Святая бригада В условиях активных военных действий помощь врачей и сестер милосердия в больницах и госпиталях Донбасса оказалась неоценимой. Ирина Худякова, сестра милосердия госпитального отделения Свято-Димитриевского сестричества при Первой градской больнице, побывала на новых территориях уже несколько раз. По роду деятельности она — социальный работник, ухаживает за пожилыми людьми и инвалидами. О духовной миссии сестер милосердия в военных госпиталях в Донбассе и о том, почему она стала добровольцем, Ирина рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
12 марта 2024 г. 13:30
Священник Владимир Суханов: «Военным госпиталям не хватает сестер милосердия» Перед поездкой добровольцем в госпитали Донбасса каждая сестра милосердия должна пройти собеседование со священником, ответственным за духовное окормление госпиталей на новых территориях. Какие требования предъявляются к ним и почему сестрам не благословляется говорить с ранеными о таинствах, каких характерных ошибок следует избегать и что самое главное в их служении, рассказал ответственный за духовное окормление госпиталей Москвы и Московской области настоятель храма Живоначальной Троицы в детской больнице святого Владимира в Сокольниках иерей Владимир Суханов. PDF-версия.
5 марта 2024 г. 14:00
Достучаться до сердец и приобщить воинов к святым таинствам Церкви Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» о том, как священнослужители несут пастырское служение в зоне специальной военной операции, какие задачи решают и каковы перспективы увеличения штата военных священников. PDF-версия.
9 января 2024 г. 15:00
Вера должна быть осознанной Редакция «Журнала Московской Патриархии» получает письма читателей, в которых они просят рассказать об одном из направлений служения Русской Православной Церкви. Иногда кто-то делится сокровенным или повествует о своей судьбе. Мы получили письмо от человека, который 15 лет провел в колонии строгого режима за совершенное преступление. Оказавшись в заключении в самом начале жизненного пути, человек не отчаялся, не озлобился на мир и сумел вернуться к полноценной жизни. Он пришел к Богу, смог сохранить свою личность и найти возможность для духовного образования. Как это произошло? Где он обрел силы для покаяния, хотя считал свой приговор несправедливым? Предлагаем и вам прочитать эту историю. PDF-версия.
29 декабря 2023 г. 14:00
Не лечить, не спасать, а вести ко Христу Психоневрологические интернаты (ПНИ) — это государственные учреждения, где живут дети и взрослые с хроническими психическими расстройствами, которым необходим постоянный уход. Иерей Иоанн Бакушкин окормляет подопечных психоневрологического интерната «Добрый дом «Коломенский» уже 19 лет. Его педагогическое и психологическое образование, помноженное на пастырский опыт, помогает найти подход к людям с психическими заболеваниями, дать им возможность обрести поддержку и опору в православной вере. Как объяснить особенному ребенку, что такое ад, как говорить с воспитанниками ПНИ о Боге, в какие «ловушки» могут попасть волонтеры и что такое эффективная программа катехизации, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
17 ноября 2023 г. 14:00
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Помоги человек человеку Церковь Христова — собрание верующих людей, возглавляемое Господом Иисусом Христом. Одна из Его заповедей — возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). А если ближний в данный момент нуждается в твоей поддержке и внимании? Заботу и помощь тем, кому она необходима, оказывают благочиния, храмы, сестричества, благотворительные столовые Московской митрополии. Курирует эту работу Межъепархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Все социальные отделы епархий работают в тесном сотрудничестве с профильными государственными и общественными учреждениями и с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. PDF-версия.
26 июля 2023 г. 17:00
Наше правило — не отказывать никому Центральная клиническая больница святителя Алексия, митрополита Московского, — крупнейшее медицинское учреждение Русской Православной Церкви. Основанная 120 лет назад как небольшая лечебница с богадельней, сегодня она представляет собой многопрофильный медицинский центр, в традиции которого уход за неизлечимыми больными. Последние несколько лет больница приобрела особую значимость для общества и Церкви: в период пандемии коронавируса ее врачи круглосуточно работали в «красной зоне», а сейчас регулярно оказывают помощь пострадавшим в Донбассе. О прошлом и настоящем церковной клиники, ее миссии и служении «Журналу Московской Патриархии» рассказал Алексей Заров, главный врач и директор больницы святителя Алексия. PDF-версия.
