iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Новости
Секреты древнего мастерства раскрыты на мастер-классе по освоению древнего искусства церковной золотной вышивки.
21 мая 2013 г. 09:00
версия для печати версия для печати

Секреты древнего мастерства раскрыты на мастер-классе по освоению древнего искусства церковной золотной вышивки

В Неделю Святых жен-мироносиц, с 20 по 24 мая, в Православном гуманитарном институте "Со-действие" проходит мастер-класс по освоению древнего искусства церковной золотной вышивки.

Раскрытие секретов древнего мастерства и преподавание сложнейших техник вышивки стало возможным благодаря десятилетней работе педагогов и студентов института в Музее-Ризнице Троице-Сергиевой Лавры. Возрождённое из небытия искусство ручной золотной вышивки задышало в работах наших современниц: освоены уникальные "годуновские прикрепы", "старицкие парчевые узоры", " Волашский" и "Византийский" швы.

Ректор Православного гуманитарного института «Содействие» Петр Олегович Кондратьев рассказал «Церковному Вестнику» о мастер-классе и о значении лицевого шитья в жизни Церкви: "В ряду церковных искусств лицевое шитье занимает особое место. Это искусство по преимуществу женское. Шила и вышивала для своего дома каждая женщина Древней Руси. Шитье церковных "пелен" считалось делом Богоугодным. Вменялось в подвиг, если женщина "по вся нощи пребывала в мольбах… и в пяличном деле". В царских, боярских светлицах, в монастырских мастерских создавались удивительные произведения - плащаницы, пелены, хоругви - вещное воплощение молитвы мастерицы. Хорошие мастерицы высоко ценились. Иоанн Грозный забирал вышивальщиц во дворец от опальных бояр. Обучение мастерицы длилось около семи лет. Не удивительно, что мастерская собиралась годами. Царицыны светлицы в Кремле после польской интервенции смогли восстановить свою численность с 15 до 80 мастериц только за 60 лет! Ведь вышивальщица должна владеть не только технологическими ремесленными навыками золотного и лицевого шитья. Она должна была понимать место творимой вещи в храме, богослужении, исходя из его внутреннего, сакрального смысла, глубокого осмысления церковной символики линии, цвета, сюжета изображения. Недаром за образец для исправления богослужебных книг во время реформы патриарха Никона был взят текст Символа Веры, вышитый на саккосе".

По словам старшего преподавателя кафедра Золотного и лицевого шитья, Ольги Борисовны Дремлюги, техники, которые даются на этом мастер-классе являются наиболее сложными. Для раскрытия секретов древних мастериц  понадобились годы работы в музеях. А для того, чтобы их освоить, тоже нужна незаурядная подготовка. Нельзя просто прийти с улицы, взять иголку с ниткой и прошить "византийский шов".

Шитье золотом – старинное женское рукоделие. Зародилась вышивка золотом на Востоке, первые находки расшитых, а точнее вытканных из золота вещей относятся к 6-5 вв. до н.э  На Руси золотное шитье появилось около 1000 лет назад и пришло из Византии. Золотые нитки делались из тонко расплющенного золота.  Кропотливое, тонкое мастерство золотной вышивки всегда считалось женским служением Церкви. 

21 мая 2013 г. 09:00
Ключевые слова: женщины, культура
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00