iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мостик к Святой Земле
Архимандрит Антонин Капустин родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать просвещению в православной вере, выяснял корреспондент ЖМП. Мостик к Святой земле Алексей Реутский Архимандрит Антонин (Капустин) родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать проповеди православной веры, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». — Здравствуйте! Вы что-нибудь слышали об Антонине Капустине? — спрашиваю редких прохожих на площади у сельского магазина в Батурине.  — Слышали, — улыбается в ответ женщина средних лет. — В школе у моей дочери проводили уроки, посвященные его памяти, и приглашали родителей. Еще в газете местной о нем читала. Нам рассказали, что он покупал в Палестине участки земли и строил там гостиницы для русских паломников, школы и больницы для местных жителей. — А кто у вас в селе храм построил, не подскажете? На помощь замявшейся односельчанке приходят двое немолодых мужчин: — Этот храм его отец построил. А он потом в Израиль уехал и там построил три храма! Возведенный в 1835 году каменный храм в Батурине служил веру­ющим до 1931 года и был закрыт вопреки их воле по решению поселкового совета. Затем был банком, дизельной станцией, типографией и даже парашютной вышкой — колокольня-то высотой в 50 м. Тонны мусора, свисающие с купола веревки юных скалолазов, оставивших на стенах автографы, протекающая крыша и огромный проем в северной стене для парковки сельхозтехники — таким его запомнила Александра Егоровна Кузнецова, когда в 2000 году вместе с другими женщинами она решила заняться восстановлением святыни и стала одной из первых прихожанок храма.  10 бабушек и храм  «Мы первую уборку в июне 2000 года провели, — рассказывает Кузнецова. — Раньше все у кого-то дома на молитву собирались, а потом я предложила: матушки, что же мы всё по углам молимся, у нас вон какой храм в селе стоит!» Повесили у магазина объявление, народ пришел на субботники. Поначалу людей было много — вырубили вокруг бурьян, вывезли из нижнего храма несколько грузовиков мусора. А дальше наступили времена подвижничества: не нашлось в селе охотников таскать в храм тяжелые доски для пола и заделывать блоками проем в стене. Приход наш — 10 пенсионерок, а работать могли только я и Валентина Панькова. Окна мы пленкой закрыли, рам не было. Печку сложили, на ней и готовили. Дочь мне провод купила, а электрикам за проводку света 400 рублей отдали, куда деваться? Я хоть и пенсию 2700 рублей получала, да ведь в темноте молиться не будешь, — вспоминает Александра Егоровна. — На нее и гвозди покупала — так и восстанавливали».  Через год в Преображенский храм назначили первого настоятеля, священника Сергия Кривых (с мая 2017 года он второй священник, а настоятель храма — протоиерей Владимир Тарасов). Немногочисленные прихожане воспряли духом. Благодаря усилиям отца Сергия, его семьи, друзей, прихожан и благодетелей заказали и вставили окна, сделали лестницу на второй этаж и очистили его от мусора, провели паровое отопление, заменили крышу. Когда меняли купола, из отверстий (видимо, пулевых, вмятины от пуль сохранились и на купольных крестах) вылетели пчелы. «Первое время за дверями храма ничего нельзя было оставить: ни тележку, ни лопату, народ по дворам всё тащил, — грустно улыбается Ирина, матушка отца Сергия. — Стройматериалы хранили в храме, под замком! Ведь прежде храм для батуринцев был источником стройматериалов. Например, у одной бабушки в сарае окно из храма было вставлено. Однажды во время службы, кто-то в храм вбежал и кричит: “Батюшка, народ песок растаскивает!” Нам накануне машину песка пожертвовали. Отец Сергий сначала увещевал людей, а потом просто огородил территорию. Столько возмущения у народа было, но воровство прекратилось».  Матушка приглашает в храм: в притворе и на втором этаже, куда ведет прочная лестница, штукатурка почти не сохранилась, на нас обреченно смотрит голая кирпичная кладка. На память приходят слова депутата Курганской областной думы, председателя Курганского отделения ИППО Александра Брюханова: «Нам бы только тендер выиграть на внутреннюю отделку, привести всё в порядок, и можно включать Батурино в местный паломнический маршрут: Большие кресты — Чимеево — Далматово». Сейчас нижний придел храма, освященный в честь Казанский иконы Божией Матери, уже готов к богослужениям. Небольшой, с выбеленными стенами, скромным иконостасом и невысокими потолками, он кажется по-домашнему уютным и теплым. 