В развитии крауд-технологий в России главное — коммуникация, доверие и привлекательность

28 октября 2014 г. 14:02

http://www.e-vestnik.ru/news/kraud-tehnologiy_v_rossii_8395/

Алексей Реутский

В рамках проходящего в Москве IV социального форума России состоялся круглый стол на тему «Крауд-технологии как способ реализации социальных проектов: панацея или утопия». Предприниматели, руководители крауфандинговых платформ и благотворительных фондов говорили о том, как заинтересовать людей финансировать проекты, что делает краудфандинг-проект эффективным и обменивались опытом успеха.

Дословно «краудфандинг» - это коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединили свои средства или другие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать реализацию интересных идей, приносящих пользу всему обществу. Одна их самых известных крауд-платформ в России — это сайт Планета.ру. Кроме того, популярность набирает и платформа Начинание.ру, разместившая с 2012 года у себя 272 социальных проекта, 36-ти из которых удалось собрать требуемые для реализации суммы. Это помощь недоношенным детям, издание православных книг, восстановление храмов, организация фестивалей и т. д. В месяц «Начинанию.ру» удается собирать на заявленные проекты около 250 тыс. рублей, а за два года общая сумма составила 2,5 млн. рублей.

Но как сделать, чтобы проект собрал необходимые средства? Один из главных факторов, это доверие к его автору, считает организатор Международного форума по краудфандингу Crowdmap Ирина Лиленко: «Нужно понимать, что люди у нас щедрые, но недоверчивые. «Бады» и всевозможное финансовые пирамиды внесли в копилку "недоверия" свою лепту. Чтобы вам поверили, нужно показать что-то, что вы уже сделали благодаря ранее собранным средствам». Ирина привела в пример дизайнера Гузель Санжапову, которая решила с помощью краудфандинга возродить татарскую деревушку в 200 км от Екатеринбурга. Гузель сумела собрать средства на производственный цех и начать производство крем-меда, что помогло создать для сельских жителей рабочие места. Проект успешно развивается. Ирина Лиленко обозначила еще три проблемы, которые нужно решить для успешного реализации крауд-технологий: донести информацию о них до общества, «красиво упаковать» (то есть сделать проект понятным и привлекательным), и создать в России единый информационный портал, где любой жертвователь мог бы без труда выбрать и поддержать интересную для себя идею. К слову, в стране уже существует такой портал, создатели которого договорились с 40-ка масс-медиа о поддержке благотворительных проектов, в том числе и на крауд-платформах. «Мы собираем и актуализируем информацию о социальных проектах, - говорит руководитель проекта «Один за всех» Анастасия Попова, - и СМИ охотно рассказывают о них своим зрителям и читателям».

С другой стороны, по словам гендиректора Фонда социальных инвестиций Сергея Голубева, средний бизнес в регионах готов поддерживать проекты, но предпринимателей необходимо суметь убедить в их актуальности и успешности. В этом смысле, руководитель исполнительной дирекции грантового конкурса «Православная инициатива» Лариса Даль считает, что крауд-проект должен «зацепить» внимание, чтобы потенциальный жертвователь почувствовал свою сопричастность к предложенной на платформе идее. По ее словам, именно такие проекты становятся успешными на Начинании.ру. Это не просто, потому что в России краудфандинг в большинстве случаев только пожертвования на безвозвратной основе. Тогда как на Западе — это, как правило, форма коллективных инвестиций с последующим вознаграждением.

«Я рад, что сегодня у нас состоялась живая, интересная дискуссия, - резюмировал результаты круглого стола один из его организаторов, гендиректор торгового портала Фабрикант.ру Сергей Габестро. - Важно, что крауд-технолигии живы, что возникают все новые и новые крауд-площадки, систематизируются и становятся понятны проблемы и появляются сообщества, которые начинают их решать. Стало понятно, что основная проблема - это коммуникации между авторами крауд-проектов и СМИ. Практика показывает, что если хоть немного «подсветить» в СМИ тот или иной проект, размещенный на той или иной крауд-площадке, он сразу получает лучшие шансы на реализацию. Поэтому сегодня основная задача для занятых в сфере крауд-технологий - создать инструментарий «упаковки проекта» (привлекательности) и создать спрос у СМИ на положительные публикации. Мне кажется у СМИ сейчас дефицит на такого рода материалы. И еще один момент, жертвователю должно быть понятно на что и как были использованы его средства. Например, на нашей платформе «Начинание.ру» все авторы проектов должны подробно отчитаться о полученных на их счет средствах. И это вопрос доверия, о котором здесь мы говорили сегодня».


© Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, 2007-2011