В Издательском совете обсудили проблемы распространения православной литературы

28 декабря 2018 г. 20:50

http://www.e-vestnik.ru/news/rasprostraneniya_pravoslavnoy_literatury_10390/

Алексей Реутский

В канун Нового года в Издательском совете Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент, издатели и представители Российской книжной палаты обсудили вопросы продвижения духовной литературы на книжном рынке. Среди проблем были выделены недостаточный контроль за ассортиметом в церковных лавках и слабая информированость читателя о новых книгах. Журнал Московской Патриархии и раньше обсуждал эту тему, но теперь она получила новое звучание. 

В своем вступительном слове председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Климент рассказал, что продавцы книжных лавок еще недавно не были заинтересованы в широком ассортименте литературы на своих прилавках, торгуя преимущественно только ликвидными позициями. Это Библия, отдельно изданное Евангелие, молитвословы, акафисты. На вопрос почему не берут другие книги, обычно следовал ответ: их не покупают. Между тем, как показали региональные выставки «Радость слова», спрос есть на самую разную духовную литературу православной тематики. Проблема в том, что она не доходит до читателя, особенно в удаленных от Центральной России регионах.

В связи с этим «в уходящем году Святейшим Патриархом было принято важное решение, направленное на развитие книгораспространения в епархиях. По благословению Его Святейшества было разослано циркулярное письмо, в котором предписывалось назначить в епархиях ответственных за развитие книгораспространения и библиотечной сети. До 1 ноября в 111 епархиях ответственными было назначено 106 человек»,- подчеркнул выступающий. Эти сотрудники будут отслеживать ассортимент в каждой церковной лавке и в магазинах православной книги в своей епархии. Эти данные, предоставленные в Издательский совет, решат сразу две задачи - контроль за ассортиментом (должны продаваться только книги одобренные Издательским советом, в том числе и не имеющие его грифа) и собираться сведения об отсутствующих, но необходимых к распространению позиций.
    
Другая проблема, по словам архиерея — это недостаток в сетях информации о новой православной литературе, которая ограничена в основном техническими данными: тиражностью, именем автора, числом страниц и ценой. «Но ничего не сказано о содержании самой книги. Если где-то и представлено содержание, то это не больше двух строчек. О содержании должно быть сказано больше»,- считает председатель Издательского совета. 
Участники встречи предложили разные методы решения этой проблемы. С одной стороны регулярные рецензии, интервью с авторами новых книг на сайте Правчтение.ру, презентации книг в YouTube, а издательств на региональных выставках «Радость слова». С другой - договариваться с «раскрученными» православными блогерами, имеющими в соцсетях более тысячи подписчиков, чтобы они рассказывали о выходящих книгах. Но вместе с тем, если издательство решит завести свой блог в сетях, то работать на нем, по мнению директора издательства «Символик» Святослава Можей, должен человек имеющий большой опыт, и непрерывно повышающий свою квалификацию. Иначе результат не окупит вложенных затрат. «Такой специалист стоит сегодня 200 тыс. руб. в месяц»,- уточнил он.
Свое понимание в решении этой проблемы предложила генеральный директор Российской книжной палаты Елена Ногина, заявив, что православные издатели могли бы расширить список своих покупателей, если бы лучше придерживались издательской дисциплины. «Дело в том, что продвижение книги на рынке зависит от того, как оформлена книга в каталоге Российской книжной палаты. Не все издатели указывают ISBN и другие выпускные данные. Большинство издательств религиозной литературы не присылают нам электронную версию книги, что определено законом "Об обязательном экземпляре документов" (Федеральный закон  N 77-ФЗ). Всё это причины, по которым православная книга теряется среди тысяч других книг»,- отметила Елена Ногина. Между тем, по словам ее коллеги, зам. директора  Российской книжной палаты Константина Антипова, книжная палата содержит самую точную библеографическую информацию о всех российских издательствах и их продукции. «Представленные там издательства видны всему миру, а не только российским читателям. И ничто не мешает нам выделить вместе с Издатсоветом в отдельную библиографическую группу духовную литературу»,- подчеркнул Константин Антипов.
Подводя итоги первой части семинара митрополит Климент отметил, что в каждом деле нужен опыт, нужны не только финансовые затраты, но время и талант. Но только это позволяет говорить о будущем. И если использовать все возможные способы, часть из которых была озвучена, то будут расти и спрос и тиражи.
С сообщениями также выступили помощник председателя Издательского совета иеромонах Макарий (Комогоров), помощник председателя Издательского совета,  Дмитрий Володихин, гл. редактор информационного портала «Правчтение»Сергей Арутюнов и другие.

 


© Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, 2007-2011