iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
В армии священник нужен больше, чем автомат
Многие, кто знал протоиерея Михаила Васильева, погибшего 6 ноября 2022 года в зоне специальной военной операции на Украине при исполнении пастырского долга, отмечают его невероятную энергию. Для военных священников он был «духовным локомотивом», который очень многие вопросы и проблемы тянул на себе, пытаясь решить самостоятельно. И это ему часто удавалось, прежде всего за счет своего авторитета как среди духовенства, так и среди военных. А уважение людей с погонами он заработал, пройдя через горячие точки в Косове, Боснии, Чечне, Сирии, Абхазии, Киргизии и  Донбассе, — везде, где сражались русские воины, с ними был отец Михаил.  Он был настоятелем нескольких приходов, за свою жизнь восстановил и построил четыре храма и воспитал многих священников, окормляющих десантников. PDF-версия.    
26 января 2023 г. 14:00
Священноисповедниче Михаиле, моли Бога о нас
На заседании Священного Синода 25 августа 2022 года (журнал № 76) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской было включено имя протоиерея Михаила Союзова (12.05.1869 – 19.10.1922). 4 сентября в храме Христа Спасителя в Москве за богослужением Святейший Патриарх Кирилл совершил чин его прославления в лике святых. Память священноисповедника Михаила Союзова будет отмечаться 6/19 октября.  Протоиерей Михаил в 1919–1922 годах являлся настоятелем Князь-Владимирского собора в Петербурге. В мае 1922 года был арестован, осужден в ходе Петроградского процесса по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей»и скончался в тюремной больнице 19 октября 1922 года. В 1990 году Верховным Судом СССР судебное дело пересмотрено и издано постановление об отсутствии в деяниях осужденных состава преступления, в их числе был священник Михаил Союзов. Материалы к прославлению священноисповедника Михаила были предоставлены Санкт-Петербургской епархией. О том, как собирались необходимые для канонизации документыи каковы основные вехи жизни нового святого Русской Церкви, рассказывает Екатерина Карловская, секретарь епархиальной Комиссии по канонизации, принимавшая активное участие в этой работе.  PDF-версия.
25 октября 2022 г. 15:00
Размышляя о дивных делах Твоих, Господи
Архимандрит Леонид (Кавелин), двухвековой юбилей которого православный мир отметил в марте нынешнего года, поражал современников широтой своих научных интересов и масштабом личности. Он снискал широкую известность как церковный просветитель, переводчик и издатель творений святых отцов, археограф, палеограф, историк, библиограф, зачинатель церковного музееведения. Отец Леонид был членом-корреспондентом Петербургской академии наук и почетным членом Императорского православного палестинского общества. Благодаря его стараниям обретено и описано множество ранее неизвестных рукописей, которые и в наши дни не теряют актуальности. Но при всех своих дарованиях архипастырь никогда не забывал о главном: был бескорыстным подвижником и строгим к себе монахом. О годах наместничества архимандрита Леонида (Кавелина) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре — значительной и в то же время малоизвестной стороне его биографии — «Журналу Московской Патриархии» рассказал иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
22 августа 2022 г. 17:00
Некрологи
Митрофорный протоиерей Алексий Моздор (+ 16.11.2011)
ЖМП № 3 март 2012 /  4 марта 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Митрофорный протоиерей Алексий Моздор (+ 16.11.2011)

16 ноября скончался митрофорный протоиерей Алексий Моздор, старейший клирик Ставропольской епархии

Митрофорный протоиерей Алексий Моздор родился 4 марта 1937 года на хуторе Москва Караногайского района Грозненской области в рабочей семье. Выбор жизненного пути определила его встреча с преподобным Кукшей (Одесским). Время было сложное. Мать будущего пастыря Любовь Моздор, глубоко верующая христианка, узнала, что в удаленном монастыре на самой границе с Румынией живет старец, который подвергается преследованию властей, и повезла к нему своего сына. Алексей к тому моменту окончил Училище механизации сельского хозяйства и работал комбайнером.

Преподобный дал молодому человеку наказ поступать в семинарию, причем пообещал, что направит характеристику в Киевскую духовную семинарию, которая была еще открыта, и юношу примут с теми, кто поступал в августе. Алексей отказался. Конечно, вера в Бога была важной частью его жизни, но он никогда не думал посвятить себя Церкви.

Когда он приехал домой, последующие события заставили его задуматься над словами старца: всё стало валиться из рук, часто он был на волоске от смерти. Эти происшествия он увязал со своим отказом.

Тогда он вновь отправился к преподобному Кукше. Но тот сказал ему: «Теперь добивайся сам».        

В 1958 году Алексей поступил в Ставропольскую семинарию. Однако вскоре власти неожиданно решили ее закрыть.        

