Образ священника в литературе — между проповедью и унижением

26 июня 2015 г. 22:15

http://www.e-vestnik.ru/news/obraz_svyashchennika_v_literature_56/

Алексей Реутский

В рамках Московского фестиваля «Книги России» на Красной площади состоялся круглый стол «Образ священника в современной литературе». Гости круглого стола — писатели и издатели размышляли о крайностях в изображении священника в отечественной литературе и искали ответ, каким должен быть образ современного пастыря в художественном воплощении.

Так, писатель и литературовед, автор романа «Лавр» Евгений Водолазкин считает, что каждый касающейся этой темы испытывает искушение воплотить в художественном образе священника — непрерывную проповедь. И в этом отходит от литературной задачи. «Проповедь достойнейший и древнейший жанр, но он не имеет отношения к литературе. Литература должна не проповедовать, а показывать, задавать важные, актуальные вопросы, ответы на которые читатель должен сам».
Другая крайность литературы, выбирающая в свои герои образ пастыря, по мнению редактора Издательства Московской Патриархии протоиерея Владимира Силовьева в принижении духовного лица. Типичный пример «Бурсы» Помяловского или «Сказка о попе и его работнике Балде» Пушкина. В этом нет ничего удивительного. «Русская Церковь пережила два тяжелых периода — Синодальный и коммунистический. Здесь требуется серьезное осмысление темы», - считает отец Владимир. Да, священники не совершенны, и как сказал святой Иоанн Златоуст, из них «Мало кто спасется» . Однако следует помнить, что «священник — это икона Христа, от этого никуда не уйдешь поэтому так ненавидят русского попа  или так любят русского батюшку». Из наиболее понравившихся книг о духовенстве отец Владимир выделил «Обитель»- Захара Прилепина и книгу «Поп» Александра Сегеня.
Писатель Майи Кучерской убеждена, что популярные книги архимандрита Тихона Шевкунова и отец Николай Агафонов не ставили перед собой литературной задачи. Их книги нельзя назвать искусством, это все-таки документальная проза, хотя и там среди главных героев присутствуют священники. «Художник, а не священник (которому важно рассказать о том, что до сих пор было неизвестно о монастырской жизни), ставит перед собой задачу ли рассказать средствам художественной литературы о молитве, о жизни священника, жизни верующего, о жизни Церкви. Но можно ли это сделать?»,- задалась вопросом Майя Кучерская. И сама же на него ответила: «Невозможно говорить о духовном  мире языком художественной литературы. И единственный адекватный ответ, который  можно дать на эту тему- это просто улыбнуться и признать неспособность художника говорить о священных предметах». По ее мнению самый адекватный ответ дал на этот вопрос Чехов в своем известном рассказе «Архиерей», где духовное лицо показано с позиции обыкновенного человека с присущими каждому слабостями и внутренними противоречиями.
Можно поспорить с автором "Современного патерика". Что такое литература? Способ художественными средствами передать свой духовный опыт. Язык- это инструмент, пользуясь которым автор выражает то бесценное, что открылось ему и он хочет поделиться с другими. В этом контексте, русская документальная проза являет такие художественные образы, которые навсегда остаются в сердце. Например, тот же "Отец Арсений" или "Неугасимая лампада". И с такой высоты как увидеть эту грань, когда документальное становится художественным и наоборот? А "Колымские рассказы" Варлама Шаламова?  
Тем не менее, каким же должен быть образ священника, пусть даже в еще не написанных книгах? Ведь если к нему обращаются современные авторы, значит они чувствуют социальный заказ. По мнению священника Владимира Силовьева, это образ отца: «И это отцовство, которого так не хватает в нашем современном мире- этот образ самый востребованный. И чем больше ему отвечает художественный образ в литературе или в кино, тем больше он приближается к идеалу. Хотя у каждого человека свое восприятие искусства». По настоящему образ отца, который поймет, простит, найдет слова утешения ассоциируется с образом священника, к нему и все надежды читателей, убежден отец Владимир.

 


© Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, 2007-2011