25 августа (в день рождения архимандрита Антонина) Святейший Патриарх Кирилл посетит этот храм и откроет мраморный бюст создателю Русской Палестины, который уже установлен рядом в яблоневом саду.  Прихожане рассказывают, что каждый, кому дорого имя архимандрита Антонина, в меру своих сил потрудился для храма на его ­малой ­родине. ­Одни участвовали своим трудом (например, прихожане Никольского храма и студенты политехнического колледжа города Шадринска), другие посильной жертвой. В 2007 году игумения Горненского монастыря в Иерусалиме Елисавета передала Преображенскому храму частицы мощей преподобномучениц Варвары и Елисаветы. А уроженец Батурина Владимир Симаков решил все юридические земельные вопросы и объединил неравнодушных людей вокруг благотворительного фонда «Батуринская святыня», благодаря которому колокольню обнесли деревянными лесами, подготовив ее тем самым к реставрации. В августе в Батурине должны закончиться последние приготовления к торжествам. Отремонтирована дорога к селу, рядом с храмом постро­ена автостоянка, из государственного бюджета поступили средства на реставрацию фасада храма и определен подрядчик. Выложена площадка, на которой установят бюст собирателю Русской Палестины. Кто такой  Антонин (Капустин)? 2017 год губернатор Курганской области Алексей Кокорин объявил годом Антонина (Капустина), дав старт масштабной информационно-просветительской кампании. На местном ТВ и по радио выходят передачи, районные и областные газеты публикуют тематические подборки, в музеях проходят выставки, посвященные отцу Антонину, на улицах Шадринска (районный центр) и Кургана установлены билборды с его портретом. Есть ли эффект? Мой опрос на улицах Шадринска показал, что многие горожане знают об отце Антонине, хотя не запомнили детали его биографии. «Поверьте, два года назад ни в Батурине, ни в Шадринске, ни в Кургане никто не мог ответить на вопрос, кто такой архимандрит Антонин (Капустин), — говорит митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, — хотя материала о нем много и этот материал интересный. Например, есть две книги — митрополита Никодима (Ротова) и архимандрита Киприана (Керна)1, посвященные отцу Антонину. Издаются его дневники. Например, Далматовский монастырь подготовил к изданию дневники, охватывающие период от детства до перевода в Киевскую академию. Телеканал “Союз” снял о нем два фильма. А если вы приедете на Святую землю и экскурсовод поведет вас по святым местам, будет постоянно звучать имя архимандрита Антонина. Кого еще из начальников Русской духовной миссии там вспоминают? Кто из них оставил о себе память? И не зря ему усвоили имя — создатель Русской Палестины. Взять, например, Иерихон. Это один из самых древних на земле городов. Во времена архимандрита Антонина там было несколько мазанок. А он приобрел там участок, построил первое каменное здание. Его примеру последовали другие, и с этого началось возрождение Иерихона, который сегодня вполне современный город». Эти и многие другие подробности звучат в выступлениях митрополита Иосифа и епископа Шадринского и Далматовского Владимира, духовенства митрополии на многочисленных встречах со школьниками, студентами, педагогами, ветеранами и всеми, кому в Зауралье интересна история и культура России.  Популяризация имени архимандрита Антонина — первая задача, которую поставил перед духовенством митрополит Иосиф. А вторая — возрождение памятных мест, связанных с его именем. Например, администрация Шадринского района планирует открыть в Батурине музей, посвященный памяти создателя Русской Палестины, который вызовет интерес у паломников и туристов. «Если говорить о человеке, не имея наглядных предметов, связанных с его жизнью или свидетельствами эпохи, это и скучно и не запоминается. Нужна экспозиция. К счастью, экспонатов XIX век оставил нам немало. Это и предметы, связанные с паломничеством, и с церковным бытом, и со служением. Сохранилось много фотографий и документов. Всё это можно собрать для музея», — продолжает архиерей.  