В единстве с Русской Православной Церковью Гродно, отметивший в 2023 году 895 лет со дня основания, наряду с Брестом является одним из самых западных городов Беларуси, на границе с Польшей. Близость к Польше и Литве и исторические перипетии определили для жителей этого региона непростую судьбу. Об истории, современной жизни и деятельности Гродненской епархии, сосуществовании православных и римо-католиков на западе Беларуси и о личности выдающегося белорусского иерарха митрополита Филарета (Вахромеева) «Журналу Московской Патриархии» рассказал глава епархии архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний. PDF-версия.
25 декабря 2023 г. 14:00
Митрополит Минский и Заславский Вениамин: «Мы все происходим от купели князя Владимира» Белорусский экзархат Московского Патриархата объединяет епархии на территории всей Беларуси. Православие на этой земле распространено с 992 года, и на протяжении более 1030 лет белорусский народ свидетельствует о своей преданности православной вере. О служении в Беларуси в преддверии 35-летия создания Белорусского экзархата, жизни Минской епархии и единстве Русской Православной Церкви в интервью «Журналу Московской Патриархии» рассказал Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин. PDF-версия.
20 декабря 2023 г. 14:00
В рамках фестиваля «Вера и Слово» прошел семинар «Журнал Московской Патриархии. Взаимодействие с регионами» В Москве и Подмосковье в оздоровительном комплексе «Клязьма» с 16 по 20 октября 2023 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла проходит X Международный фестиваль «Вера и Слово».
18 октября 2023 г. 19:00
Митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии: «Видеть образ Божий в каждом» В 2021 году на территории подмосковной части Московской епархии были созданы пять новых епархий, объединенных в Московскую митрополию. С какой целью был предпринят этот шаг и как изменилась церковная жизнь Подмосковья? Каким образом митрополия координирует осуществление общих епархиальных проектов. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии. PDF-версия.
13 июня 2023 г. 19:00
Протоиерей Тимофей Фетисов: «Случайных людей у нас быть не должно...» Ректор Донской духовной семинарии — о том, как удалось войти в десятку лучших духовных школ по успеваемости студентов, чем хорош принцип сетевого обучения будущих регентов и иконописцев и на кого из священнослужителей ориентирована специализация «государственно-конфессиональные отношения». PDF-версия.
26 апреля 2023 г. 18:00
Донская икона Божией Матери
В Ростовской-на-Дону епархии завершается подготовка к прославлению для местного почитания точного списка Донской иконы Божией Матери, созданного восемь лет назад по патриаршему благословению под патронатом Государственной Третьяковской галереи и Министерства культуры РФ. В результате кропотливой научной и творческой работы иконописцам удалось создать не только высокохудожественную точную копию, но и образ удивительной красоты. PDF-версия.
24 апреля 2023 г. 15:00
Иконы-складни царской семьи и шедевры из частных коллекций В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылись сразу две интересные выставки — «Иконописные редкости» и «Иконы-складни императорской семьи». PDF-версия.
2 февраля 2024 г. 13:00
Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии». PDF-версия.
11 сентября 2023 г. 17:00
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали изображения. PDF-версия.
4 сентября 2023 г. 18:00
«С благоговейным умилением соорудили мы сей оклад...» В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Модерн в русской иконе». Выставка уникальная, поскольку впервые в одной экспозиции собраны памятники религиозного искусства (около 130 предметов), выполненные в стиле модерн, большинство из которых ранее не выставлялось. В выставке участвуют: Музей христианского искусства Московской духовной академии, Музей русской иконы имени М. Абрамова и частные коллекционеры. Кураторы выставки: директор Музея имени Андрея Рублева М. Б. Миндлин, главный научный сотрудник С. В. Гнутова, заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Ж. Г. Белик. PDF-версия.
20 июня 2023 г. 13:00
|
ЖМП № 10 октябрь 2012 /
27 августа 2012 г.
Георгий Кожокарь: Поклонные кресты разделили судьбу мучениковПоклонные кресты Соловков, а их здесь было несколько тысяч, разделили в советские времена судьбу мучеников, которых ссылали сюда на лагерные работы. Кресты уничтожали тогда особенно ревностно, а те люди, которые возрождают их сейчас, чувствуют особую ответственность – не только за восстановление исторической справедливости, но и за восстановление того духовного пространства, которое станет единственным залогом мирного будущего. Знаменитый резчик по дереву Георгий Кожокарь уже 20 лет занимается кресторезным ремеслом. Возрождение старинного искусства стало для мастера не только любимым делом, но и возможностью стать "своим" на святом острове. - "Кто без крестов – тот не Христов", - говорит народная пословица. Расскажите, что означала традиция ставить в разных местах во множестве поклонные кресты? - Считается, что обычай ставить поклонные кресты идет от времен Римской империи. Апостол Андрей Первозванный воздвиг крест на Киевских холмах как символ того, что проповедь христианства коснулась сердец живущих здесь людей. В целом, устанавливая кресты на перекрестках дорог, на возвышенностях или в местах слияния рек, у населенных пунктов или вдоль паломнических маршрутов, наши предки отмечали так место молитвы – крест был воплощенным именем Христа, которое везде и во всякий момент должно сопровождать человека на его жизненном пути. Отправляясь в дальний путь, паломник встречал придорожный крест, у которого он мог совершить свое молитвенное правило. Крест был привычным элементом пространства, которое окружает человека, он делал это пространство "своим", то есть освещенным светом Евангелия. Более того, этот символ был центром пространства: и в доме, и на улице, и в путешествии. Иногда кресты