![]()
Говорить о слове Божием
Библейские встречи, на которых прихожане изучают Священное Писание, все чаще становятся неотъемлемой частью приходской жизни православных храмов, причем не только в России, но и за рубежом. И все чаще их берутся вести миряне. Как получилось, что они стали заниматься этой непростой катехизаторской деятельностью, и что дает им этот опыт? Об этом корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали прихожане зарубежных и российских епархий. PDF-версия.
15 августа 2022 г. 16:00
Поучение новопоставленному иерею В пасхальном номере Американского Православного Вестника, официального органа Русской Церкви в Америке (№ 8, 15–28 апреля, за 1900 год) было опубликовано Послание святителя Тихона, в то время епископа Алеутского и Северо-Американского, новопоставленному иерею Владимиру Александрову. Архипастырь напутствовал священника, которого ждала многонациональная и в большинстве своем нецерковная паства. Прошло более ста лет, но слова наставления звучат как будто для нас сегодняшних. PDF-версия.
26 мая 2023 г. 16:00
Да поживут по воле Твоей Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — предоставить ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в палитре мнений, отражающих разные аспекты темы. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
5 мая 2023 г. 14:00
Чувствуешь страх — начинай молиться За плечами у руководителя епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами настоятеля храма преподобного Сергия Радонежского Железногорской епархии протоиерея Святослава Чурканова богатый опыт пастырского служения на передовой. Он исполнял свой священнический долг в боевых подразделениях Российской армии во время операции по восстановлению конституционного порядка в Чечне в 1994 году, с 2016 года не раз бывал в Донецке с гуманитарной помощью, духовно поддерживая ополчение. С началом спецоперации на Украине регулярно совершает командировки в зону СВО, окормляя российских военнослужащих. Седьмого января 2023 года за мужественное несение пастырского служения в военных условиях протоиерей Святослав Чурканов был награжден медалью ордена святого благоверного князя Димитрия Донского. О служении в боевых условиях, мерах безопасности и о том, как священнику завоевать авторитет у бойцов и командования, отец Святослав рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
7 февраля 2023 г. 16:00
Алтарное послушание – по силам ли детям? «Журнал Московской Патриархии» продолжает рубрику статьей, знакомящей читателей с ответами известных и уважаемых духовников на острые и актуальные вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Палитра мнений, отражающих разные аспекты темы алтарного служения, позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
3 февраля 2023 г. 13:00
К чему призывает Господь Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, которые знакомят читателей с ответами известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой, позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
10 января 2023 г. 13:00
Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! PDF-версия.
7 января 2023 г. 14:00
Выше поста и молитвы «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, в которых знакомит читателей с ответами известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. В статье представлена палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не всегда совпадающих по взглядам. Широкое обсуждение позволяет посмотреть на проблему под разными углами, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей этой рубрики служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при участии Православного Свято-Тихоновского Богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви с целью поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
13 октября 2022 г. 13:00
Подрясник как форма проповеди Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
6 августа 2022 г. 19:00
Крайнее средство Наш журнал продолжает цикл статей, задача которых — получать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для поддержания диалога и обмена практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
1 июля 2022 г. 13:00
|
![]()
27 июля 2012 г.
