iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
Новости
Захват Свято-Успенского храма в селе Товтры Заставновского района Черновицкой области
29 мая 2019 г. 17:31
версия для печати версия для печати

В Москве обсудили проблему нарушений прав верующих на Украине

В Москве, в «Президент-Отеле», состоялась международная конференция, участники которой - священноначалие Русской, Антиохийской, Сербской Православных Церквей, лидеры традиционных религий, общественные деятели, дипломаты и журналисты обсудили проблему нарушения прав православных верующих на Украине, а также предложили варианты ее решения.

В выступлениях звучали такие факты дискриминации по религиозному признаку мирян, духовенства и священноначалия как попытки захвата и захват православных храмов, избиения священников националистами, осквернение храмов, лишение членов епископата украинского гражданства, разные формы давление со стороны органов СБУ на епископат Украинской Православной Церкви с целью заставить поддержать раскольников, агрессивная кампания в СМИ по дискредитации УПЦ МП и ее епископата. 
В своем докладе  митрополит Волокаламский Иларион, в частности, обратил внимание участников форума на два дискриминационных закона, принятых Верховной Радой. Это закон №2662-VIII *, который обязывает общины Украинской Православной Церкви в своем полном названии «отражать принадлежность религиозной организации за пределами Украины». «Фактически этот закон запрещает Украинской Православной Церкви называться украинской. Несмотря на то, что УПЦ является старейшей и самой многочисленной из ныне существующих православной религиозной организацией Украины, объединяя миллионы украинских граждан. Закон также запрещает доступ духовенства УПЦ на территорию воинских и правоохранительных частей. В настоящее время действие этого закона временно приостановлено судом, подчеркнул докладчик. Но до недавнего времени местные власти оказывали давление на епархиальные управления УПЦ, добиваясь от них переименования»,- сказал архиерей.
Другой закон, №2673-VIII ** разреших переход религиозной общины в другую конфессию или церковную юрисдикцию. «Согласно новому законодательству такое решение должно приниматься голосами двух третей религиозной общины. Но четкие критерии принадлежности к религиозной общины законом не обозначены,- уточнил митрополит Иларион.- А это значит, что любая группа людей, приехав в любое село, может объявить себя членами общины и проголосовать за переход местной общины из канонической Церкви в раскольническую организацию, что и происходит уже на деле». Очевидно, после этого местная община теряет возможность молиться в своем храме.
Но нередки случаи и грубого насилия при захвате храмов УПЦ. В частности, по данным директора Московского бюро по правам человека  Александра Брода в мае этого года произошло уже несколько таких случаев. 26 мая была члены националистической группировки предприняли попытку захватить храм в селе Васлововцкое Черновицкой области. 18 мая правоохранители помогли сторонникам ПЦУ захватить Свято-Успенский храм в селе Товтры Заставновского района Черновицкой области, 12 мая захвачен Покровский храм в селе Мнишин Гощанского района Ровенской области и т. д. «Практически, такие инциденты  происходят еженедельно. Но президент Украины Владимир Зеленский дистанцируется от этой проблематики, не высказывает свою озабоченность и это очень тревожит»,- отметил Александр Брод. А по данным главы пресс-службы УПЦ Василия Анисимова, на сегодняшний день в раскол (в так называемую Православную Церковь Украины) ушло 156 общин из 12,5 тысяч (причиной стало и административное давление местной власти и насильственный захват храмов).
 
Какие же возможности есть у Русской Православной Церкви и общественных правозащитных организаций, чтобы остановить этот каток, которым украинская власть давит свой народ, не желающий предавать свою Церковь. Большинство выступающих склонялось к необходимости обратиться за поддержкой к международной общественности, используя авторитет институтов ООН, ОБСЕ и др.
По мнению епископа Эрзурумского Кайса (Антиохийский патриархат), участникам форума нужно обратиться к международному сообществу, призвав его к диалогу с украинской властью, чтобы Украинской Православной Церкви были возвращены отнятые храмы и церковные ценности- иконы, сосуды для богослужения и др. ценности. «Этот форум должен обратиться к международным комиссиям, организациям с предложением провести точные исследования по вопросу притеснения прав верующих на Украине, чтобы этот вопрос не позднее сентября-октября этого года был рассмотрен Комитетом по правам человека ООН,- считает епископ Кайс. - И если не будет отклика украинского правительства на требования международной организации по защите прав верующих на Украине, то на Украину должны быть наложены международные санкции».
С точки зрения Александра Брода, проблему нужно преподносить в общем контексте правового кризиса на территории современной Украины. Необходимо проводить мониторинг конкретных фактов нарушения прав, переводить это на языки международных организаций и широко презентовать в ООН, ОБСЕ. Он также согласился с предложением председателя ИППО Сергея Степашина издать «Белую книгу» по нарушению прав верующих на Украине. 
«Назрела необходимость создания международной правозащитной организации, которая включала бы в себе здравые политические, общественные, духовные силы. И опыт такой организации- «Мир без нацизма» был, его надо использовать»,- подчеркнул докладчик. Он также предложил привлекать к созданию видео- материалов о фактах дискриминации известных режиссеров -документалистов, потому что такой контент способен произвести в умах представителей международных организаций перелом в понимании сути проблемы. Необходимо также подключить к проблеме юристов, специализирующихся на международном праве, «чтобы подать массовые иски в Европейский суд по правам человека, Международный уголовный суд, рассмотреть и другие возможные инстанции. Естественно, требуется и текущая правовая защита дискриминируемых с подключением, возможно, международной организации русскоязычных адвокатов, и других международных адвокатских структур».          
В мероприятии приняли участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, епископ Будимлянский и Никшичский Иоанникий (Сербский Патриархат), председатель Комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и религиозных отношений Иосиф Дискин и другие.
Организаторами форума выступили Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, Межрелигиозный совет России, Российская ассоциация защиты религиозной свободы, Императорское православное палестинское общество.
Бюллетень: 25.05.2019-10.06.2019
*Закон №2662-VIII от 20 декабря 2018 года «О свободе совести и религиозных организациях»
**№2673-VIII от 17 января 2019 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно подчиненности религиозных организаций и процедуры государственной регистрации религиозных организаций со статусом юридического лица».

 

29 мая 2019 г. 17:31
Ключевые слова: Украина
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00