Как раз в этот время Алексея направили на медкомиссию от военкомата и процесс затянулся, поэтому перевестись в другую семинарию он не успел. Тогда он написал правящему архиерею митрополиту Антонию (Романовскому) и попросил совета. Митрополит ответил, что прочитал письмо и возрадовался. Он пригласил Алексея приехать и пообещал определить на какое-либо послушание, потому что у него все молодые люди разъехались в другие семинарии и двор опустел. Митрополит Антоний оформил Алексея электриком и определил на хозяйственные послушания, потому что взять молодого человека иподьяконом в то время было проблематично. Затем митрополит Антоний благословил Алексея вступить в брак с девицей Любовью и пообещал рукоположить. Благочестивая, строгая православная семья невесты жила в Ставрополе.

Но на четвертый день после свадьбы опять случилось непредвиденное: несмотря на то что Алексей был признан непригодным к воинской службе, он получил повестку из военкомата. Это произошло в феврале 1962 года, а в ноябре митрополит Антоний скончался. Судебные процессы, сопровождавшие закрытие семинарии, окончательно подорвали его здоровье.        

В отношении Церкви хрущевского периода не было кровавых расправ, хотя тюремные сроки получали и священники, и епископы. Но храмов было разрушено даже больше, чем при Сталине. В довоенное время сохранялись целыми хотя бы здания закрытых церквей, а при Хрущеве храмы разрушали. Период был очень непростой, и после армии Алексею пришлось работать на производстве, одновременно продолжая обучение в Московской духовной семинарии. Лишь после отставки Хрущева в 1964 году ситуация стала немного проще.        

В 1967 году Алексей окончил Московскую духовную семинарию и 19 февраля епископом Дмитровским Филаретом (ныне митрополит Минский и Слуцкий) был рукоположен в сан диакона, а 15 апреля архиепископом Таллиннским и Эстонским Алексием (покойный Патриарх Алексий II) — в сан иерея.       

Духовником отца Алексия был протоиерей Иоанн Мешалкин, который четырежды отбывал тюремное наказание, в том числе в Средней Азии и на Соловках. Однажды он сказал отцу Алексию, что долго служить нигде не дадут. Действительно, послужной список отца Алексия красноречиво подтверждает прозорливость этого замечания. Он совершал священническое служение сначала в Дербенте, затем в Северной Осетии и в Кабардино-Балкарии, позже в селе Ладовская Балка, в Невинномысске, Светлограде, Баку, селе Левокумском.        

Когда отец Алексей служил в Дагестане, опять подтвердилась прозорливость его духовника. Возникли трения с властью, уполномоченный снял молодого священника с регистрации, и перспективы были самыми мрачными. Матушке советовали ехать просить о смягчении формулировки ради детей, но отец Иоанн сказал: «Много чести уполномоченному. В такую-то неделю Великого поста вернешься к служению». Так и случилось.

Ситуация смягчилась, когда Ставропольскую епархию возглавил владыка Антоний (Завгородний). Епископ, а впоследствии архиепископ, он твердо взял бразды правления в свои руки. Во время первого знакомства сказал отцу Алексию: «У тебя большая семья. Служи, не переживай, я поддержу», — и сдержал свое слово. Вскоре семья переехала в Ставрополь и стало легче.

Акцент в семейном воспитании делался на молитве, на почитании церковных праздников. Строго соблюдались все посты. Совершались паломничества — в Псково-Печерский монастырь, в Почаевскую лавру, в Троице-Сергиеву лавру, — которые расширяли кругозор. Это было очень важно для преодоления советских стереотипов о том, что верующих остались единицы.       

В семье протоиерея Алексия Моздора было четверо детей: трое сыновей (Михаил, Сергей, Иван) и дочь Татьяна. Все сыновья стали священниками. Один служит в Невинномысске, второй — в Ставрополе, третий — в Воронеже, где живет и дочь с мужем-священником.

Протоиерей Алексий был доступен для всех и говорил даже с самыми простыми прихожанами на их языке. Он очень внимательно относился к людям и служил примером настоящего православного священника.

В последние годы он совершал служение в качестве заштатного клирика Крестовоздвиженской церкви, той самой, где в 1940-е годы располагалась Ставропольская духовная семинария.

16 ноября в Ставрополь был принесен Пояс Пресвятой Богородицы, и, когда начался молебен в Казанском кафедральном соборе, поступило сообщение о кончине протоиерея Алексия Моздора. Сонм священнослужителей, прибывших на поклонение Поясу Божией Матери, почтил почившего собрата чтением Евангелия и заупокойными молитвами. Протоиерей Алексий похоронен у алтарной части Свято-Игнатьевского кладбищенского храма.

Вечная память!
       
Протоиерей Михаил Моздор

4 марта 2012 г. 01:00
Ключевые слова: духовенство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи