iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Нота как мишень
Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.
9 октября 2019 г. 14:59
Новости
На съемках фильма "Орда"
23 июня 2012 г. 16:00
версия для печати версия для печати

Москва посмотрела на "Орду"

В рамках 34-го Московского кинофестиваля в кинотеатре "Художественный" состоялась премьера фильма "Орда" (режиссер - Андрей Прошкин, генпродюсер - Сергей Кравец). 

Картина рассказывает об одном из эпизодов из жизни святителя Алексия, митрополита Московского, чья жизнь пришлась на время, когда Древняя Русь изнывала от междоусобной вражды и монголо-татарского ига. Фильм снят в нетрадиционной для "духовного" кинематографа манере. Тема веры, по словам кинокритика Кирилла Разлогова, центральная, но не самая главная. Действительно святитель Алексий появляется в кадре где-то на второй трети фильма. А зритель наблюдает за событиями как бы находясь внутри Орды, являясь одним из ее жителей. Он видит, как в Сарай вслед за другими колдунами приходит "русский колдун", как у него не получается сотворить чудо, как его публично унижают и отправляют работать вместе со всеми пленниками, а затем убивают за него каждый день одного из русских рабов ("Мало мучается? Пусть мучается сильней"). Как он изнывает от холода и жары, от жажды и голода. И в страшную грозовую ночь молится под ливнем, валяясь в грязи. Но для православного сердца все выглядит иначе. В центр варварской жизни со всем ее грубым, жестоким рационализмом вплоть до фонтана крови из обезглавленного тела и убийств ближайших родственников ради власти, приходит русский пастырь, чтобы своей молитвой исцелить от слепоты языческую царицу - Тайдулу (Роза Хайруллина). В случае неудачи его ждет не только смерть, но и очередной набег татарского войска на Москву. Этот сюжет — точка в культурном пространстве, где авторы, вслед за фильмом "Остров", еще раз пытаются рассказать о встрече двух миров - духовного и материального.

 

"Мне важно было сказать, что не в силе Бог, а в правде. Это картина о жертве, картина о слабости, которая перемалывает силу, о том, что Бог на заказы не отвечает, кто бы их не делал и что зло имеет тенденцию к самоистреблению. Как бы долго оно не существовало",- сказал на пресс-конференции сценарист Юрий Арабов.

"Для меня наиболее значимо в этой роли (это первая роль актера в кино), что не смотря на все сомнения, которые испытывает этот человек, в нем есть очень ценное качество - он совершает гражданский поступок, - сообщил ЦВ исполнитель роли святителя Алексия - Максим Суханов. - Ответственность перед своей паствой для него - наипервейшая. Как точка отсчета и для его жизни, и для его веры. Святитель Алексий совершает гражданский поступок суть которого в том, что он согласился пойти в Орду, и  не уходит оттуда, хотя чуда не произошло, чем вызывает удивление хана. Он терпит издевательства, физические лишения, но остается в Сарае. Я думаю, его душой двигало желание, чтобы всем остальным не стало хуже и тем самым он жертвует собой ради других".

"Я высоко оцениваю эту картину, поскольку ее выбрали на конкурс,- заявил ЦВ кинокритик Кирилл Разлогов. - Что касается содержательного аспекта и концепции — все это вызовет дискуссии, в том числе и противоречивые. В художественном плане, конечно, варварские сцены производят значительно большее впечатление, чем христианское смирение. Но это неизбежно. Ведь во многих художественных направлениях отрицательные персонажи получаются интересней положительных, т.к. положительные не дают так глубоко показать характер. Правда, Максим Суханов делает для этого все возможное. Тема веры в "Орде" хоть и является центральной, но не по сути не самая главная, потому что наибольшее внимание уделяется варварскому миру, окружающему героев. На мой взгляд- это столкновение варварства с цивилизацией в облике христианства. На Каннском фестивале "Орда" вызвала интерес. Думаю- судьба фильма будет интересной , это видно уже по дискуссиям на пресс-конференции, а споры и дисскусии для нового произведения искусства -самое главное". 

Авторы фильма постарались с максимальной точностью передать антураж и дух той эпохи, хотя по словам Андрея Прошкина "до нашего времени дошли очень скудные сведения о ордынской жизни в 1357 году, и многое в процессе работы над фильмом — характеры, отношения людей — приходилось додумывать или создавать с нуля. Но в поведении людей я отталкивался от современности". Однако вопросы, которые ставит этот фильм, не имеют срока давности: какой должна быть молитва? В чем источник ее силы? Какова мера ответственности одного, хотя и облеченного духовной властью человека за судьбу своей паствы? Как совершить то, что не мере твоих человеческих сил? Фильм не дает прямых ответов на них, может быть для того, чтобы зритель подумал об этом сам.

Справка

Бюджет картины 12 млн.долл. Съемки проходили в Астраханской области при жаре более сорока градусов в тени. В широкий прокат картина выйдет в сентябре.

 

23 июня 2012 г. 16:00
Ключевые слова: история, кино, фестиваль
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дети Николая Александровича и Александры Федоровны: повседневный мир будущих царственных страстотерпцев на выставке в Московском государственном объединенном музее-заповеднике
Сегодня, 13 ноября, в залах Сытного двора в Коломенском открылась выставка «Детский мир семьи императора Николая II. Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей» – историко-мемориальный проект, организованный совместно с Государственным Эрмитажем и Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ). Экспозиция знакомит с повседневным миром наследника-цесаревича и великих княжон: системой их воспитания и обучения, дневниковыми записями, взаимными подарками и поздравлениями, окружавшими их предметами и деталями личного обихода. Она посвящена 125-летнему юбилею бракосочетания Николая Александровича с принцессой Викторией Алисой Гессен-Дармштадтской 14 ноября (ст.ст.) 1894 года и хронологически охватывает бытование семьи последнего государя от рождения первенца Ольги до пребывания венценосных узников в тобольской ссылке.
13 ноября 2019 г. 21:35
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59