iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00
К 165-летию основания скита Параклит Свято-Троицкой Сергиевой лавры. «От церковного служения никогда не откажусь»
В девяти километрах от Свято-Троицкой Сергиевой лавры располагается скит в честь Святаго Духа Утешителя Параклита, который был основан по благословению святителя Филарета (Дроздова) и его духовника — преподобного Антония (Медведева). Первые скитские кельи с немногочисленной братией появились в 1858 году. Со временем братия увеличилась до двенадцати человек — по количеству Апостолов и по числу первых учеников преподобного Сергия. Устав скита отличался особой строгостью, неукоснительным исполнением молитвенного правила и уставного богослужения, постническим житием по уставу древних монахов, а вход женщинам за ограду был запрещен. По благословению святителя Тихона в 1920 году во главе этого подвижнического братства встал игумен Паисий (Ларин; 1869–1956), которому вскоре предстояло пройти лагеря, ссылки и тяжелые испытания безбожного ХХ века. PDF-версия.    
5 января 2024 г. 15:00
Интервью
Святейший Патриарх Кирилл и митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел
ЖМП № 12 декабрь 2018 / 
версия для печати версия для печати

Митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел: У нас есть лишь одна мечта — чтобы народ Украины был единым

В этом году исполнилось 30 лет возобновления монашеской жизни в Киево-Печерской Лавре. Дату празднования приурочили ко дню преподобного Антония Печерского — основателя обители. Напомним, что около 27 лет (с 1961 по 1988 год) в твердыни православия находился не только музей, но и организации, весьма далекие от религии.

Предлагаем вашему вниманию интервью с наместником монастыря - митрополитом Вышгородским и Чернобыльским Павлом.PDF-версия. 

— Ваше Высокопреосвященство, оглядываясь назад, в год 30-летия возрождения обители, какие события вы считаете наиболее значимыми? Через что пришлось пройти за это время?

— Я благодарю Бога за великую милость, которую Он мне дал, — жить в Успенской Киево-Печерской лавре и быть ее наместником, а лучше сказать — дворником в этом доме Божией Матери. Здесь, где жили и служили великие игумены и настоятели, начиная от преподобного Антония Печерского и до Блаженнейшего Мит­рополита Киевского и всея Украины Онуфрия. За все время существования святой обители в ее истории было разное: разрушение, поругание, она, подобно человеку, потерявшему свой дом, своих родных и близких, скорбела в минуты лихолетий. Она была растоптана и унижена человеческими грехами. Но, невзирая на все невзгоды, святая обитель, по молитвам преподобных отцов Киево-Печерских, благодаря Покрову Царицы Небесной, не потеряла своей славы и величия. После десятилетий крестного пути наступил тот благословенный день, когда открылись двери лавры для молитвы и возрождения монашеской жизни. Господь удостоил меня возглавить в 1994 году эту великую и воистину чудесную обитель. В моей жизни произошло самое значимое в человеческом понимании событие. Для поклонения верующим открылся доступ к святым мощам, чудотворным иконам, зазвучала молитва, начали совершаться первые службы, а самое главное — начала возрождаться монашеская жизнь.

Сегодня в братии около 200 человек, и мы ни в чем не испытываем нужды, как это было при моем назначении наместником. А в начале братии было немного — около 20 человек. Проживала немногочисленная братия в трех комнатах, кое-как приспособленных под кельи, спали на досках, лежащих на кирпичах (не было ни кроватей, ни матрасов), еду приносили из Покровского монастыря. Сложность состояла в том, что мы получили полузаброшенные церкви и полуразрушенные корпуса, которые нужно было восстанавливать. Объем ремонтных работ был огромный, а с финансированием тогда было очень сложно. У нас не было ни облачений, ни чаш для Евхаристии, ни плащаниц, нам негде было жить. Братия увеличивалась — нам ­негде было молиться. Так проходило становление ­монашества после открытия лавры.