устанавливали в память о каком-то значимом событии или по обету. При установке крест ориентировали соответствующим образом по сторонам света и освящали согласно уставу (есть несколько чинов). На Соловецких островах иноки, трудники и паломники ставили тысячи поклонных крестов. В некоторых источниках указывается, что на островах здесь установлено было около трех тысяч крестов, а согласно иным - что их три тысячи было только на одном Заяцком острове. Когда иноки Савватий и Герман пришли на лодке на эти дикие затерянные острова в белом море, чтобы подвизаться вдали от мира, первое, что они сделали – установили крест, перед которым непрестанно творили молитву. Когда на Соловках настали времена лагеря, тысячи крестов спиливались и сжигались всего за несколько дней. Были организованы субботники по уничтожению крестов, в центре поселка разжигали большой костер на котором сгорали святыни. Любопытно, что это происходило как раз рядом со зданием бывшей биостанции, где впоследствии расположилась наша кресторезная мастерская. По свидетельству очевидцев крестов было так много, что костер полыхал 4 дня. Поклонные кресты разделили судьбу мучеников. Кроме того, поклонный крест ведь еще является символом соединения, общения Бога с человеком (пересечение горизонтали – временного бытия, и вертикали – сущностного, вечного бытия), поэтому очень понятно, почему чекистам так хотелось скорее уничтожить кресты. - Какие из восстановленных крестов особенно памятны и важны для вас? - Когда я впервые попал на Соловки, то ясно ощутил, что по сути это огромный погост, где пострадали тысячи невинных людей. Поэтому тема креста здесь имеет особое значение. Первым нашим крестом был тот, который установили у подножья Секирной горы в 1992 году, когда в обитель возвращались мощи святых Зосимы, Савватия и Германа. За образец был взят один из найденных – во время специально предпринятой экспедиции по островам мы нашли их около 30. В результате спроектировали и вырезали семиметровый крест на голгофе со срубом, с копием и тростью. Его освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Следующий крест был установлен на Анзере, напротив горы Голгофы. Крест посвящен новомученикам и исповедникам Соловецким и спроектирован так, что в него как бы вписаны несколько крестов, подобно епископскому одеянию полиставриону, ведь новомученники Соловецкие – это, преимущественно, иерархи Церкви. Один из наиболее памятных для меня крестов — это, конечно, Бутовский крест, на котором выполнено около 30 кв. м. резьбы. За прошедшие годы Соловецкой кресторезной мастерской было установлено 25 поклонных, памятных и обетных крестов высотой от 6 до 12 метров в разных местах России и за рубежом. Кроме того, в мастерской изготавливаются кресты-иконы – эта древняя поморская традиция также сегодня возрождается. Такие кресты устанавливали над входом в дом, келью, храм, брали в дорогу, даже использовали как намогильные. Есть желание, чтобы в будущем поклонный крест Соловецкой кресторезной мастерской установили на Поклонной горе в Москве. Хотелось бы, чтобы такой труд был соборным, чтобы в создании креста участвовали множество людей. То есть каждому приезжающему на Соловки дать выполнить посильную работу по резьбе. А потом, опять же всем миром, доставить крест в столицу. - Почему лично вас увлекла идея возродить это необычное и во многом утерянное сегодня ремесло? - Вот недавно исполнилось 24 года, как я приехал на Соловки. И здесь особенно ясно осознаешь, как твоя деятельность в мире неразрывно связана с деланием духовным. Пространство, в котором мы находимся здесь, на святом острове само дисциплинирует нас: либо мы становимся продолжателями традиций отцов, которые тут подвизались, либо мы сопротивляемся, бездействуем. Либо мы просвещаемся и возрастаем духовно, либо разрушаемся. А что может быть более ясным и гармоничным символом соединения временной нашей жизни и бытия вечного, чем крест? - Такое тонкое ощущение гармонии и наполненности смыслом окружающего нас пространства сейчас найти, как кажется, почти невозможно. Способны ли наши современники и соотечественники, по вашему мнению, оценить и использовать по назначению те кресты, которые вы по полгода кропотливо вырезаете в вашей мастерской? - Наверное, для большинства наших современников крест воспринимается как знак памятный, часто его ставят на месте гибели кого-то или в память о каком-то трагическом событии. Вместе с тем, для наших предков поклонный крест прежде всего был напоминанием имени Христа, напоминанием о том, что Его подвиг – это реальность нашего спасения. Мне кажется странным, что современный человек способен быстро освоить, по надобности, незнакомый язык или новые компьютерные программы, но разводит руками и говорит "не понимаю", когда видит достаточно ясные и простые христианские символы и знаки. Между тем, образы, очень простые и емкие по смыслу, которые вырезались на поклонных крестах, должны были быть понятны даже неграмотному крестьянину. Обычно это монограммы или символы имени Христа, а также изображения орудий страстей, напоминание о том, что крест, орудие казни, стал и орудием нашего спасения. Вопрос в том, хочет ли человек сам все это принимать и каким смыслом он наполняет свое существование, если в нем есть место для самых сложных и хитрых размышлений и умений, но нет возможности для того, чтобы даже просто произнести имя Христово.
27 августа 2012 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений. В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.
15 апреля 2024 г. 17:00
Протодиакон Владимир Ганаба 24.07.1934–26.11.2023 26 ноября 2023 года на 90-м году жизни отошел ко Господу клирик Троицкого кафедрального собора города Подольска протодиакон Владимир Ганаба.
11 апреля 2024 г. 16:10
Схиархимандрит Варсонофий (Радута) 01.09.1938 – 08.01.2024 8 января 2024 года на 86-м году жизни преставился ко Господу старейший клирик Оренбургской епархии схиархимандрит Варсонофий (Радута).
11 апреля 2024 г. 16:00
|