iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Крещение в Тихом океане
В 2015 году телеканалы показали, как более двухсот филиппинцев в один день приняли крещение в водах Тихого океана и тут же на берегу во время Божественной литургии впервые причастились. И это было не первое такое массовое крещение жителей островного государства. Филиппины на сегодняшний день единственная страна Юго-Восточной Азии, где большинство населения — христиане, среди которых преобладают католики. Но в последние годы благодаря нашим миссионерам православных христиан здесь становится все больше и больше. В декабре 2018 года приходы Московского Патриархата на Филиппинах были включены в состав Патриаршего экзархата в Юго-Восточной Азии. А в феврале 2019 года создана Филиппинско-Вьетнамская епархия. Об особенностях служения на Филиппинских островах «Журналу Московской Патриархии» рассказывает иеромонах Корнилий (Молев), секретарь Филиппинско-Вьетнамской епархии, клирик храма блаженной Матроны Московской в городе Давао и руководитель образовательного центра при храме. PDF-версия.
5 октября 2021 г. 18:00
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Интервью
Освящение на Соловках поклонного креста для Бутовского полигона. 26 июля 2007 г.
ЖМП № 10 октябрь 2012 /  27 августа 2012 г.
версия для печати версия для печати

Георгий Кожокарь: Поклонные кресты разделили судьбу мучеников

Поклонные кресты Соловков, а их здесь было несколько тысяч, разделили в советские времена судьбу мучеников, которых ссылали сюда на лагерные работы. Кресты уничтожали тогда особенно ревностно, а те люди, которые возрождают их сейчас, чувствуют особую ответственность – не только за восстановление исторической справедливости, но и за восстановление того духовного пространства, которое станет единственным залогом мирного будущего. Знаменитый резчик по дереву Георгий Кожокарь уже 20 лет занимается кресторезным ремеслом. Возрождение старинного искусства стало для мастера не только любимым делом, но и возможностью стать "своим" на святом острове.

- "Кто без крестов – тот не Христов", - говорит народная пословица. Расскажите, что означала традиция ставить в разных местах во множестве поклонные кресты?

- Считается, что обычай ставить поклонные кресты идет от времен Римской империи. Апостол Андрей Первозванный воздвиг крест на Киевских холмах как символ того, что проповедь христианства коснулась сердец живущих здесь людей.

В целом, устанавливая кресты на перекрестках дорог, на возвышенностях или в местах слияния рек, у населенных пунктов или вдоль паломнических маршрутов, наши предки отмечали так место молитвы – крест был воплощенным именем Христа, которое везде и во всякий момент должно сопровождать человека на его жизненном пути. Отправляясь в дальний путь, паломник встречал придорожный крест, у которого он мог совершить свое молитвенное правило.

Крест был привычным элементом пространства, которое окружает человека, он делал это пространство "своим", то есть освещенным светом Евангелия. Более того, этот символ был центром пространства: и в доме, и на улице, и в путешествии. Иногда кресты устанавливали в память о каком-то значимом событии или по обету. При установке крест ориентировали соответствующим образом по сторонам света и освящали согласно уставу (есть несколько чинов).

На Соловецких островах иноки, трудники и паломники ставили тысячи поклонных крестов. В некоторых источниках указывается, что на островах здесь установлено было около трех тысяч крестов, а согласно иным - что их три тысячи было только на одном Заяцком острове. Когда иноки Савватий и Герман пришли на лодке на эти дикие затерянные острова в белом море, чтобы подвизаться вдали от мира, первое, что они сделали – установили крест, перед которым непрестанно творили молитву.

Когда на Соловках настали времена лагеря, тысячи крестов спиливались и сжигались всего за несколько дней. Были организованы субботники по уничтожению крестов, в центре поселка разжигали большой костер на котором сгорали святыни. Любопытно, что это происходило как раз рядом со зданием бывшей биостанции, где впоследствии расположилась наша кресторезная мастерская. По свидетельству очевидцев крестов было так много, что костер полыхал 4 дня.