Но молитвы Божией Матери и святых угодников помогали братии в разное время. Я очень благодарен тем наместникам, которые заложили краеугольный камень в дело возрождения святой обители. Как рассказывал первый в новейшее время наместник лавры владыка Ионафан, храм Рождества Пресвятой Богородицы на Дальних пещерах напоминал здание после бомбежки. Корпус, где впоследствии была резиденция Блаженнейшего Митрополита Владимира, был похож на яичную скорлупу. Аннозачатьевская церковь была в аварийном состоянии, Благовещенская церковь — в запустении, колодцы преподобных Антония и Феодосия засыпаны так, что их с трудом нашли. В пещерах тоже была грустная картина — мощи преподобных завернуты в простую тонкую материю, потому что прежнее церковное облачение прогнило из-за сырости. Мироточивые главы стояли в металлических и стеклянных сосудах, без всякого намека на истечение святого мира и благоухание. Но после первых богослужений, которые проходили на площади перед Дальними пещерами, главы обильно замироточили, сосуды наполнялись до краев благоуханным миром. В лавру вернулись те монахи, которые были до ее закрытия, — игумен Исаия († 2011), монах Руф († 2009). Впоследствии вернулся и нынешний духовник обители архимандрит Авраамий.

С 1994 года мы с братией много всего пережили: попытки захвата обители, клевету со стороны зложелателей, наветы от людей, которые далеки от Церкви, сплетни от неверующих людей. Но все это только укрепляло и придавало сил служить Господу и людям. Самое главное то, что мы едины с братией, едины с Церковью и мы будем идти впредь достойно с Божией милостью, потому что Господь укрепляет человека ради той цели, к которой нас призывает, — отдать душу свою и стать насельником Царства Небесного. С моей братией я ничего не боюсь. Это люди, которые пришли в лавру из разных уголков мира — из Казахстана, Грузии, cтран Балтии, России и собственно из нашей Украины… У нас нет национальностей и границ. Здесь только «свет Христов просвещает всех».

Я верю словам преподобного Феодосия, который когда-то сказал братии: «Если вы будете жить благочестиво, я буду близок к Богу, а вы это увидите по благосостоянию святой обители. Будете тростью, ветром колеблемой, — будете иметь спасение».

— Чем вам более всего запомнилось это ­время?

— Более всего мне запомнилась закладка Успенского собора, а впоследствии его освящение. Невозможно забыть лица людей, присутствовавших на освящении, которые с радостью и благоговением ждали дня, когда возродится из руин жемчужина лавры — Успенский собор. И этот день настал! Запомнилась реставрация уникальной живописи Трапезного храма. А вообще мне памятен каждый реконструированный и отстроенный храм и корпус, потому что в восстановление лавры я вкладывал частичку своей души. Многие корпуса мы с братией практически отстраивали заново. И на сегодня лавра — это большой монашеский городок, который гостеприимно ждет всех желающих прикоснуться к святыням и получить поддержку и утешение.

— Какие мероприятия прошли в этот юбилейный год?

— К сожалению, юбилейный год у нас не так широко празднуется, как хотелось бы. Сейчас идут вооруженные столкновения на Востоке Украины, да и государственные мужи всячески препятствуют нормальной жизни и возрождению обители. Но поскольку для братии и прихожан это важная дата, то мы постарались сделать все возможное, чтобы праздник состоялся.

Хотел бы поблагодарить всех представителей СМИ, которые показали наши торжества по телевидению, рассказали о них в газетах и на сайтах. Представители прессы предоставили нам возможность обратиться к народу Божиему с пастырским словом и показать наш праздник не только на территории Украины, но и далеко за ее пределами.

По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Онуфрия и при непосредственном его участии у нас состоялись мероприятия, посвященные юбилейным торжествам. 28 июля мы отслужили торжественное богослужение, после Литургии — праздничный молебен, посвященный князю Владимиру, 1030-летию Крещения Руси и 30-летию возрождения монашеской жизни в лавре. На молебен собрались представители Поместных Церквей, которые были приглашены Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием. Накануне, 27 июля, состоялся великий крестный ход и вечерняя служба на площади перед Успенским собором. Было отрадно видеть такое количество людей, которых не смогла вместить даже площадь Верхней лавры. Все они пришли вознести Господу благодарение за Его великие милости и разделить с нами радость юбилейных торжеств.