Главный редактор регионального журнала «Мое Зауралье» Валерий Мурзин видит создание музея в Батурине в связке с развитием Шадринского района в целом. По его мнению, имя архимандрита Антонина (Капустина) стоит первым в ряду его знаменитых земляков — скульптура Ивана Шадра, крестьянина-новатора Терентия Мальцева и собирателя русских народных сказок Александра Зырянова («Царевна-лягушка»). Благодаря этим именам в Шадринский район можно привлечь как паломников, так и туристов, что создаст дополнительные рабочие места в сфере услуг.  «Музей должен быть некой информационной альтернативой Святой земле, чтобы каждый посетитель мог узнать, почему архимандрит Антонин треть жизни провел в Палестине, заботясь о русских паломниках, как выглядели паломники в XIX веке и как выглядят сейчас. Это нужно совместить с рассказом о православии: почему Россия приняла именно восточное христианство, — говорит Валерий. — Интерактивный экран — уже ничем не заменимая составляющая современного музея. На нем можно полистать редкие документы, посмотреть документальные фильмы, провести интерактивные викторины по примеру выставок “Русь Православная”. Всё это привлечет школьников и молодежь». Ведь говорить с молодежью о православии нужно на понятном для неё языке, считает Валерий. Только в этом случае рассказ о православных святынях Палестины, отце Антонине и его подвиге будет понятен каждому, кто приедет в Батурино, а сам отец Антонин станет примером для подражания. Если же еще сделать и виртуальную экскурсию по музею и храму, то о Батурине узнают миллионы людей по всей России и тоже захотят сюда приехать, уверен журналист.  Но нужен ли еще один музей, если в Далматовском Успенском монастыре (70 км от Батурина) тоже есть музей, один из залов которого посвящен отцу Антонину? Митрополит Иосиф считает, что нужен, потому что это оправдано логически: «Где еще быть музею, как не в месте рождения отца Антонина, и где будет собрана вся доступная о нем информация?»  Прославлять  или не прославлять Далматовский монастырь, как цветок на возвышенности, украшает весь уездный городок. Его белоснежная стена и розовый Скорбященский храм видны с любой точки Далматова. За широкими стенами, скрывающими цветущие яблони, в 1816 году открылось духовное училище, в которое в 1825 году поступил Андрей Капустин. Здесь он изучал латинский язык, географию, арифметику и катехизис, а перед смертью передал обители свой наперсный крест. Прервавшись в 1923 году, монастырская жизнь возобновилась спустя 69 лет.  Наместник Далматовской обители игумен Варнава (Аверьянов) встречает нас у святых ворот. В монастырском музее2 помимо залов, посвященных жизни в царской России и Зауральским новомученикам, устроена экспозиция об отце Антонине. В витринах — предметы, характеризующие различные периоды жизни архимандрита Антонина, начиная от детских лет в родном Шадринском уезде, учебы в училище и семинарии и заканчивая Святой землей.  «В музее отсутствуют, по понятным причинам, личные вещи отца Антонина,— говорит отец Варнава. — Но мы постарались представить эпоху, к которой принадлежал отец Антонин». В частности, здесь представлены прижизненные издания его работ, паломнические реликвии со Святой земли и Святой Афонской горы, предметы, характеризующие его увлечения (астрономия, фотография) и т.п. Для экспонирования подбирались почти исключительно оригинальные предметы: фотографии и стереофотографии, литографии, открытки, письма и почтовые карточки, географические карты и планы, печатные издания (книги, журналы, брошюры, альбомы), документы, церковная утварь (кресты напрестольные, требные и нательные, образки, иконы и иные паломнические реликвии) и т.д. Игумен Варнава в настоящее время занимается подготовкой магистерской диссертации на тему «Духовный облик архимандрита Антонина (Капустина)» в Санкт-Петербургской духовной академии и скрупулезно изучает дневники архимандрита. Работа над этой темой дала ему возможность познакомиться с немногочисленными исследователями наследия отца Антонина, которых в прошлом году радушно принимал Далматовский монастырь. Обитель выступила организатором всероссийской научной конференции (12–13 мая 2016 года), посвященной 200-летнему юбилею Далматовского духовного училища и предстоящему юбилею отца Антонина (Капустина)3. Известно, что отец Антонин был очень разносторонней личностью. Но что в нем запоминается особенно, когда знакомишься с его дневниками? Прежде всего это глубокая церковность, считает отец Варнава, причем в широком смысле слова: за всеми его действиями и поступками всегда скрывается глубокий религиозный смысл. «И самое поразительное, церковность его была не показной, не елейной, не навязчивой. Иногда даже, наоборот, с элементом самоиронии и какого-то юродства. Этим он, наверное, спасался от окружающего формализма, зависти, непонимания, даже явной клеветы, — говорит отец Варнава. — В его биографии есть скорбные страницы, когда он терпел незаслуженный позор и поношение от лжебратии — в Афинах (­клеветнические письма, напечатанные в “Колоколе” А. Герцена) и Иерусалиме (роман-памфлет “Пейс-паша”). При этом сам он проявлял милосердие и сострадание даже к своим недругам, ценил искренность и прямодушие».  