iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59
Новости
фото nnm.ru
25 января 2013 г. 11:30
версия для печати версия для печати

Подготовка учителей ОПК должна стать одним из центральным звеньев работы на всех уровнях государственных и церковных структур в сфере образования

В рамках XXI Рождественских чтений в Общественной палате состоялся круглый стол «Церковь, семья и школа в формировании традиционных духовно-нравственных ценностей детей в современном российском обществе». В нем приняли участие иерархи Русской Православной Церкви, священники, ученые, чиновники и преподаватели.

Участники мероприятия сразу обозначили проблемы, с которыми им пришлось столкнуться в ходе введения в школах курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). «Далеко не всегда соблюдается принцип свободы выбора родителями одного из шести блоков ОРКСЭ. Родителей не всегда приглашают на собрание, где им ясно объясняется, что будет преподаваться в каждом из блоков. Кроме того, известны случаи, когда учителя и классные руководители проводят такие родительские собрания под давлением администрации муниципальной системы образования, требующей выбора определенного блока», — отметил митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий. Также немало фактов, когда родителей вообще не спрашивают, какой предмет они выбрали бы для своего ребенка, а заранее закупаются учебники и методические материалы, например, по предмету основ светской этики. Мотивируют тем, что Россия — светское государство, и Церковь отделена от государства. Хотя светскость не синоним атеизма, а свобода выбора вероисповедания. Еще один аргумент: многие поколения выросли в атеистическом обществе и идеальным было бы преподавание именно светской этики.

Очевидно аналогичными причинами объясняется и низкий процент выбравших курс ОПК там, где по логике он должен быть намного больше, например, в Ставропольскм крае, где число желающих изучать ОПК оказалось всего 20%. В этой цифре усомнился правящий архиерей (на тот момент епископ Ставропольский и Владикавказкий Феофан), предполагая, что в кореном казачьем регионе цифра не совпадает с действительностью. Он попросил губернатора провести опрос повторно. В результате число желающих изучать ОПК увеличилось до 75%.

Руководитель Отдела религиозного образования и катехизации протоирей Сергий Рыбаков (Рязань, здесь блок ОПК выбрали 70% учащихся) нашел для родителей эффективный способ убеждения, чем вреден для детей курс истории мировых религиозных культур. «Это прямой путь вашего ребенка в секту, - объясняет он родителям, - ведь из него следует, что все религии равны, все ведут к Богу. И попробуй с таким подходом что-нибудь возразить иеговистам или саентологам».

Еще одна проблема — хрестоматийная. Это подготовка кадров для преподавания Основ православной культуры. О ней говорили многие выступающие, предупреждая, что формальное изложение текста учебника принесет больше вреда, чем пользы. Заниматься подготовкой учителей Основ православной культуры, по мнению представителя Федерального Института развития образования, должны те вузы, где есть кафедра теологии. Курс ОПК должен отвечать школьнику на волнующие его вопросы, уроки должны быть ярким и интересным, но никак не скучными. И 72 часа для подготовки преподавателя ОПК явно недостаточно, считают участники круглого стола. В Москве, по словам замруководителя городского Департамента образования Татьяны Васильевой, этот недостаток восполняется тем, что будущие преподаватели ОПК знакомятся с опытом преподавания ОПК в негосударственных православных школах. По мнению члена-корреспондента РАО Виктора Слободчикова подготовка учителя ОПК должна стать одним из центральным звеньев работы на всех уровнях государственных и церковных структур в сфере образования.

Однако приобщать к правослвной культуре не только учителей, но и школьных директоров и завучей, считает министр образования Калиниградской области Анастасия Хребтова. С этой целью она специально организовала для них паломническую экскурсию в Калужскую область.

«В этом году мы уже конкретно обсуждали ключевые темы православного образования, — подводя итоги круглого стола сказал ЦВ митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан. — Отмечено, что вопрос подготовки учителя ОПК и создание преподавателького сообщества в этой сфере должен стать первостепенным. У чиновников появилось понимание, что и семья должна быть включена в сферу духовного образования ребенка. Это и вопрос о необходимости непрерывности курса основ православной культуры вплоть до 11 класса. И, наконец, осознание идеи проведения масштабной межрегиональной конференции для преподавателей ОПК по обмену опытом, накопленым за 20 лет».

«Очень важно, что практическая работа по введению курса ОПК ведется во всех регионах. И если 2-3 года назад рассматривался вопрос, а нужна ли нам эта новая предметная область и к каким национальным бедствиям она приведет, то сейчас мы говорим уже о том, что нам нужно сделать для ее лучшего развития», — считает митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий.

 

25 января 2013 г. 11:30
Ключевые слова: ОПК, Рождественские чтения
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дети Николая Александровича и Александры Федоровны: повседневный мир будущих царственных страстотерпцев на выставке в Московском государственном объединенном музее-заповеднике
Сегодня, 13 ноября, в залах Сытного двора в Коломенском открылась выставка «Детский мир семьи императора Николая II. Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей» – историко-мемориальный проект, организованный совместно с Государственным Эрмитажем и Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ). Экспозиция знакомит с повседневным миром наследника-цесаревича и великих княжон: системой их воспитания и обучения, дневниковыми записями, взаимными подарками и поздравлениями, окружавшими их предметами и деталями личного обихода. Она посвящена 125-летнему юбилею бракосочетания Николая Александровича с принцессой Викторией Алисой Гессен-Дармштадтской 14 ноября (ст.ст.) 1894 года и хронологически охватывает бытование семьи последнего государя от рождения первенца Ольги до пребывания венценосных узников в тобольской ссылке.
13 ноября 2019 г. 21:35
Казачество в годы Гражданской войны: тема Исхода на научной конференции и историко-документальной выставке в Российском государственном архиве социально-политической истории
Вчера, 6 ноября, в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) открылись одноименные научная конференция и историко-документальная конференция «Казачество в годы Гражданской войны. Исход», посвященные 100-летию с начала политики расказачивания и первой эвакуации отступавших белых частей из Новороссийска. Аудитория услышала приветствия представителей федеральных органов власти, потомков казаков-эмигрантов, казаков реестровых формирований и общественных объединений различных российских регионов. На пленарном заседании прозвучали доклады отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся на теме истории казачества, в том числе из РГАСПИ, Донского государственного технического университета, Кубанского государственного университета, МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первого казачьего университета), Дома Русского зарубежья им. А.И. Солженицына, Московской духовной академии.
7 ноября 2019 г. 17:59