Поклонные кресты разделили судьбу мучеников. Кроме того, поклонный крест ведь еще является символом соединения, общения Бога с человеком (пересечение горизонтали – временного бытия, и вертикали – сущностного, вечного бытия), поэтому очень понятно, почему чекистам так хотелось скорее уничтожить кресты.

- Какие из восстановленных крестов особенно памятны и важны для вас?

- Когда я впервые попал на Соловки, то ясно ощутил, что по сути это огромный погост, где пострадали тысячи невинных людей. Поэтому тема креста здесь имеет особое значение.

Первым нашим крестом был тот, который установили у подножья Секирной горы в 1992 году, когда в обитель возвращались мощи святых Зосимы, Савватия и Германа. За образец был взят один из найденных – во время специально предпринятой экспедиции по островам мы нашли их около 30. В результате спроектировали и вырезали семиметровый крест на голгофе со срубом, с копием и тростью. Его освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Следующий крест был установлен на Анзере, напротив горы Голгофы. Крест посвящен новомученикам и исповедникам Соловецким и спроектирован так, что в него как бы вписаны несколько крестов, подобно епископскому одеянию полиставриону, ведь новомученники Соловецкие – это, преимущественно, иерархи Церкви. Один из наиболее памятных для меня крестов — это, конечно, Бутовский крест, на котором выполнено около 30 кв. м. резьбы.

За прошедшие годы Соловецкой кресторезной мастерской было установлено 25 поклонных, памятных и обетных крестов высотой от 6 до 12 метров в разных местах России и за рубежом. Кроме того, в мастерской изготавливаются кресты-иконы – эта древняя поморская традиция также сегодня возрождается. Такие кресты устанавливали над входом в дом, келью, храм, брали в дорогу, даже использовали как намогильные.

Есть желание, чтобы в будущем поклонный крест Соловецкой кресторезной мастерской установили на Поклонной горе в Москве. Хотелось бы, чтобы такой труд был соборным, чтобы в создании креста участвовали множество людей. То есть каждому приезжающему на Соловки дать выполнить посильную работу по резьбе. А потом, опять же всем миром, доставить крест в столицу.

- Почему лично вас увлекла идея возродить это необычное и во многом утерянное сегодня ремесло?

- Вот недавно исполнилось 24 года, как я приехал на Соловки. И здесь особенно ясно осознаешь, как твоя деятельность в мире неразрывно связана с деланием духовным. Пространство, в котором мы находимся здесь, на святом острове само дисциплинирует нас: либо мы становимся продолжателями традиций отцов, которые тут подвизались, либо мы сопротивляемся, бездействуем. Либо мы просвещаемся и возрастаем духовно, либо разрушаемся. А что может быть более ясным и гармоничным символом соединения временной нашей жизни и бытия вечного, чем крест?

- Такое тонкое ощущение гармонии и наполненности смыслом окружающего нас пространства сейчас найти, как кажется, почти невозможно. Способны ли наши современники и соотечественники, по вашему мнению, оценить и использовать по назначению те кресты, которые вы по полгода кропотливо вырезаете в вашей мастерской?

- Наверное, для большинства наших современников крест воспринимается как знак памятный, часто его ставят на месте гибели кого-то или в память о каком-то трагическом событии. Вместе с тем, для наших предков поклонный крест прежде всего был напоминанием имени Христа, напоминанием о том, что Его подвиг – это реальность нашего спасения.

Мне кажется странным, что современный человек способен быстро освоить, по надобности, незнакомый язык или новые компьютерные программы, но разводит руками и говорит "не понимаю", когда видит достаточно ясные и простые христианские символы и знаки. Между тем, образы, очень простые и емкие по смыслу, которые вырезались на поклонных крестах, должны были быть понятны даже неграмотному крестьянину. Обычно это монограммы или символы имени Христа, а также изображения орудий страстей, напоминание о том, что крест, орудие казни, стал и орудием нашего спасения.

Вопрос в том, хочет ли человек сам все это принимать и каким смыслом он наполняет свое существование, если в нем есть место для самых сложных и хитрых размышлений и умений, но нет возможности для того, чтобы даже просто произнести имя Христово.

27 августа 2012 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи