![]()
Осень в российских музеях Готовящийся к 75-летнему юбилею Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева радует ценителей исторического наследия открытым хранилищем белокаменных памятников, музейные работники Коломенского напоминают о почитании святого великомученика Георгия жителями древнего царского села, а в Выборге демонстрируют иконы, восстановленные московскими студентами-живописцами. Несмотря на относительное летнее затишье, государственные учреждения культуры подготовили к началу осени несколько любопытных и важных для церковной аудитории экспозиций. PDF-версия.
28 октября 2022 г. 15:00
Выставочный гид Две выставки в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, одна из которых посвящена юбилею реставрационных мастерских, «Осенний салон» сергиево-посадских мастеров церковных искусств и псковская экспозиция современных художников. «Журнал Московской Патриархии» — о выставках конца 2020 года, которые нельзя пропустить. PDF-версия
18 ноября 2020 г. 19:50
В Музее современной истории России открылась выставка, посвященная вековому юбилею окончания Гражданской войны В название главной выставки, подготовленной к 100-летию Русского исхода Музеем современной истории России (свои экспонаты сюда предоставили около десятка государственных учреждений культуры, а главный соорганизатор наряду с Минкультуры РФ – Благотворительный фонд актеров), взята строчка из песни-посвящения Александра Вертинского погибшим в октябре 1917 года московским юнкерам. Это не случайно: в центре предметного ряда экспозиции – мемориальные реликвии, посвященные Вертинскому и его знакомому белогвардейскому генералу Якову Слащеву (по чьей просьбе артист, кстати, исполнил упомянутую песню весной 1919 года в Одессе). «Вертинского и Слащева нельзя назвать друзьями, но Гражданская война в каком-то смысле переплела их судьбы: оба стали эмигрантами, а впоследствии – «возвращенцами», - говорит старший научный сотрудник Музея современной истории России Федор Кукин.
4 ноября 2020 г.
Копья вокруг копий Справедливость тезиса «любая копия хуже оригинала» трудно оспаривать: любая копия вторична – а значит, неминуемо оказывается в тени оригинала. Однако в мире искусства есть исключения, и особенно много их там, где сотворивший оригинал художник отстоит от нас по времени на многие столетия. К такому парадоксальному выводу подводит посетителей выставка из фондов Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева «Взгляд из ХХ века. Древнерусская храмовая живопись в копиях художников советского времени», открывшаяся в залах Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели».
16 октября 2020 г. 10:50
Фрески Калязинского монастыря проступают из-под толщи времени К 80-летию гибели архитектурного ансамбля Троицкого Макарьева монастыря в затопленном при создании Угличского водохранилища городе Калязине Государственный музей архитектуры преподнес поистине царский подарок ценителям и знатокам православного искусства. Здесь открылась постоянная экспозиция, которая представляет и сами сохраненные фрагменты стенописи соборного храма обители, и подробно рассказывает об истории их спасения и растянувшейся на несколько поколений реставрации.
18 сентября 2020 г. 14:20
Святыня как путеводитель Обычай посещать святые места в Православии известен с глубокой древности, и Русь не исключение. Впрочем, очень долго поклонение вселенским христианским святыням оставалось у наших предков уделом избранных – людей или очень богатых, или принадлежавших к военной либо дипломатической элите. И даже в этих сравнительно узких кругах побывать, к примеру, в Палестине считалось невероятным везением и знаком особой Божией милости. Лаконичная экспозиция в зале временных выставок Музея им. Андрея Рублева предлагает вниманию посетителей связанные с дальними странствиями святыни более позднего Нового времени, когда паломничество стало осознаваться как неотъемлемый атрибут культуры верующего человека.
27 августа 2020 г. 11:22
Преображение в Кижах На онежском острове Кижи отреставрирована Преображенская церковь – уникальный 37-метровый деревянный храм с 22 главами, внесенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Для государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника, целиком занимающего сейчас всю островную территорию, это поистине эпохальное событие. Ведь сами проектные и производственные работы на насчитывающем 306-летнюю историю памятнике заняли без малого два десятилетия. Ровно 40 лет под сводами храма, закрытого в 1980 году из-за аварийного состояния, не ступала нога туристов. А богослужения тут не совершались и вовсе с 1937 года.