Протоиерей Лев Махно: С ребенком сам будь ребенкомУ пастырского служения в учебных заведениях — множество особенностей. Здесь духовник не только духовный отец, но и старший товарищ, и воспитатель, и первейший помощник педагогов одновременно. К числу самых авторитетных представителей этого сообщества в Русской Православной Церкви по праву причисляют протоиерея Льва Махно, два десятка лет руководящего Тульской православной классической гимназией и с начала 2000‑х годов возглавляющего кафедру теологии Тульского государственного университета. Мы беседуем со священником об актуальных вопросах воспитания подрастающего поколения. "Духовником именоваться страшно, но радостно" — Отец Лев, в чем особенности духовничества в образовательных и учебных заведениях? Можно ли говорить, что задачи духовника в средней школе и в вузе серьезно различаются? — Вне зависимости от места пребывания в Церкви (или, как частный случай, в учебном заведении) главные задачи духовника всегда одинаковы. Долг приходского священника — проповедовать Евангелие в его чистоте и полноте, принимать самому его благую весть и провозглашать ее в неповрежденности. К приходскому священнику мы приходим — регулярно ли, а может, лишь иногда — на исповедь. А вот духовный отец — тот, кто рождает нас к вещам вечным, к вещам Божественным. Это тот, кто открывает нам врата, которые иначе оставались бы закрытыми. К сожалению, духовный опыт невозможно почерпнуть даже из самого прекрасного учебника. Он приобретается подвигом молитвы и углубления в слово Божие и святоотеческие писания, а также общением с духовными наставниками. Конечно, этот опыт дается и работой над собой, и старанием полюбить людей, в том числе конкретного человека, который пришел, чтобы отдать себя тебе, а через себя — Богу. В этом году мы отмечаем 20-летний юбилей Тульской православной классической гимназии. На двадцатом году ректорства я получил официальный статус духовника этого заведения, хотя на самом деле бессменно им являлся (теперь данная формальность необходима при регистрации документов в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации). Лично для меня именоваться духовником страшно, столь высока эта планка. И чем старше становлюсь, тем это чувство ответственности всё острее. В своем практическом опыте духовничества всегда руководствуюсь тремя задачами: относиться к кающемуся со снисхождением и вниманием; выслушивать его с молитвой; недугующего исцелять, а не карать. Исходя из этого понятно, что молодые, тем более только что рукоположенные и начинающие священники на роль духовника претендовать не могут. Здесь требуется не молодость, а духовность, и стократ справедливее это в отношении учебных заведений. К сожалению, такой подход в нашей Церкви возобладал далеко не везде. Даже само по себе слово "духовник" очень высокое, оно восходит к основам Церкви, и именно с такой позиции надо относиться к сути предмета, который оно обозначает. Ведь научить можно только тому, что сам познал на личном опыте, а вести безопасно — лишь по пути, пройденному самим. — Вы говорите о молодости священника. Можно ли измерить ее годами, истекшими с момента принятия священнического сана? — Нет, абсолютно. Практика формирования священника как пастыря, его духовного возрастания не имеет универсальных констант скоростей, это процессы сугубо индивидуальные. Их, разумеется, должно видеть и анализировать священноначалие, которое принимает решение о том или ином послушании конкретного священника. Почему всё это предельно важно в работе с подрастающим поколением? Вопросы, которые мы затрагиваем, относятся к очень тонким настройкам человеческой натуры, в них нет и не может быть готовых рецептов. Дело в том, что в идеале духовник должен беседовать с каждым человеком, словно бы примеряя на себя его возраст, смотря на мир его глазами. Если к тебе подходит ребенок, сам будь ребенком, смотри на мир его глазами, отвечай его запросам. Если же с тобой говорит человек, обремененный жизненным опытом, житейскими невзгодами, сумей примерить на себя его состояние, постичь его одиночество и познать его недостатки. Снисходя к слабости грешного человека, не должно искажать самого духа евангельского учения о грехе и покаянии. Святоотеческая заповедь "Люби грешника, но ненавидь грех" — это универсальное мерило духовничества. При этом духовник, конечно, может предпочитать тот или иной образ ведения исповеди, но и личные особенности исповедующегося требуют приспособления к его психологии, возрасту, духовному и культурному развитию. — Из ваших слов выходит, что наименее трудно быть духовником в среде школьников. Все мы когда-то были детьми... — Только многие забыли об этом. Вы правы: лично мне с учениками в гимназии проще. Но