21 июля 2023 г. 15:00
Протоиерей Марк Ермолаев: «Долг пастыря — укрепить бойца в вере» Протоиерей Марк Ермолаев — председатель Отдела по взаимодействию с вооруженными силами Московской митрополии. В интервью нашему изданию он рассказал о взаимодействии Церкви и силовых структур и о главных задачах военных священников. PDF-версия.
15 июня 2023 г. 14:00
На войне как на войне Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
|
27 апреля 2011 г. 13:00
25 лет после Чернобыля: осмыслен ли обществом гуманитарный урок?В преддверии визита Предстоятеля на Украину руководитель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин и руководитель Синодального информационного отдела Владимир Легойда приняли участие в научной конференции, организованной Институтом проблем безопасного развития атомной энергетики РАН, и представили перед специалистами и общественностью христианский взгляд на последствия Чернобыльской катастрофы. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества призвал сделать атомную отрасль более открытой для общества: «Ученые говорят, что невозможно объяснить простому человеку специальные вещи. Однако одна из серьезнейших проблем гуманитарного аспекта мира после Чернобыля и мира после Фукусимы — это обратная связь между учеными и технологами, с одной стороны, и обществом — с другой. Понятно, что эту связь может искажать сенсационная журналистика: если по телевизору говорят, что скоро все умрут от мирного атома, то это добавляет популярности данному телеканалу. Те же самые приемы применяют и в политике: те, кто стремится завоевывать внимание, политический и финансовый капитал, всегда будут стараться пугать окружающих разными сценариями, начиная от шестерок в документах и кончая атомными взрывами на электростанциях. Для того чтобы противостоять этому нагнетанию страха, есть только один способ — открытость и умение вести диалог». «Есть прекрасные механизмы открытости, допуска разных экспертных организаций ко всем аспектам того, что происходит. Между прочим, мне кажется, что в Японии как раз эта сторона взаимоотношений между наукой и обществом была не самым лучшим образом выстроена», — заявил отец Всеволод. Представители ВЦИОМ, выступавшие на конференции, предъявили статистические данные: до недавней трагедии в Японии не многие молодые граждане России помнили и интересовались подробностями Чернобыльского взрыва. Только 20% россиян считают, что ситуация, подобная Чернобыльской, может повториться. Около трети — сомневаются в такой возможности. Остальные с разной степенью оптимизма уверены в благополучном атомном будущем, причем около 20% показали явное незнание сути дела и проявили равнодушие к проблеме. С другой стороны, 45% опрошенных выступают за то, чтобы оставить количество атомных электростанций на том же уровне, 16% считают необходимым увеличить их число, а оставшаяся часть — сократить. Люди старшего поколения, особенно те, кто лично соприкоснулся с событиями 1986 года, до сих пор вздрагивают от одного только упоминания радиационной угрозы. Услышав по телевизору о том, к чему привели природные катаклизмы в Японии, они бросились скупать дозиметры и йодсодержащие препараты, хотя ученые доказали, что даже при самом неблагоприятном исходе радиация не грозит Дальнему Востоку. Очевидно, что после японского землетрясения в обществе усилились панические настроения — теперь существование АЭС большинство опрошенных ставят на первое место среди экологических опасностей, тогда как по данным опроса, проведенного в 2010 году, АЭС была только на шестом месте после вырубки лесов, городского транспорта, промышленных предприятий и захоронения радиоактивных и бытовых отходов. Огромный страх, который до сих пор живет в обществе, не случаен. Официальные средства массовой информации сначала долго замалчивали масштабы Чернобыльской трагедии, а затем, следуя либеральным настроениям 90-х годов, обрушили на общество правду в самом апокалиптическом изложении. Кстати, после взрыва реактора на ЧАЭС Русская Православная Церковь была едва ли не единственной частью общества, которая пыталась говорить откровенно о трагедии. Сохранились кадры кинохроники 1986 года: на Украине, в окрестностях Чернобыля, клирик в пасхальном облачении, обращаясь к прихожанам с амвона, говорит о том, что произошло на самом деле на АЭС, и призывает верующих не паниковать и не бояться, помня о радости Воскресения Христова. Протоиерей Всеволод Чаплин полагает, что, если представители разных общественных сил будут иметь полноту информации, знать об угрозах и способах их преодоления, «это в значительной степени повысит доверие к отрасли, связанной с