18 августа 2020 г. 14:00
Как глаголица стала кириллицей Широкому зрителю впервые представлен один из наиболее значимых библиографических памятников Древней Руси – самая ранняя из ныне известных иллюстрированная «Книга шестнадцати пророков с толкованиями». Рукопись, датированная 1489 годом, в кругу специалистов известна как «Толковые пророки». Она представляет собой библейские пророчества с толкованиями блаженного Феодорита, епископа Кирского (386 – 457). Уже в наши дни исследователи восстановили имя заказчика этого изделия, выскобленное в писцовой записи по неизвестной причине. Им оказался великокняжеский дьяк Василий Мамырев (+1491), незадолго до земной кончины принявший монашеский постриг с именем Варсонофий.
31 июля 2020 г. 12:00
Иконы места Исстари в память о совершенном паломничестве верующие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Меж двумя престолами Среди первых выставок, открывшихся после вынужденного простоя во Дворце Алексея Михайловича, эта особенно сильно побуждает к размышлениям об исторических параллелях. Автор ее концепции к.и.н. Андрей Топычканов вспомнил, что к истории Коломенского самое непосредственное отношение имеет не только хронологически второй государь в романовской династии, но и его знаменитый современник Патриарх Никон. Предстоятель часто гостил в летней царской резиденции, и однажды самодержец здесь даже подарил ему саккос, вошедший в историю как коломенский и ныне хранящийся в Московском Кремле. Поэтому Андрей Топычканов предложил посетителям музейный взгляд на эволюцию отношений двух великих людей той примечательной эпохи.
19 июня 2020 г. 14:00
|
![]()
ЖМП № 10 октябрь 2014 /
8 декабря 2014 г. 13:30
Американская история РоссииВ ТРОИЦКОМ МОНАСТЫРЕ ДЖОРДАНВИЛЛЯ ОТКРЫЛСЯ НОВЫЙ МУЗЕЙ Первая публичная выставка в Музее русской истории — итог многолетней деятельности Свято-Троицкого монастыря в штате Нью-Йорк, Зарубежной Русской Церкви и всей североамериканской русскоязычной диаспоры по поиску, систематизации и научному изучению многих тысяч раритетных, редких книг, уникальных документов и святынь, оказавшихся в минувшем веке за пределами Отечества. Одновременно это начало, возможно, длинной и богатой открытиями жизни нового Центра культурно-исторического наследия русского зарубежья. А пока что в выставочном зале представлена лишь малая часть богатейшей коллекции музея, которая продолжает пополняться. От Ивана Грозного до грозного ХХ века Музей в Джорданвилле работает уже три десятилетия. Но до сих пор он существовал в виде внутреннего, закрытого для посторонних научно-исследовательского кабинета обители и Свято-Троицкой семинарии. Теперь новый выставочный зал в здании семинарии рядом с собором и братским корпусом может посетить любой желающий. В том же самом здании, кстати, располагается библиотека монастыря и семинарии с большим архивом. Это символично: как говорит директор Фонда русской истории и куратор открывшегося музея протоиерей Владимир Цуриков, музейная деятельность монастыря неотделима от архивной и библиотечной. «Последние полтора десятка лет мы готовили наши архивные и библиотечные фонды к открытому доступу для ученых, исследователей-любителей и просто интересующихся русской историей соотечественников и американцев, — рассказывает отец Владимир. — Когда эта задача в основном была решена, появилась возможность и мы сделали открытый доступ в музей. С этим предложением выступил возглавляемый мною фонд. Нам этот проект видится в первую очередь образовательно-просветительским. Он поможет полнее раскрыть национальную, культурную и, конечно же, духовную особенности россиян. Приходит к нам и множество граждан США, просто интересующихся минувшими веками. Для них наш музей — уникальная площадка, где можно посмотреть на русскую историю позитивным взглядом. Ведь Церковь не зависит от политической конъюнктуры, и мы имеем возможность выстраивать экспозицию объективно». Первая экспозиция в новом музее — по выражению куратора, «полупостоянная» выставка «Русское слово и образ: 400 лет книги и искусства», рассчитанная на длительную работу. Сгруппированные по 13 хроникально-тематическим разделам 37 витрин с экспонатами охватывают четыре века отечественной истории. Первый памятник — напечатанное в 1575 году в Вильно сподвижником и учеником Ивана Федорова Петром Мстиславцем Евангелие; хронологически самые поздние документы иллюстрируют жизнь белогвардейцев в изгнании в Галлиполи и на Лемносе и знакомят с печатными изданиями эмигрировавших из Карпатской Руси в США иноков Ладомировского монастыря, сохранивших опыт православного просвещения. Каждый из двух сотен мемориальных предметов в экспозиции — местный, принадлежит либо Фонду