отсюда вовсе не вытекает, что с этим справится любой священник, особенно начинающий. Священник не сможет никуда никого привести, если различает только потемки, грех, зло. Он сможет помочь только в том случае, если, глядя на человека, видит в нем извечную красоту образа Божия и одновременно то, как глубоко она повреждена грехом. Мои детки в гимназии должны понимать, что я общаюсь с ними понятным им языком и смотрю на всё окружающее такими же глазами, но сам-то при этом я ощущаю себя их отцом. Соответственно на университетской кафедре, беседуя со студентами, необходимо помнить: долг пастыря — остановить саморазрушение личности, вернуть душу Богу. Это уже иная, более высокая качественная ступень духовничества. Ну а на приходе для каждого человека нужна собственная, индивидуальная тональность. Здесь, если систематизировать сценарии в самом общем приближении, говоришь в основном о морали и нравственности, а не о послушании. Тут уже постоянно помнишь: на твоей пастырской совести будет тяжелый грех, если допустишь ко святой чаше человека неверующего, пришедшего в храм из легкомысленных или суеверных побуждений. — Университетскую кафедру вы возглавляете в течение десяти лет. Заметно ли, как за это время меняется молодежь, ее отношение к жизни, к окружающим? — Каких-то особенных изменений не вижу. Быть может, оттого, что гораздо сильнее меняется за время обучения сам курс, те учебные группы, где работаю. Если на входе это полный ужас (имеющие хотя бы минимальное осмысленное представление о вере и Церкви абитуриенты находятся в абсолютном меньшинстве), то на выходе — моя радость. Разумеется, общий характер образования на нашем факультете светский, и очень редко ко мне попадают воцерковленные первокурсники. Но уже через семестр они в целом представляют, что к чему в православном вероисповедании, а к концу первого курса сдвиги в положительную сторону заметны невооруженным глазом. Конечно, общаюсь с ними весьма интенсивно — трижды в неделю по три пары, и так все пять лет обучения. Зато и результат налицо. Не натаскивайте дитя на готовые ответы — С какого возраста вы рекомендуете готовить ребенка к первой исповеди? — Традиционно считалось, что ребенок созревает к исповеди, к сознательному разговору со священником о своих грехах к семилетнему возрасту. Общецерковная точка зрения на этот вопрос не изменилась, и на большинстве приходов родителям рекомендуют именно так. Но акселерация продолжается, и мне с 49-летним опытом служения в священном сане известны примеры, когда ребенок в состоянии пойти на исповедь и четырех, и даже трех лет от роду. Эти моменты, конечно же, требуют индивидуального подхода, и что-то конкретное посоветовать может лишь священник, хорошо знающий и самого ребенка, и семью, где тот растет. — Первая исповедь — всегда большое напряжение. Как сделать, чтобы для маленького человечка оно не превратилось в шок, остающийся в душе горьким осадком? Каким образом добиться, чтобы свою первую исповедь человек потом всю жизнь вспоминал с благоговением? — Первая исповедь действительно во многом определяет всю дальнейшую церковную жизнь человека, во всяком случае сильно влияет на процесс его самосовершенствования и духовного роста, который продолжается до самой смерти. Одновременно исповедь — это труд, подчас тяжелый, и почти всегда проходящий через страх. Задача священника, к которому подходит ребенок, — помочь ему быстро побороть этот страх. Так, чтобы впоследствии тот и не думал брать верх. Каким образом этого добиться? Прежде всего, рассуждая с ребенком о грехах, не заострять мысль на том, какой ты плохой, а провести с ним своеобразное собеседование о повседневной жизни, помочь сформировать картину его житейского существования, плавно подведя его к тому, что там неверно. Одна из грубейших священнических ошибок для первой исповеди — выспрашивать грехи. Вместо этого надо затронуть обыденные, простые вопросы: молится ли ребенок утром и на ночь, как учится, не огрызается ли на родителей и на старших. — Родители вряд ли могут оставаться в стороне от подготовки своего ребенка к первой исповеди. Что им можно посоветовать? — Не надо "натаскивать" свое дитя на готовые ответы. Вместо этого лучше объяснить, что такое исповедь, каковы в ней роли и задачи кающегося и священника, рассказать, в чем обычно взрослые и маленькие люди признаются батюшкам у аналоя. Затем, не подсказывая конкретные фразы, имеет смысл составить нечто вроде плана исповеди, ведь кто лучше папы с мамой знает своих детей? А опытный священник уже доведет эту работу до финала, помогая называть отдельные грехи, как это привыкли делать на исповеди взрослые люди. — Вы помните свою первую исповедь, когда подходили к священнику маленьким мальчиком? Когда это