iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
На войне как на войне
Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции  на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Новости
25 января 2012 г. 00:58
версия для печати версия для печати

Протоиерей Всеволод Чаплин: Церковь стала поливариантной и полицентричной

Оживленной дискуссией обернулся семинар «Церковь вне политических кампаний: особенности диалога со СМИ в предвыборный период»,  проходивший 24 января в конференц-зале Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви.  Собравшиеся обсуждали вопрос участия Церкви в политической жизни страны. 

Ни для кого не секрет, что декабрьские события всколыхнули общественность. О митинге на Болотной площади не говорил только ленивый.  Когда же бесконечные рассуждения  о «честных выборах», аресте Навального и выступлениях Чурова набили оскомину, подняли вопрос  общественно-политической позиции Церкви и Ее оценке происходящего.  

Как справедливо заметил  Председатель отдела Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, «за последние несколько лет понимание того, что такое Церковь, и что такое ее общение с государством и светским обществом, решительно изменилось. И главная причина этих изменений в том, что Святейший Патриарх Кирилл снял барьеры, которые раньше препятствовали духовенству и мирянам высказываться на разные темы.  Люди перестали бояться говорить».  

Хорошо это или плохо, судить не нам, однако,  нельзя не замечать тот факт, что  даже во внутрицерковных дискуссиях зачастую стирается грань между «раскрепощенностью» и «разболтанностью», а за пределами Церкви порой и вовсе не заботятся о соблюдении элементарных этических норм.  Поэтому неудивительно, что встреча протоиерея Чаплина с известным блоггером Алексеем Навальным вызвала такой резонанс. Так уж повелось, что степень «православности» Церкви оценивается по Ее политическим позициям, такой вот, если хотите, детский подход – если Она поддерживает «хороших», то и мы Ее поддержим, а уж если Она против «наших», то, увольте, умываем руки и начинаем критиковать, оскорблять и осуждать, причем так, походя…  И как-то забываем, что, позволю себе процитировать  публициста Сергея Кудеева, «политические убеждения должны формироваться Евангелием, которое нам следует проповедовать в условиях нынешней политической напряженности».

Отец  Всеволод объяснил, что если в политике постоянно занимаются решением проблемы «добра и зла», то хоть  Церковь и стала «поливариантной и полицентричной», Она  «не принимает ничью позицию, Она лишь может прокомментировать «доминанты».  При этом пора перестать относится к Церкви, как «совокупности людей в рясах», а начать видеть в ней как священнослужителей, так и мирян и, соответственно взаимодействовать с ней через разнообразное православное гражданское действие.  Особенно это касается представителей СМИ, которые, вольно или невольно, пытаются, как блестяще подметил основатель Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов,  «воцерковить политику» вместо того, чтобы выступать разумными инициаторами диалога между Церковью и обществом.

Нельзя также обвинять Церковь в бездействии, мол, в стране такое творится, а Церковь молчит. «Церковь – это народная совесть, которая всегда говорит о том, что волнует народ. И говорит первой, а не когда Ее попросят», - сказал отец Всеволод и добавил: «Церковь не готова участвовать в гражданском противостоянии. Она никогда не будет с теми, кто стремится разрушить гражданский мир».  


 

25 января 2012 г. 00:58
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00