Потеряв еще в годы учебы в семинарии и академии самых близких своих друзей (имена их он часто упоминает в дневнике с сердечной теплотой — Афанасий, Егорушко, Алешинька), отец Антонин впоследствии брал на воспитание и попечение юных семинаристов (Андрея Фоменко, Петра Нищинского, Димитрия Мангеля), которые большей частью платили ему обидами и черной неблагодарностью. Однако, несмотря на всё это, отец Антонин до конца своих дней не утратил детской жизнерадостности. Именно этой радостью от созерцания чудного творения Божия можно объяснить, казалось бы, «не монашеские» увлечения его астрономией, фотографией, живописью, игрой на гуслях и т.д. В этом же ряду можно поставить и интерес к историческим наукам (палеографии, археологии, нумизматике и др.).  Возможно ли прославление архимандрита Антонина (Капустина)? Отец Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Курганской митрополии, считает, что это время еще не пришло: «Безусловно, архимандрита Антонина можно с полным правом назвать подвижником благочестия. Сам круг общения — его наставники, друзья, сослуживцы, ученики — говорит сам за себя: святители Филарет Киевский и Филарет Московский, Феофан Затворник Вышенский, Иннокентий Херсонский, преподобный Парфений Киевский. И это лишь некоторые. Несмотря на различную клевету, личная жизнь его как монаха и священнослужителя была безукоризненной».  Отца Антонина иногда упрекают в том, что он посещал молитвенные собрания инославных (католиков, протестантов, армян, коптов) и даже иноверцев (иудеев). Но отец Варнава уверен, что отцу Антонину это не могло нанести вреда, потому что православная вера определяла всю его жизнь. Но как тогда быть с тем, что отец Антонин приобретал участки с христианскими святынями (например, с Мамврийским дубом) часто вопреки благословению Синода? Более того, Синод даже издал указ4, запрещающий ему покупать эти участки на Святой земле. Но очевидно, что в исторической перспективе архимандрит Антонин оказался прав. «Следует помнить в этом случае, что церковное послушание не тождественно армейской дисциплине, а ставит во главу угла истину, — поясняет отец Варнава. — И в духовном облике отца Антонина есть многое, чему мы можем поучиться и чему должны подражать, если желаем стать настоящими христианами. Однако для прославления, как мы понимаем, всего этого недостаточно. Нужна воля Божия, знамение того, что отец Антонин угодил Богу. Как правило, таковыми знамениями служат чудеса, совершающиеся через посредство подвижника благочестия. Это с одной стороны. А с другой — требуется почитание церковным народом. Можем ли мы сегодня сказать, что имеется то и другое?» Фото автора Примечания 1 Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). Гл. 8: Иерусалимские годы (1865–1894). URL: http://palomnic.org/rdm/k/10/ (дата обращения: 27.07.2017). Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Гл. 3: Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия под его управлением. URL: http://www.rusdm.ru/history.php?item=12 (дата обращения: 27.07.2017). 2 URL: dalmate.ru/muzej.html (дата обращения: 27.07.2017). 3 Cм.: URL: agioi-zaural.ru/images/Issledovanij/2016.pdf (дата обращения: 27.07.2017). 4 Указ № 2596 от 21 декабря 1872 г. (Архив РДМ. Дело № 1700). Может ли возрождение памяти об отце Антонине привести современного человека к вере?  Иосиф, митрополит Курганский и Белозерский Сегодня Святая земля привлекает не только паломников, но и тысячи российских туристов, среди которых много и невоцерковленных людей. Они знакомятся не только со святынями, но и с именем архимандрита Антонина, искренне удивляясь тому, что создали там русские. Мы говорим о нем — создатель Русской Палестины. Но без отца Антонина ее не было и могло вообще не быть. Эта идея пришла только ему, и он ее воплотил. И у людей невольно возникает вопрос: кто он, что это за человек? Действительно, можно ли представить себе сегодня Елеон без «Русской Свечи», храма Марии Магдалины или селение Айн-Карем без Русского Горненского монастыря? Убери из Палестины эти русские места, и у наших соотечественников будет совсем другое восприятие Святой земли, она станет чужой. А так это — Русская Палестина, в ее храмах звучит молитва на родном языке, там наши соотечественники совершают свое служение и молятся о русском народе, о нашей стране, о нашем Отечестве. И близкие сердцу христианские святыни воспринимаются по-другому. И не секрет, что, посещая Святую землю, очень многие более близко воспринимают христианство — как что-то родное, важное для их души. Отцу Антонину удалось создать такой миссионерский инструмент, который работал, работает и будет работать, открывая красоту православия и привлекая к вере очень многих. А непосредственно Батурино может стать мостиком, который соединит людей со Святой землей. Протоиерей Владимир Тарасов, настоятель храма Архимандрит Антонин мне очень симпатичен как человек. Таких людей нельзя предавать забвению. Нам нужно постараться, чтобы о нем узнало как можно больше его земляков. И если люди приедут сюда, задача сделать так, чтобы наш рассказ пробудил в них желание больше о нем узнать.  Важно научиться интересно рассказывать об отце Антонине, тогда люди начнут вникать в историю его жизни, постепенно заинтересуются бытом той эпохи, верой отца Антонина. Значение может иметь даже то, что здесь 100 лет на одном и том же приходе служили его прадед, дед и отец, ведь в 1865 г. отмечали 100-летие рода Капустиных и основание прихода. И тогда, быть может, в них постепенно пробудится интерес к истории и к православной вере, и возникнет потребность по-другому увидеть и устроить свою жизнь, чтобы в ней стало больше радости и больше творчества. Игумен Варнава (Аверьянов), наместник Далматовского монастыря Отец Антонин почти три десятилетия трудился для того, чтобы русские люди могли не просто посетить Святую землю, но почувствовать себя там как дома. Для этого он обустраивал купленные с большим трудом (из-за непонимания со стороны недальновидного начальства, конкуренции инославных, особенностей законодательства Османской империи и др. причин) участки с любовью и заботой, как будто это был его родной дом. Так появлялись на Святой земле островки Святой Руси. Любовь и благоговение к Святой земле и находящимся там святыням отец Антонин пытался привить и русским паломникам. Казалось бы, разве может случиться так, что у православных паломников отсутствует благоговение и любовь к святыням? Оказывается, может. Как Церковь состоит не из одних святых, но и из грешников, лишь стремящихся к спасению, так и на Святую землю попадали самые разные люди. Нередко они несли в себе худшие привычки русского человека. Архимандрит Антонин не забывал обличать, увещевать, наставлять, чтобы имя русского человека стало на православном Востоке синонимом истового благочестия, а не «притчей во языцех». Поэтому благодаря отцу Антонину паломники из России не чужие на Святой земле, и Святая земля для многих из них не чужое место. Для популяризации его памяти по большому счету нужно возрождение веры, что невозможно без Святой земли, без живых примеров конкретных людей. Отец Антонин как раз один из таких идеалов, показывающий своей жизнью, как человек может совместить разные интересы — и научные, и практические — с настоящей верой. Он — образ православного человека. Но, с другой стороны, пример отца Антонина может быть действенным только для тех, кто сможет и захочет увидеть в нем что-то родное и близкое.  Поэтому необходимо говорить, напоминать, рассказывать, действовать по-евангельски: надо сеять, а как семя взойдет — не нам решать. Надо проводить конференции и выпускать книги, статьи, фильмы. Но не нужно ждать, что статья выйдет и вера вдруг расцветет. Может, одного она коснется, а другого и нет. Надо относиться к этому со смиренномудрием и понимать, что у каждого человека свой путь к Богу и о каждом человеке у Бога Свой замысел. Отец Антонин, безусловно, вполне заслуживает того, чтобы о нем знали. А то получается как по поговорке: умного никто не знает, а дурака— вся деревня. Но ведь должно быть наоборот.
24 августа 2017 г. 10:30
Интервью
Святейший Патриарх и архимандрит Савва (Тутунов)
ЖМП № 11 ноябрь 2016 /  18 ноября 2016 г. 13:40
версия для печати версия для печати