было? — Помню. Мне было шесть лет, в тот момент меня крестили, причем вместе с младшей сестрой. Почему-то врезалось в память, как крестивший нас священник — отец Георгий Успенский — перепутал наши с сестрой майки: мне после крещения надел ее, и наоборот. Разумеется, времена были иные. Священники только вернулись из тюрем, из лагерей, где отсидели по 10–12 и более лет. Тогда я, конечно, этого не понимал. Но отец Георгий на многие годы остался для меня примером того, как священнику следует вести себя в храме с маленькими детками. То конфетку подарит, то по головке погладит, то просто улыбнется, и сразу становится ясно: это твой друг, ничего плохого он тебе не сделает и даже не помыслит. Вообще священник, когда к нему подходит ребенок, обязан издали видеть его состояние, его характер — замкнутый он или открытый, уравновешенный или не очень, в хорошем настроении проснулся или в плохом. Иначе контакта не получится. — Известна проблема одинаковых повторяющихся исповедей, когда кающийся раз за разом называет одни и те же грехи, справиться с которыми не в состоянии. Но усилия взрослого человека священник может аккуратно направить в то или иное русло, чтобы обеспечить его духовный рост. А как сделать, чтобы в аналогичном случае маленький ребенок не испытал духовного кризиса, не разуверился в собственных усилиях, не начал воспринимать исповедь как необходимое формальное разрешение на причастие? — Дело в том, что человечеству всю его историю сопутствуют одни и те же грехи. Если священнику человек — взрослый ли, зеленый ли юнец, маленький ли ребенок — открыл свои грехи, нельзя терять с ним связь, чтобы не прервать ниточку духовного совершенствования. Высший пилотаж духовничества, индикатор того, что как духовник ты состоялся, — это когда человек только подходит к исповеди, а ты уже знаешь, какие грехи он назовет. В этом случае, если кающийся испытывает неловкость, можно с осторожностью направить его исповедь в нужное ему самому русло. Этот момент в искусстве духовничества — один из самых светлых. При этом, разумеется, надо анализировать и собственные ошибки, когда ты "видел" в человеке одно, а на поверку оказалось совсем другое. Но стремиться к описанному результату обязан любой духовник. Общую же цель духовничества я бы сформулировал следующим образом: нужно принять духовное чадо в свое сердце, в свое существо, отождествляясь с ним в молитве — так, чтобы, стоя с Богом, стоя перед Богом в молитве, приносить Богу каждого из тех, кто доверился тебе. "Два святых определили мой духовный путь" — Какой опыт исповеди оказался для вас самым запоминающимся? — Пожалуй, это было со мной, когда я еще не был священником. Во время обучения в семинарии мы с друзьями любили встречать день Преподобного Сергия в нашей лавре, а потом отправлялись в паломничество. Маршрут за редкими исключениями был таким: Глинская пустынь (хутор Михайловский) — Киево-Печерская лавра — Почаев — Залещики. Глинская пустынь в те годы была разрушена, но старцы там подвизались, и среди них мы особенно любили схиархимандрита Андроника (Лукаша; †1974). В нем поражала прозорливость. Когда я впервые подошел к нему, он пристально посмотрел на меня и спросил: "Ты почему за своих родителей не молишься?" А мне какой-то человек не очень, как теперь понятно, далекого ума не советовал молиться за родителей: мол, они коммунисты, а за коммунистов молиться нечего. Ну я отцу Андронику так и объяснил. Он это выслушал и быстро мне мозги на место поставил. В Залещиках вспоминаются встречи и беседы со схиигуменом Кукшей (Величко; †1964) — с откровениями этого старца, граничившими с пророчествами. Однажды отец Кукша посоветовал мне: "Станешь пастырем, а ты будешь им, давай при причастии людям Тела и Крови Господа побольше, с частицами покрупнее". Старец и сам так всегда поступал, и я, когда есть возможность, всегда следую тому совету. Эти два человека, ныне прославленные в лике преподобных (первый Грузинской Православной Церковью, второй — Украинской), во многом определили мой дальнейший путь. — Современная педагогика как наука опирается на психологию. Психологи введены в штат большинства российских общеобразовательных школ, а редкие исключения объясняются нехваткой кадров или невысокими зарплатами. Есть ли психолог в вашей гимназии? Сотрудничаете ли вы с православными психологами нашей страны или ближнего зарубежья? — Нет, у нас такого человека нет, и он нам не нужен. Скажу больше: необходимости в контактах с православными психологами я как педагог и воспитатель не вижу. Допускаю: верующему человеку подчас совет православного психолога может помочь. Но если священник сам не психолог, он имеет право называться священником лишь с большой натяжкой. И, честно говоря, трудно