атомной энергетикой, и поможет избежать того отрицательного эффекта, который имеет сенсационная журналистика или политизация дискуссии». В свою очередь председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда отметил низкую информационную культуру сегодняшнего общества, которое, обладая огромными техническими возможностями, просто не в состоянии осмыслить их реально. «Когда мы задаемся вопросом, почему информация не была воспринята тогда и не воспринимается сегодня, то мы должны представлять, чем является современная информационная среда. Мы понимаем, что постоянно увеличивается количество информации, при этом количество достоверной информации не увеличивается. Поэтому было бы излишне оптимистичным предполагать, что из-за того, что сегодня много информации, мы узнаём больше правды о серьезных проблемах, чем раньше», — рассказал Владимир Легойда. «Один из основных трендов новостной и аналитической журналистики — это подача информации в развлекательном ключе. Мощный напор блогосферы, то есть, по сути, электронный вариант известного «одна бабушка сказала», заполняет пространство, и экспертная информация просто не доходит, она не востребована или востребована по минимуму», — добавил он. Эксперты, собравшиеся на конференции, были единодушны в оценке того, какие уроки получило общество после Чернобыльской катастрофы. «В 60-е, 70-е, 80-е годы многие стороны нашей жизни, например искусство, науку, технологию, военную сферу, пытались объявить свободными от любой общественной оценки, в том числе от этической. Но история ХХ века показывает, что такой подход весьма опасен», — отметил протоиерей Всеволод Чаплин в своем докладе. В 80-е годы не существовало системы реабилитации для пострадавших от радиации, а ведь общество столкнулось с огромным стрессом, пережить который было трудно. Например, многие ликвидаторы, хоть и не подверглись особенному облучению, но погибли от алкоголизма, не смогли найти себе применения в жизни общества, оказались изгоями. Только после Чернобыля в обиход профессионалов-атомщиков вошло понятие «культура безопасности». Разрабатывать новые принципы и меры предосторожности пришлось, используя реальный опыт. «До Чернобыля культура безопасности, которую пропагандировали мировое сообщество и МАГАТЭ, воспринималась абстрактно. Потом стало понятно, что в самых разных сферах деятельности, связанных с использованием атомной энергии, безопасность является превалирующим фактором. Было принято и реализовано несколько государственных и ведомственных программ по повышению безопасности и модернизации АЭС», — отметил директор ИБРАЭ РАН доктор физико-математических наук Леонид Большов. «Все атомщики мира поняли, что они в одной лодке, есть Всемирная организация операторов атомных станций, которая создана для мониторинга и обмена информацией», — добавил он. Этот урок, безусловно, ценен для науки. Однако осмыслен ли обществом гуманитарный урок? Технократическое сознание по-прежнему культивируется очень широко, несмотря на то что вопрос ответственности и этики неклассическая наука уже несколько десятков лет ставит во главу угла. Председатель Синодального отдела также отметил: «Среди критериев эффективности и полезности того или иного достижения общества обязательно нужно соотносить это новшество с гарантией заботы о людях. Не количество произведенной электроэнергии должно быть единственным или даже главным критерием, не прибыль, которая получена, не снижение затрат, хотя всё это, бесспорно, важно. Но представьте, что будет, если только прибыль станет мерилом для большинства людей. Тогда всё дело сгорит, если говорить словами Священного Писания. Поэтому гуманитарный аспект в данном случае является главным и так важен диалог между представителями науки, религиозных общин, политических сил». «Надеюсь, что такого рода диалог будет продолжаться не только в связи с трагическими годовщинами, но и постоянно, в том числе в контексте тех политических и экономических решений, которые принимаются в данной отрасли», — заключил священник.
27 апреля 2011 г. 13:00
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений. В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.
15 апреля 2024 г. 17:00
Протодиакон Владимир Ганаба 24.07.1934–26.11.2023 26 ноября 2023 года на 90-м году жизни отошел ко Господу клирик Троицкого кафедрального собора города Подольска протодиакон Владимир Ганаба.
11 апреля 2024 г. 16:10
Схиархимандрит Варсонофий (Радута) 01.09.1938 – 08.01.2024 8 января 2024 года на 86-м году жизни преставился ко Господу старейший клирик Оренбургской епархии схиархимандрит Варсонофий (Радута).
11 апреля 2024 г. 16:00
|