iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Новости
Заключительные минуты фестиваля "Арзамасские купола"
31 июля 2012 г. 13:05
версия для печати версия для печати

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин: Критерии православной песни определятся только со временем

Существует ли такой жанр как православная песня? Если да - какие его критерии? Можно ли считать таковым звучащее со сцены музыкальное произведение, если в нем через слово упоминается православная лексика, но само оно никак не трогает душу. И наоборот, насколько оно религиозно, если вне церковной терминологии, ненавязчиво, но остро ставит вопросы душевного и духовного бытия человеческой личности. Об этом спорили и размышляли журналисты и участники Третьего международного фестиваля-конкурса православной и патриотической песни "Арзамасские купола", приуроченного ко Дню Крещения Руси и празднованию дня обретения мощей преподобного Серафима Саровского.

По мнению заслуженного деятеля искусств России, композитора и члена жюри фестиваля Григория Гладкова, есть три критерия, по которым песню условно можно было бы назвать "православной". Песня должна звучать на языке народа, исповедующего православную веру. В ней должны подниматься темы, о которых говорит Церковь. И наконец, она должна очень тактично и трепетно касаться человеческой души. А музыкальный жанр может быть каким угодно. "Такая песня приводит человека к Богу, возвышает душу, делая ее чище и лучше", - добавляет руководитель отдела культуры Нижегородской епархии священник Сергий Гаврилов. "Песню можно назвать духовной, православной, если она проводник благодати", - дополняет коллегу председатель отдела культуры Тверской епархии и член жюри протоиерей Геннадий Ульянич. А по мнению обладателя гран-при "Арзамасские купола" Ирины Ватутиной, православная песня - это песня о душе, о ее стремлении к Богу, о поиске пути к Нему. Оригинальное определение предложил мэр Арзамаса Анатолий Мигунов, по инициативе которого и проводится этот фестиваль: "Молитва - это икона, а православная песня - это картина".

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин более сдержан в оценках : "Я думаю, что критерии православной песни появятся только со временем. Будут и ошибки, будет что-то с необычной, даже несколько странной стилистикой, но все произойдет постепенно, пока говорить об этом рано. Наверно, не случайно русский критик Георгий Федотов назвал "Капитанскую дочку" самым христианским произведением русской литературы. И он прав, хотя там не говориться ни не о Боге, ни о Церкви, ни о чем-то подобном. Все зависит от содержания произведения, насколько оно соответствует евангельским принципам».

Идея фестиваля - конкурса "Арзамасские купола" родилась 5 лет назад, рассказал журналистам мэр Арзамаса Анатолий Мигунов. «В 2003 году в городе стартовала программа восстановления храмов, но прошло немного времени и мы с митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием задумались, когда мы восстановим храмы, кто их наполнит?". В Арзамасе сегодня 11 храмов, в том числе и огромный Воскресенский собор, рассчитанный на 6 тыс. человек. Кто станет молиться там, когда уйдут старшие и средние поколения? "Восстановление храмов хорошо, но главное- восстановление храма души, заметил тогда владыка", - вспоминает Анатолий Мигунов. Так идея духовно-патриотического воспитания облеклась в форму песенного фестиваля. Теперь его организаторы обдумывают формы участия в фестивале детей.

В день завершения фестиваля в Арзамасе на соборной площади города прошел гала-концерт, где выступили победители конкурса и состоялось награждение победителей. На гала-концерте присутствовали митрополиты Нижегородский и Арзамасский Георгий и Саратовский и Вольский Лонгин. По оценкам сотрудников МВД концерт посетило около трех с половиной тысяч человек.

Здесь же можно было узнать и мнение участников и членов жюри о значении аналогичных мероприятий. Так по мнению композитора Григория Гладкова, на таких фестивалях должны рождаться новые песни, возрождаться забытые старые, создаваться новый репертуар. А лучшие из произведений - «прорастать в народ». Таковые необходимо записать и выложить в интернет.

"Подобные события культурной городской жизни показывают глубинные переживания периферийной России, где еще живо здоровое и трепетное отношение к культуре, где сохранилась детская вера, - считает протоиерей Геннадий Ульянич, - но что утрачено в больших городах".

"Такие фестивали нужны для того, чтобы традиции, о которых мы столько говорим не были бы музейными экспонатами, а стали достоянием сегодняшнего дня, достоянием живых людей и развивались бы естественным образом. В данном случае я говорю о народном духовное музицировании, изчезнувшем в XX веке, таком домашнем, общественном, то что называется «непрофессиональным". О котором Чайковский когда-то сказал: "музыку пишет народ, а мы композиторы, только обрабатываем и аранжируем ее", - заключил митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

В нынешнем году на "Арзамасские купола" прислали свои заявки 100 участников из 30 регионов России, а так же Украины и Белоруссии. В отборочный тур прошло 44 из них. Организаторы "Арзамасских куполов" - Нижегородская митрополия Русской Православной Церкви, Благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского и администрация Арзамаса. К слову, этот фестиваль в качестве дополнительного финансирования выиграл грант конкурса "Православная инициатива".

 

 

31 июля 2012 г. 13:05
Ключевые слова: культура
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00