Немного ранее, 20 июля, мы провели международную конференцию «Киево-Печерская лавра—Афон—Иерусалим: единство сквозь века», которую организовали совместно с Международным институтом афонского наследия и в которой также принимали участие представители Поместных Церквей, богословы и ученые из разных стран мира. Этот форум способствовал обмену опытом, системному и разностороннему обсуждению, изучению и популяризации наследия Киево-Печерской лавры, ее роли и значения в истории и культуре Украины, народов Центрально-Восточной Европы и христианского Востока.

22 июля в Трапезном храме мы открыли фотовыставку «Крестный путь лавры». На уникальных архивных фотографиях запечатлены моменты расцвета, поругания, разрушения и удивительного возрождения этой жемчужины мирового Православия и главной святыни нашего народа.

23 июля в Успенском соборе была открыта выставка «Дом Пресвятой Богородицы», где были представлены экспонаты из музейных фондов Национального историко-культурного заповедника «Киево-Печерская лавра», исторические летописи, иконы XVIII–XIX веков, вещи, которые принадлежали паломникам XIX века и архиереям Украинской Православной Церкви.

В канун дня Крещения Руси украинский телеканал «Интер» показал документальный фильм собственного производства «Киево-Печерская лавра. Фотография тысячелетия», в котором рассказано об истории лавры, судьбе обители в XX веке, в эпоху самых суровых испытаний, и ее возрождении после восстановления монашеской жизни. Авторы смогли сделать по-настоящему содержательный и интересный фильм, который показал не только историю, архитектуру и живопись обители, но и эпизоды из жизни монастыря: как совершается монашеский постриг, как проходит братская трапеза, а также братские послушания — выпечка просфор, изготовление свечей и т. д. Героями фильма стали братия монастыря, а также старейший монах Киево-Печерской лавры — 92-летний отец Авраамий, ведущий затворническую жизнь.

— Удалось ли выпустить какие-нибудь особые издания, приуроченные к юбилею?

— К празднику мы издали два прекрасных альбома. Первый — «Их же недостоин весь мир» — рассказывает о людях, которые пришли в монастырь в юношеские годы, о насельниках, которым уже за 50 и больше, о благодетелях святой обители. Также там рассказывается о визитах в лавру Предстоятелей Поместных Церквей и президентов великих держав. Этот альбом был сделан для того, чтобы показать, что лавра — оплот и объединяющая сила мирового Право­славия.

Второй уникальный фотоальбом — «Лавра. Четыре сезона». В нем отражена не только красота строений, но и внутренняя жизнь монастыря, его богослужений и послушаний. В этом альбоме собраны духовные наставления Блаженнейшего Митрополита Онуфрия братии обители. Такого соединения всего в одном альбоме прежде никогда не было. В каком-то смысле исполнилась моя мечта — именно так показать святую обитель и приурочить выход этого альбома к 30-летию возобновления монашеской жизни в ней. Мы хотим подарить этот альбом библиотекам Украины и за ее пределами, чтобы у каждого была возможность увидеть лавру в разное время года и ознакомиться с ее историей.

В тираже фотоальбома «Лавра. Четыре сезона» мы сделали номерные экземпляры, которые вместе с именными сертификатами будут вручаться Предстоятелям Поместных Церквей и благотворителям. Для меня было великой радостью вручить лично именной сертификат с фотоальбомом «Лавра. Четыре сезона» под № 1 Святейшему Патриарху Кириллу.

Я весьма признателен и с сыновней любовью сердечно благодарю Святейшего Патриарха Кирилла за его благословение и возможность показать нашу фотовыставку «Крестный путь лавры» в Храме Христа Спасителя в Москве. Для нас это одно из важнейших событий, нашу экспозицию в российской столице посмотрело много людей, паломников, представителей СМИ. Эта выставка показывает всем — кем бы ты ни был, какой бы пост ни занимал — ты не должен причинять боль твоему народу, любому Божиему созданию. Поэтому Святая Церковь, и лавра в частности, призывает всех к миру, единству, к жертвенному служению Богу и людям. По возможности мы планируем в течение юбилейного года показать нашу выставку, фильм и наши издания не только на Украине, но и в ближнем и дальнем зару­бежье.

— Какие вызовы сейчас стоят перед братией лавры? С каким настроением вы смотрите в будущее?

— Сегодня самое печальное, что разделяют народ Украины на Восток и Запад, Север и Юг. На своих и чужих. У нас есть лишь одна мечта — чтобы народ Украины был единым, помнил свою историю, чтобы не забывал апостола Андрея Первозванного, который, согласно летописному свидельству, произнес слова: «Здесь быть граду великому и множеству церквей». Чтобы народ помнил жертвенное служение князя Владимира, князей страстотерпцев Бориса и Глеба, священномученика Владимира, преподобных Антония и Феодосия и всей братии Киево-Печерской лавры. Сегодня для нас самое главное — сохранить веру в чистоте и святости, сохранить народ в канонической Православной Церкви, в единстве со вселенским Православием, но при этом не разрешить и не позволить людям, которые сами себя возводят на пьедестал в человеческом понимании, уничтожить нашу историю, нашу общую память. Важно каждого научить покаянию и смирению, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6).

Я смотрю в будущее и верю, что Господь не попустит ветрам безбожия гулять в нашей стране, в нашей Церкви; не попустит «посмеяться» над Церковью, над нашими монастырями, над нашими монашествующими. Одного прошу у Бога — чтобы Господь сохранил нас в единстве, ибо Господь наш Иисус Христос сказал: Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои (Ин. 17, 9). И сегодня Господь призывает нас, чтобы мы сохранили чистоту и святость веры. Не есть ли то, что происходит сейчас на Украине, да и не только на Украине, а и во всем мире, — кризис веры, о котором предупреждал Господь Иисус Христос? Слова Спасителя о Его грядущем Втором пришествии: придя, найдет ли Он веру на земле? (Лк. 18, 8) — говорят о времени оскудения веры по всей земле. Для священника, епископа, Предстоятеля Церкви — это самое главное указание Господа — привести ко Христу множество людей для того, чтобы они осознали не только свои грехи, но грехи своих родных и близких, грехи своего Отечества. Для священника главное — привести заблудшие души к покаянию и спасению. И я призываю сегодня не только братию Киево-Печерской лавры, но всех монашествующих — быть едиными. Мы должны размышлять, как говорит апостол Павел, только о Боге, размышлять о спасительной миссии Церкви. О том, что необходим ежедневный духовный труд по осознанию и преодолению собственных грехов. И для нас явили пример преподобные и богоносные отцы наши Киево-Печерские Антоний и Феодосий. И лавра, и все монастыри — это оплот Православия и та путеводная звезда, которая ведет каждого человека ко Спасению.

Я вновь благодарю Святейшего Патриарха Кирилла за его молитвы, духовную помощь и поддержку. Благодарю Блаженнейшего Мит­рополита Онуфрия за стойкость и бескомпромиссность в вопросах веры; епископат нашей Святой Православной Церкви, который не стоял в стороне, а проявил единство и крепость веры, даже несмотря на то, что сегодня в сердцах сеется смута и непонимание.

Я верю и надеюсь, что Господь не попустит беззакониям и скверне ступить на землю нашей святой обители, не даст причинить ей и всему обществу какой-либо вред. Поэтому мы просим и молим преподобных Антония и Феодосия Печерских и всех отцов Киево-Печерских, а также просим Божию Матерь, чтобы Она, как и ранее, всегда была Заступницей этого святого места и сохранила нас в Церкви. Церковь без нас обойтись сможет, а мы без Церкви — нет.

Лавре более 1 000 лет. За это время поменялось столько наместников, столько братии, а она по-прежнему словно корабль плывет спокойно по бурному житейскому морю и на этом пути спасает и принимает в свои объятия каждого верующего человека. Верю, что этот корабль спасения преодолеет все штормы и доставит каждого человека к тихой пристани Царства Небесного.

 

протодиакон Александр Карпенко
Ключевые слова: история
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Призываемый Богом (Евр. 5, 4)
«Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала заключается в том, что приводится палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не всегда совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат материалы интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между пастырями. PDF-версия.
30 января 2024 г. 13:00