Архиерей должен быть близок к своему духовенству и к народу

20 ноября Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу исполнилось 70 лет. Наш сайт публикует серию материалов, посвященных юбилею Предстоятеля Русской Православной Церкви. Кардинальные изменения административно-территориального устройства Церкви ― одно из главных преобразований, прошедших по инициативе и под руководством Святейшего Патриарха Кирилла за последние годы. По состоянию на середину октября общее количество епархий за последние пять лет выросло почти вдвое ― со 159 до 296. Только что образованные кафедры заняли недавно хиротонисанные архиереи, а система церковного управления получила новое, среднее, звено ― митрополии с митрополитами во главе. Несмотря на сравнительно небольшой срок, минувший с начала этих преобразований, их первые результаты уже очевидны. В интервью «Журналу Московской Патриархии» о них рассказывает заместитель управляющего делами Московской Пат­риархии архимандрит Савва (Тутунов).

Новый импульс для местных инициатив

― Ваше Высокопреподобие, как вам кажется, почему несколько лет назад Святейший Патриарх Кирилл решился на разукрупнение епархий? В чем главная причина реформы?

― Идея витала в воздухе, но для ее осуществления необходимы были известная воля и решимость, а также насущная потребность. Подтолкнули же к активным действиям решения Архиерейского Собора 2011 года, который сформулировал множество актуальных задач, важных для развития общинной жизни. Речь шла об увеличении количества действующих храмов, создании системы помощников благочинных и настоятелей, развитии воскресных школ и катехизации на приходах. Довольно быстро стало очевидно: все это невозможно без серьезной реформы административно-территориального управления. Очерченный круг проблем требует от правящего архиерея постоянного внимания, которого в прежней конфигурации просто не хватало. И уже в марте 2011 года оказались разукрупнены три первые епархии: Саранская, Ростовская и Екатеринбургская.

― Насколько успешно в целом идет этот процесс? Можно ли уже говорить о реальных результатах?

― Чем принципиально благословение правящего архиерея на какое-то действие отличается от решения благочинного? На «земле», чего греха таить, привыкли действовать с оглядкой. Да и в будничной работе глаз иногда замыливается, не видит необходимости свежих, новых шагов, которые не так давно поставленному архиерею очевидны. Иногда смотришь и понимаешь: то или иное конкретное новшество вполне можно было бы ввести на уровне благочиния. Но, согласитесь, когда на него благословляет архиерей ― это совсем другое дело. Действующий под эгидой Управления делами Московской Патриархии веб-портал «Приходы» (prichody.ru) сейчас запустил цикл публикаций о новых епархиях. Приведу всего один пример, описанный в этом цикле. В райцентрах Бежецкой епархии (это в Тверской митрополии) к реальному осуществлению социальных церковных проектов решили привлекать учащихся системы среднего профессионального образования ― колледжей, техникумов. Ребята на улицах раздают нуждающимся горячее питание, причем без излишней, как сказали бы в прежние времена, религиозной пропаганды. Можно было это сделать без епископского решения? Наверное. Но ведь не делалось…

Кроме того, отраслевые епархиальные отделы теперь взаимодействуют в новом формате с профильными подразделениями светской власти. В каждой епархии, как известно, действует отдел религиозного образования и катехизации. Выстраивая отношения с областным управлением или республиканским министерством образования, эти отделы, конечно, в идеале должны действовать скоординированно, синхронно. Поэтому вполне разумно, если архиереи митрополии под руководством митрополита «на берегу», еще до встречи со светскими чиновниками, договариваются об общем плане мероприятий. А вот в области храмостроительства или рукоположения клириков епископы, как правило, с митрополитами свои шаги не согласуют, поскольку это не требуется. Митрополит, конечно, может что-то посоветовать (особенно если пребывает на своей кафедре достаточно долго), но окончательное решение всё равно останется за правящим архиереем.Заметен успех реформы и в том, что касается взаимодействия церковных иерархов со светскими региональными властями. Появление архиерея в городе ― районном центре ― в корне меняет отношение местных чиновников к нуждам Церкви, к просьбам духовенства, к обсуждению проектов по соработничеству с государством. Общаясь с архиереем, руководитель районного уровня отчетливо понимает: выше его собеседника только Синод и Пат­риарх. И ему комфортно работать, осознавая, что принятое собеседником решение носит окончательный характер, не потребует дополнительной санкции, которую еще, быть может, придется дожидаться. Как следствие, огромный импульс для развития получили именно местные, региональные, инициативы на стыке церковной и общественной деятельности: в области духовно-нравственного просвещения, работы с молодежью, храмостроительства.

― Но ведь над возглавляющим епархию епископом поставлен митрополит, отвечающий за всё происходящее на территории своей митрополии. Разве не так?

― Конечно. Но в каноническом смысле у него нет иерархической власти над другими правящими (а не викарными) архиереями этой митрополии. Справедливости ради надо признать: в некоторых митрополиях это поняли не сразу. В отдельных случаях главы митрополий стремились расширить свои функции за счет излишнего контроля над деятельностью правящих епископов. В других случаях новые архиереи не желали учитывать опытные советы митрополита. Постепенно все тонкости взаимодействия внутри митрополий, в том числе предусматривающие особую координирующую роль митрополита, были урегулированы различными документами высшей церковной власти. Об этом внимательно заботился Святейший Патриарх Кирилл при помощи управляющего делами Мос­ковской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия.

― В любом случае «старая» епархия, кафедра которой находится в городе ― центре митрополии, вольно или невольно превалирует над новыми. Хотя бы в силу того, что в областном или республиканском центре сосредоточены финансовые потоки всего субъекта Федерации. Как это урегулировать?

― Конечно. Но и подобные моменты возможно регулировать «вручную» ― например, при определении границ новосоздаваемых епархий. Так, при разукрупнении бывали ситуации, когда митрополит Варсонофий лично настаивал на ином начертании границ новых епархий по сравнению с предлагавшимися. Хотел бы напомнить: мы всего лишь на шестом году реформы, и ситуация с теми или иными географическими пределами новых епархий постепенно будет утрясаться. Вот, скажем, сначала в Ярославской митрополии путем выделения из одноименной епархии была образована Рыбинская епархия. И уже позднее, в конце прошлого года, еще одна новая кафедра появилась в Переславле-Залесском. Жизнь не стоит на месте, поэтому некоторые решения, даже такие принципиальные и важные, приходится корректировать.

― Вы упомянули о том, что границы образуемых епархий предлагаются снизу. Но разве их не чертят заранее здесь, в Москве?

― Нет, так было только в самом начале процесса. Сейчас инициативы как по разукрупнению старых епархий,
так и по границам новых исходят с мест.

Объехать за год

― Существует ли какой-то общецерковный регламент во взаимоотношениях возглавляющего митрополию митрополита и занимающих епископские кафедры в этой митрополии архиереев?
― Разумеется. Он исчерпывается утвержденным Синодом Положением о митрополии, которое оговаривает основные вопросы подобного взаимодействия. Например, в случае нестроений в митрополии митрополит имеет право докладывать Патриарху об особенностях возникших коллизий. Такие случаи бывали. Но главы митрополий этим своим правом не злоупотребляют, и понятно почему. Если по каждому подобному эпизоду обращаться к священноначалию, возникает вопрос: а почему конфликт нельзя разрешить на месте?

― Каким вам видится оптимальное количество приходов в епархии на современном уровне развития Церкви?

― С высокой трибуны никто никогда какую-либо обязательную цифру не озвучивал. Думаю, это такое число приходов, которые правящий архиерей способен посетить за год. То есть ― конечно, с учетом местной специфики, развитости инфраструктуры и степени освоения территории ― до сотни приходов.