представить такую ситуацию, когда психолог-профессионал способен порекомендовать нечто такое, чего не знает священник (который, не будем забывать, обладает внутренним богатством благодати). С чисто научной точки зрения психология, конечно, система знаний интересная и красивая. Но когда-то очень давно ее оторвали от веры, и с тех пор она стала поломанной субстанцией. — Многие общеобразовательные школы сейчас возвращаются на шестидневку. Повод — всё возрастающая нагрузка учебного плана, которая требует при пятидневной неделе семи уроков ежедневно не только в старших, но и в средних классах. Православные дети в этой трансформации терпят, пожалуй, самый серьезный ущерб: в единственный выходной день с утра они идут в храм, где, как правило, остаются потом до вечера в воскресной школе. Исчезает как полноценный выходной, когда ребенок получает шанс отдохнуть от бешеного ритма современной жизни, так и единственное утро, когда можно как следует выспаться и понежиться в кровати. — В нашей гимназии мы формируем расписание занятий таким образом, что суббота — учебный день только для классов начиная с восьмого, к тому же в этот день у них максимум два урока. Чтобы гимназисты не зевали утром в остальные дни, мы пробовали различные варианты: начинали уроки и в десять утра, в половине десятого... Сейчас остановились на начале первого урока ровно в девять, а за четверть часа до того бывает краткая общая молитва. Как показывает опыт, при таком графике ребята не устают и спокойно выдерживают нагрузку. — Но в общеобразовательных школах другая практика: субботу там делают обычным рабочим днем, и не только для старших, но и для средних классов. Что можно посоветовать в этой ситуации родителям? — Только одно: внимательно следить за физическим и душевным равновесием своего ребенка. Проще всего, конечно, максимально "одомашнить" режим дня: устраивать полноценное и сбалансированное питание, чередовать нагрузку с перерывами, пораньше отправлять ребенка спать. Если этого недостаточно, думаю, не будет трагедии, если на какое-то время от практики еженедельного посещения Литургии ребенком семья откажется. Куда хуже дойти до слез, когда поход в храм, который должен восприниматься как радостное событие в жизни, будет ассоциироваться у детей с еще одним ранним подъемом и недосыпом. А уж если дело закончится переутомлением ребенка, это и вовсе никуда не годится. Постижение зрелости — существеннейший момент христианской жизни. Бог дожидается гармонии, единства между Ним и тобой, а не какого-то деяния по принуждению или из страха.
27 июля 2012 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
«Введение в арамеистику и сирологию» В Центре Императорского православного палестинского общества в Москве 10 марта 2023 года прошла презентация серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии. Соорганизаторами мероприятия выступили Московская духовная академия, ИППО и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Идея «Корпуса христианских текстов и исследований» как Приложения (Supplementum) к журналу МДА «Библия и христианская древность» заключается в подготовке ориентированного на русскоязычного читателя издания текстов отцов и христианских писателей Церкви. Данный проект предполагает работу с рукописями оригинального текста, который сопровождается переводом, вводной статьей (исследованием), комментарием, индексами и словарем терминов с использованием всего имеющегося на данный момент научного отечественного и зарубежного исследовательского материала. Среди представленных работ было исследование кандидата филологических наук Армана Егишевича Акопяна «Введение в арамеистику и сирологию», выпущенное в свет издательством Московской духовной академии в серии «Современные переводы и исследования». «Журнал Московской Патриархии» попросил автора рассказать о его книге. PDF-версия.
23 мая 2023 г. 16:30
Протоиерей Борис Глебов 01.06.1936 – 28.02.2023 28 февраля 2023 года на 87-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни отошел ко Господу почетный клирик Спасо-Преображенского собора города Санкт-Петербурга протоиерей Борис Глебов.
18 мая 2023 г. 16:40
Протоиерей Александр Карягин 13.05.1949 – 17.01.2023 17 января 2023 года на 74-м году жизни после продолжительной болезни отошел ко Господу клирик Костромской епархии, старейший преподаватель Костромской духовной семинарии митрофорный протоиерей Александр Карягин.
18 мая 2023 г. 16:30
Епископ Феофилакт (Моисеев) 30.04.1949–22.03.2023 22 марта 2023 года на 74-м году жизни после продолжительной болезни преставился ко Господу епископ Феофилакт (Моисеев).
18 мая 2023 г. 16:00
Понять русскую душу через молитву В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.
18 мая 2023 г. 14:00
|