жили, что они защищали, ради чего умирали...

Вот эти цели и ценности, ради которых люди жили на протяжении тысячи лет здесь, на нашей земле, — это и есть контуры национальной идеи. И никакая другая идея, какой бы привлекательной, какой бы модной, какой бы современной она ни являлась, не может быть идеей, за которую люди стали бы отдавать свою жизнь.

В преемстве поколений — в каком-то смысле бессмертие народа настолько, насколько вообще можно говорить о бессмертии в истории. Конечно, когда-то всё кончится, но кончится тогда, когда наступит другая реальность. А в условиях земной реальности мы все призваны жить, трудиться, любить, защищать то, что нам дорого. И дай Бог, чтобы эта замечательная экспозиция на ВДНХ помогла нашей молодежи и вообще всем, кто небезразличен к судьбе Отечества, проникнуться идеалами предшествовавших нам поколений, идеалами, которые сохраняются и в нашей современной жизни и, преломляясь сквозь призму новых вызовов, по-прежнему остаются живыми. Вот так и живет наша национальная идея.

* * *

СПРАВКА. Премьер-министр Дмитрий Медведев 17 декабря 2015 года подписал распоряжение о присуждении премии российского правительства в области культуры епископу Егорьевскому Тихону. Высокой награды ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре удостоен за цикл выставок «Моя история». Общее количество посетителей трех выставочных мероприятий в столице и в российских регионах превысило 1,3 млн человек, что беспрецедентно для подобных проектов

Исторический парк «Россия — моя история» располагается на площади Промышленности ВДНХ (здесь же находятся павильон «Космос» — перспективный музейный центр «Космонавтика и авиация», временный экспозиционный центр Политехнического музея и выставка 11 образцов отечественной военной техники и вооружения).

Парк открыт ежедневно с 11 до 22 часов. Вход платный.

11 марта 2016 г. 18:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59
Казачество в годы Гражданской войны: тема Исхода на научной конференции и историко-документальной выставки в Российском государственном архиве социально-политической истории
Вчера, 6 ноября, в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) открылись одноименные научная конференция и историко-документальная конференция «Казачество в годы Гражданской войны. Исход», посвященные 100-летию с начала политики расказачивания и первой эвакуации отступавших белых частей из Новороссийска. Аудитория услышала приветствия представителей федеральных органов власти, потомков казаков-эмигрантов, казаков реестровых формирований и общественных объединений различных российских регионов. На пленарном заседании прозвучали доклады отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся на теме истории казачества, в том числе из РГАСПИ, Донского государственного технического университета, Кубанского государственного университета, МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первого казачьего университета), Дома Русского зарубежья им. А.И. Солженицына, Московской духовной академии.
7 ноября 2019 г. 17:59