русской истории, либо Свято-Троицкому монастырю. Подавляющее большинство из них пожертвовано музею эмигрантами, нередко вывозившими памятники старины из Советского Союза с риском для жизни, или их наследниками. «Однако очевидно: для вывода музея на современную орбиту доставшихся "по наследству" от хранителей-предшественников фондов уже не хватало. Для достойной подготовки к открытию экспозиции в последние три года нам приходилось искать меценатов, чтобы делать целевые закупки», — признается отец Владимир Цуриков. По его словам, речь в основном идет о книгах. Их цена, если подобные экземпляры попадут на аукционы, может колебаться от 4 до 30 тыс. долларов за том. Впрочем, деньги на закупку требовались далеко не всегда: «С 1990-х годов у нас хранится подлинный штандарт Его Императорского Величества личного конвоя Александра II. Однако в том виде, в котором мы его получили, выставлять его было нельзя. Требовалась профессиональная реставрация, довольно дорогая, если учесть, что очень хотелось выставить еще два аналогичных штандарта конвоев других императоров. В итоге необходимые средства выделила группа московских жертвователей, а также крупная российская компания, у которой есть отделение в США. А один художник в течение многих лет безвозмездно реставрирует наши иконы начала XVIII — конца XIX века». Прижизненный Пушкин Монастырь в Джорданвилле в минувшем веке представлял собой своеобразный сейф, где консервировалось всё, связанное с дореволюционной историей Руси и России. Кое-что попало в личные коллекции после масштабной распродажи культурных ценностей, проводившейся советскими властями в предвоенное десятилетие. «Многие энтузиасты в Америке создавали русские коллекции. Но индивидуальное собрание не может быть организовано на профессиональном уровне, поэтому рано или поздно такие коллекции распродавались, расходились по разным владельцам и в конечном счете гибли, — замечает куратор музея. — Наше же собрание организовано по всем правилам, на подходящей площадке, поэтому соприкасаться с ним, надеемся, будет приятно как историкам-профессионалам, так и любителям». Первое сравнение, приходящее в голову при беглом осмотре экспозиции, — это аналог (конечно, более скромный как по объемам, так и по уровню представления, но от того не теряющий в привлекательности) ярко заявивших о себе в обеих российских столицах фурор выставки «Романовы. Моя история». Или, если угодно, заокеанский филиал Государственного исторического музея в Москве. Например, среди книжных фолиантов музей хранит несколько уникальных экземпляров: рукописное Евангелие 1613 года (года, с которого ведет свое начало царская династия Романовых), «Апостол» 1633 года, «Соборное Уложение» царя Алексея Михайловича, доставшиеся от старообрядцев иконы и нотные сборники церковных песнопений, долгие десятилетия составлявшийся рукописно и напечатанный в 1775 году «Келейный летописец» царствования Екатерины II, подлинный Указ этой императрицы о прощении казаков 1780 года, Манифест об освобождении крестьян и отмене крепостного права Александра II, экземпляры Коронационных сборников Александра III и Николая II, а также редкие издания эпохи последнего царя из рода Романовых: Альбом костюмированного бала и Альбом восточного путешествия цесаревича Николая Александровича. Но всё же настоящий бриллиант в этой коллекции — первое полное собрание сочинений Пушкина. Его можно назвать прижизненным, и натяжка в этом если и будет, то совсем маленькая: Жуковский начал готовить и печатать в Санкт-Петербурге первый том еще до гибели Александра Сергеевича в 1837 году. Это собрание пожертвовал известный американский коллекционер и библиограф Александр Рабинович. «От Русского дворянского общества в США, существующего с 1932 года, нам достались уникальные библиотека и архив, — продолжает отец Владимир. — Насчитывающая полторы тысячи томов библиотека — настоящий клад для исследователей генеалогии и истории дворянской России, при этом в открытом доступе оно оказалось впервые. Даже в Российской Федерации найти эти издания не всегда возможно! Так, сейчас мы по заказу одного московского издательства уже сканируем несколько книг, чтобы их смогли прочитать на родине. Архив объемом 80 коробок пока еще не разобран, но уже понятно: он содержит редчайшие документы по истории России вплоть до первой половины XVIII века». Конечно, даже в очень подробной экспозиции и малую толику этих потрясающе интересных фондов не продемонстрировать. Поэтому одновременно с открытием музея заработал новый читальный зал архива и библиотеки, оборудованный специально для размещения наследия Русского дворянского общества в США. Александр II по цене лома Практически с каждым