iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
На войне как на войне
Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции  на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Новости
Свято-Никольский собор в Ницце
19 мая 2011 г. 19:55
версия для печати версия для печати

Никита Кривошеин: Возвращение России Свято-Никольского собора в Ницце как еще один шанс к примирению

Апелляционный суд города Экс-ан-Прованс подтвердил право собственности России на Свято-Никольский православный собор в Ницце и земельный участок на бульваре Царевича, на котором расположен собор. России также возвращаются все объекты, которые находятся на этом участке, в том числе иконостас собора. Таким образом, апелляционная инстанция отказала Православной ассоциации Ниццы в ее просьбе. Французская ассоциация отстаивала свое право на управление собором.

Свято-Никольский собор был построен императором Николаем II в 1912 году на месте виллы Бермон на главном курорте Лазурного берега, где в 1865 году умер его дядя - цесаревич Николай Александрович. Земля, на которой построен храм, была приобретена еще Александром II.

В 1920-е годы собором начала управлять Православная ассоциация Ниццы, и сейчас храмом управляет Русский экзархат Константинопольского Патриархата. Но срок договора на бесплатную аренду истек 31 декабря 2007 года, и Россия решила через суд вернуть свою собственность. Иск был подан в 2006 году.

Суд большой инстанции Ниццы 20 января прошлого года подтвердил аргументы России, оспаривавшей собственность Свято-Никольского собора у Православной ассоциации Ниццы. Ассоциация тогда не смирилась с поражением и подала апелляцию.

Французы утверждали, что храм был возведен на личные деньги императора, а не на средства из российской казны. Однако, как отметил представляющий интересы российской стороны адвокат Ален Конфино, в акте о покупке участков земли под строительство храма в 1865 году значилось: «от имени императора всех россиян». «Таким образом, земля была приобретена от имени России, что вновь признала сегодня французская юстиция», - сказал Конфино.

Настоятель собора отец Иоанн Гейт со своей стороны сообщил, что Православная ассоциация Ниццы обратится в Кассационный суд. В случае если кассационная инстанция обнаружит ошибки в юридической процедуре, она может отменить предыдущее решение Апелляционного суда и потребовать провести новые слушания по этому вопросу.

Ежегодно Свято-Никольский православный собор в Ницце посещают не менее 100-150 тысяч человек. В храме находятся более 300 икон, право на их собственность также остается за Россией. По просьбе Журнала Московской Патриархии возвращение России Свято-Никольского собора в Ницце комментирует Никита Кривошеин, член-основатель Ассоциации за Поместное Православие в Западной Европе (OLTR, Париж).

"ХОРОШО БЫ ПОДУМАТЬ О СОБСТВЕННЫХ ПРИХОЖАНАХ"

- Никита Игоревич, как вы оцениваете ситуацию, которая сложилась в последние годы вокруг русского храма в Ницце, и решение Апелляционного суда?

- Ситуацию я оцениваю как драматическую и самоубийственную для Архиепископии русских приходов в Западной Европе (Константинопольский Патриархат). На протяжении шести последних лет определённая группа в Архиепископии, в том числе настоятель Свято-Никольского Собора в Ницце, отказывались от каких-либо переговоров и активно распространяли в СМИ лживые утверждения о намерениях Российской Федерации и Русской Православной Церкви.

Могу вспомнить о том, что митрополит Евлогий, ныне покойный, еще в 1946-м году думал о воссоединении с Русской Церковью, которое тогда было невозможным. В последние годы жизни блаженной памяти архиепископа Сергия (Коновалова) предложения Русской Церкви о воссоединении при полном сохранении самостоятельности управления Архиепископии (так, как это случилось с РПЦЗ) были услышаны и их стали постепенно обсуждать в Париже. Но после внезапной кончины владыки Сергия его преемники радикально изменили курс, и до сих пор упорно отказываются признать очевидность перемен, произошедших в России и в Русской Православной Церкви за последние 20 лет.

Если Архиепископия и дальше будет держаться такого иррационального курса, это приведёт её к полной изоляции и нежизнеспособности, а презрение и недоброжелательность к современной России и Матери-Церкви лишат её всякого будущего.

Можно только надеяться, что решение Апелляционного суда вызовет у Архиепископии желание к налаживанию братского и сердечного диалога, а не к вечной брани и осуждению. Хорошо было бы подумать о собственных прихожанах и их душах.

- С чем было связано решение обратиться в суд?

- С  категорическим отказом культовой православной ассоциации Ниццы (ACOR; Association cultuelle orthodoxe russe) пойти на переговоры с представителями РФ. Они заранее уведомили ассоциацию и совет Архиепископии на ул. Дарю в Париже об окончании срока «эмфитеотического» арендного договора, который был заключён на срок в 99 лет и благодаря которому АСОР временно располагала приходом.

Вообще, если бы Архиепископия русских приходов в Западной Европе согласилась бы пойти на переговоры, которые ей предлагала Русская Православная Церковь еще в 2003 году, то всех этих драматических событий и судов можно было бы избежать.  

- Каковы были действия истца после решения суда первой инстанции? Все-таки решение о передаче Свято-Никольского собора России было принято судом еще в январе прошлого года, тем не менее, храм остался в юрисдикции Русской архиепископии Константинопольского патриархата.

- Истец в лице РФ не обратился к французским приставам за помощью в реализации решения суда Ниццы первой инстанции и ограничился скромной просьбой переоформить страховые полисы Собора. Опять же, в надежде на дальнейшие согласованные подходы.

- На какое имущество, помимо храма, суд подтвердил право владения России?

- На здание самого Собора, всего, что в нём находится, на земельный участок с подсобными и жилыми помещениями, всего 2 950 кв.м. В соответствии с решением суда,  оспаривать перечень предметов, находящихся внутри Собора, будет возможно только после того как новый законный владелец займёт помещение.

19 мая 2011 г. 19:55
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00