iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
И среди лета запели Пасху
Незадолго до своей кончины в беседе с Николаем Мотовиловым иеромонах Серафим говорил, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. И сестрам этого монастыря открыл: его мощи будут почивать у них в обители. Те удивлялись: «Батюшка, да нешто саровские нам тебя отдадут?» В ответ он вручил им огарок свечи: «Вот с этой свечкой вы и будете встречать меня в Дивееве». И предсказал, что, когда это произойдет, в монастыре среди лета запоют Пасху. Все так и случилось.  Тридцать лет прошло с тех пор, как в конце июля 1991 года из Москвы прибыл в возрождающийся Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь всероссийский крестный ход со святыми мощами, удивительным образом обретенными в запасниках Государственного музея истории религии и атеизма, находившегося в стенах Казанского собора Ленинграда. И грянуло над Дивеевом многоголосное «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Мощи преподобного Серафима встречали с «той самой» свечой. Ее, как и другие личные вещи батюшки, сохранили пожилые дивеевские монахини, вернувшиеся из ссылок и лагерей. PDF-версия.
4 августа 2021 г. 14:00
Александр Благословенный, Вятка и старец Федор Кузьмич
Ровно 220 лет назад, в ночь с 23 на 24 марта (н.ст.) 1801 года, в результате последнего в российской истории дворцового переворота на престол восшел 23-летний сын Павла I Александр I. Приближающийся двухвековой юбилей перехода в жизнь вечную этого монарха поднял интерес к его персоне, на период царствования которой пришлось несколько ключевых событий в жизни нашей страны. Оживилось и обсуждение популярной версии  мистификации  смерти самодержца, якобы организованной им самим для того, чтобы, удалившись от дел, тихо завершить свой век в скромных  молитвенных трудах. Меж тем всего за год до своей кончины в Таганроге Александр I совершил большое путешествие по России, в ходе которого посетил Вятку. Церковный историк и архивист из Вятской митрополии вспоминает об этом событии  в жизни губернского города и анализирует некоторые его особенности, могущие пролить свет на сопутствующие последним годам жизни Александра Благословенного загадки.
23 марта 2021 г. 15:00
Новости
Панихида в рижском кафедральном соборе по случаю перезахоронения митрополита Августина (Петерсона). Фото Д.Седов, официальный сайт Латвийской Православной Церкви.
12 августа 2011 г. 16:26
версия для печати версия для печати

Останки митрополита Августина (Петерсона) спустя более полувека после его кончины перезахоронены в Латвии

В Латвии в торжественной обстановке состоялось перезахоронение останков митрополита Рижского и всея Латвии Августина (Петерсона), скончавшегося 4 октября 1955 г. в местечке Гаутинг близ Мюнхена.

Утром 10 августа гроб с останками латвийского архиерея прибыл из Германии в кафедральный собор Рождества Христова в Риге, где митрополит Рижский и всея Латвии Александр совершил панихиду. В соборном храме молились родственники митрополита Августина и верующие из многих приходов латвийской столицы.

В своем слове по случаю перезахоронения останков архипастыря Латвийской Православной Церкви митрополит Александр отметил, что митрополиту Рижскому и всея Латвии Августину, избранному на кафедру в 1936 году, пришлось быть архиереем в очень тяжёлые предвоенные и военные годы, и он усердно трудился на благо Церкви.

«Богослужение было при нём упорядочено, были сделаны новые переводы богослужебных текстов на латышский язык. Велась широкая издательская деятельность. На латышском языке был издан целый корпус богослужебных книг, в том числе и нотных. Что очень важно, по благословению владыки Августина старинный готический шрифт в латышских православных богослужебных книгах был заменён на современный, также устаревшая орфография была заменена на современную. Это сделало книги более понятными и доступными для верующих», - сказал митрополит Александр.

По его словам, служебники, требники, молитвословы и другие церковные книги на латышском языке стали лучшим памятником митрополиту Августину.

Владыка Августин был очень внимателен к людям и посетил почти все православные приходы в Латвии. При нем строились новые храмы, часовни. Так, стараниями митрополита была построена часовня над могилой его предшественника, священномученика архиепископа Иоанна (Поммера).

«В военное время ему пришлось покинуть Латвию, последние годы его жизни прошли на чужбине. Но и в изгнании он продолжал своё высокое служение, духовно окормляя многочисленных беженцев из Латвии, для которых единственным утешением была Церковь», - отметил митрополит Александр.

После совершения панихиды останки почившего митрополита были перевезены и захоронены в семейной могиле Петерсонов на кладбище в Косе, что в 70 километрах от Риги. Сделано это было согласно завещанию владыки Августина, в котором он просил перезахоронить его останки на Латвийской земле после восстановления независимости Латвийского государства.

По прибытии в Косу священнослужители, во главе с членом Синода Латвийской Церкви благочинным Валмиерского округа митрофорным протоиереем Николаем Тихомировым, совершили литию в храме святителя Николая чудотворца. Затем гроб с останками почившего был перенесён на кладбище недалеко от Свято-Никольского храма, где они и были захоронены. После погребения также была совершена лития.

Как рассказал ЖМП протоиерей Николай Тихомиров, в торжественной церемонии перезахоронения приняли участие около 200 человек. К этим мероприятиям в Латвии активно готовились начиная с мая.

После погребения внучка митрополита Августина, проживающая в Канаде, передала представителям Церкви архив приснопоминаемого владыки – его личную переписку, дневник.

«Это особо важный и значимый как для Латвийской Православной Церкви, так и для всей Латвии день, потому что на свою Родину вернулся один из выдающихся ее сыновей – митрополит Рижский и всея Латвии Августин (Петерсон), чья жизнь и деятельность оставила неизгладимую страницу в жизни Латвийской Православной Церкви. Это очень значимое событие, которое напоминает нам всем – и тем, кто живёт здесь в Латвии, и тем, кто ввиду жизненных обстоятельств вынужден жить за её пределами, - что для каждого человека есть только одна Родина», - сказал протоиерей Николай.

12 августа 2011 г. 16:26
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Если Господь — ведущий
У отмечающего в этом году 240-летний юбилей села Прасковея в Буденновском церковном округе Георгиевской епархии два небесных покровителя: великомученица Параскева Пятница и благоверный великий князь Александр Нев­ский. Объяснение этому кроется в протяженной истории бывшего до 1911 года уездным центром селения, в котором сейчас живут 11 тысяч человек. Как считают ученые, топоним «Прасковея» восходит к имени Параскевы, но почему село оказалось так наименовано, однозначного ответа у историков нет. К революции оно подошло с тремя действовавшими храмами и еще одним возводившимся. Первой в Прасковее в 1787 году поставили Покровскую церковь, второй в 1851-м — Вознесенскую. Александро-Невский храм построили в 1911 году как церковный мемориал памяти героев Русско-­японской войны. Увы, ни одна из тех церквей до нас не дошла. Сейчас в Прасковее два храма: переделанный после войны из обычного сельского домика Вознесенский и новый красавец Александро-Невский — ныне вторая кафедра правящего архиерея Георгиевской епархии епископа Гедеона. Их общины фактически составляют единый приход во главе с протоиереем Димитрием Морозовым. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» провел день с настоятелем и делится впечатлениями с читателями. PDF-версия.    
29 ноября 2021 г. 15:00