экспонатом выставки связано множество увлекательных, почти детективных историй и интересных открытий. К примеру, мраморный бюст Александра II, вроде бы совсем обычный, но оказывается, он долгие десятилетия преспокойно украшал интерьеры Верховного суда Польши в бывшем дворце Красинских, пока в 1935 году варшавские власти не решили его демонтировать. В итоге бывший памятник продавался по цене лома, и его купил и привез в США эмигрант первой волны Сергей Войцеховский. Антиминс середины XVII века, ордена, монеты, медали, кубки и бокалы — всё это когда-то вывозилось за океан из России, несмотря на придирчивые проверки советских пограничников. Восемь витрин посвящены Николаю II и его семье. Тематически линию императорской России заканчивают экспонаты из ипатьевского «Дома особого назначения», повествующие о последних днях царственных узников. Здесь — вывезенные белыми войсками с места мученической кончины венценосного семейства документы дела следователя Николая Соколова, принадлежавшая великой княжне Анастасии икона Нерукотворного Спаса, запонки доктора Боткина, личные вещи императрицы Александры (серьга, крестик и плечики для одежды с ее инициалами), церковное облачение с коронации последнего русского императора. Возможно, главная причина успеха этой экспозиции — в основательной предварительной работе музейщиков, выразившейся в систематических «тренировках». Все последние годы, пока музей готовился к открытию, Джорданвилль не переставал устраивать интереснейшие собственные выставки на других площадках и не боялся предоставлять свои сокровища. Причем увидеть всё это можно было не только в США, но и в Сербии, и в России. Стартовала эта серия восемь лет назад с организованной совместно с Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ) выставки, посвященной митрополиту Антонию (Храповицкому). В прошлом году две сотни предметов и документов демонстрировались на выставках в честь юбилея Дома Романовых в Миннеаполисе и в вашингтонском музее-усадьбе Хиллвуд. Наконец, до сих пор продолжается трехлетний совместный с ГАРФ историко-документальный выставочный проект «Следствие длиною в век» о загадках, сопутствовавших расследованию убийства в Екатеринбурге 17 июля 1918 года. Фонд русской истории и в нем принял самое активное участие: для выставок в Москве, в Екатеринбурге и в Санкт-Петербурге предоставлялись уникальные заокеанские экспонаты (причем каждый раз с некоторыми заменами, чтобы не повторяться и обеспечить щадящий режим экспонирования). «Сейчас мы ждем окончания последней выставки этого проекта в Петропавловской крепости и одновременно анализируем поток посетителей в Джорданвилле. После этого будем думать о реэкспозиции, — рассуждает отец Владимир о ближайшем будущем музея. — У нас уже есть предложения показать выставку "Слово и образ" в одном из крупных музеев восточного побережья США. Другой музей попросил собрать выставку панагий и наперсных крестов, что для здешних светских учреждений не характерно». В общем, русская история продолжается. И в Америке в том числе. Выставка «Русское слово и образ: 400 лет книги и искусства» открыта в новом выставочном зале Свято-Троицкого монастыря (Джорданвилль, штат Нью-Йорк) по средам, четвергам и пятницам с 14 до 17 часов, по субботам и воскресеньям — с 13 до 16 часов.
8 декабря 2014 г. 13:30
Ключевые слова:
архив, Белое движение, выставка, диаспора, икона, коллекция, международные связи, Православная Церковь в Америке, Диалог цивилизаций, РПЦЗ, Северная Америка, святыни
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии». PDF-версия.
11 сентября 2023 г. 17:00
Со Христом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала в том, что в нем представлена палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
7 сентября 2023 г. 16:00
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали изображения. PDF-версия.
4 сентября 2023 г. 18:00
Божие благословение людям Псково-Печерский Успенский монастырь, древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и Пимен — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. PDF-версия.
1 сентября 2023 г. 18:00
Печерские подвижники благочестия: традиция жива В этом году исполняется 550 лет со дня основания Успенского Псково-Печерского монастыря. У обители интересная история, братия живет насыщенной жизнью, ведет обширную миссионерскую деятельность. Но когда мы говорим о Печорах, первым делом вспоминаем старцев, которые испокон веков жили в этом монастыре и прославили его. О старцах Печор — наших современниках, о том, какими они были, рассказали игумен Хрисанф (Липилин) и иеромонах Прохор (Андрейчук), долгие годы жившие рядом с ними. PDF-версия.
31 августа 2023 г. 15:00
|