― Как вам кажется, с каким этапом исторического развития и какой именно Поместной Церкви уместно было бы сравнить нынешнюю ситуацию с административно-территориальным делением в Русской Православной Церкви? Что из церковной истории она более всего напоминает?

― Наверное, первое византийское тысячелетие. Напомню: изначально Русская Церковь была одной из митрополий Константинопольского Патриархата, а это предусматривало иную систему управления. С обретением сначала автокефалии, а затем и патриаршества наша Церковь ту модель не изменила. Конечно, постепенно, с расширением Российской империи, количество кафедр росло ― от нескольких в самом начале до нескольких десятков накануне революции, но их границы в целом совпадали с административным делением между губерниями. Поэтому нынешняя ситуация с географическим дроблением ― как с количеством епархий, так и с их компактностью ― беспрецедентна для нашей Церкви. В древних Патриархатах Востока средняя епархия традиционно была небольшой, и епископа нередко ставили в каждом значимом городе. Мы сейчас движемся в этом направлении.

«Церковную бюрократию не плодим»

― Можно ли сказать, что реформа уже подошла к решению каких-то задач не только на региональном, но и на общецерковном уровне?

― Разукрупнение епархий физически приближает правящего архиерея к приходам и к возглавляющим их настоятелям. Раньше владыка отвечал за весь регион, притом что некоторые области и республики в составе России так велики, что их только по воздуху и можно облететь. Теперь же епископ нередко сам садится за руль и объезжает вверенную ему территорию. О необходимости добиться этого, кстати, еще на заре преобразований говорил Святейший Патриарх Кирилл. Растет число священников и количество приходов, где Божественная литургия совершается как минимум еженедельно. Это тоже происходит не по каким-то разнарядкам, а в силу естественного процесса. Новопоставленный епископ прибывает в недавно созданную епархию и видит: священнослужителей маловато. Из областного центра эта периферийная территория прежде, быть может, столь хорошо не была заметна, а тут проблема налицо, и владыка приступает к ее разрешению. Опять же занимающий архиерейскую кафедру в районном центре епископ глубже знает вверенную ему территорию, прекрасно понимая, в каких селах необходимо строить новые храмы, а где достаточны регулярные визиты священника.

― Как известно, любая административная реформа в государственном управлении, по крайней мере на первом этапе, приводит к количественному росту чиновничества. Подтверждение этому мы находим и в новейшей истории России. Насколько, по вашим оценкам, вырос управленческий аппарат в Церкви из-за укрупнения епархий?

― Не столь значительно. Для успешной работы епархиальной канцелярии на первых порах обычно достаточно заведующего и секретаря-референта. Также, поскольку образовывается новое юридическое лицо, назначается бухгалтер, который, впрочем, нередко совмещает работу с бухгалтерией кафедрального храма. Как правило, руководителями профильных отделов в новообразованных епархиях назначают настоятелей храмов, которые если и берут в помощники квалифицированных специалистов, то зачисляют их в штат приходской структуры. Гораздо хуже, если новоиспеченные заведующие отделами воспринимают эту свою должность как некий факультатив, седьмое или восьмое по важности послушание. И всё же в нынешней ситуации это редкость.

― Отслеживает ли ваше управление, насколько эффективно работают только что созданные епархии? Бывает, что с момента учреждения кафедры в том или ином городе минуло месяцев восемь, а у епархиального управления ни сайта с актуальной информацией, ни заведующих отделами еще нет.

― Мы, конечно, пытаемся отслеживать эту ситуацию, главным образом по епархиальным годовым отчетам. Но эти документы положено представлять через год с момента создания новой епархии. Для регистрации же в государственных органах епархиальному управлению необходимы юридический адрес, расчетный счет, руководитель (то есть правящий архиерей) и главный бухгалтер ― вот, по сути, и все требования светской власти. Но замечу: сайт с обновляемой информацией ― не наш профиль. Эта сфера всё же находится в компетенции Отдела по взаимодействию с обществом и СМИ. Точно так же за назначением руководителей епархиальных отделов наблюдают профильные синодальные отделы. Разумеется, бывает, на местах банально не хватает квалифицированных кадров. Но над этим комплексом вопросов не прекращается планомерная, я бы сказал, долгоиграющая работа.

― Раскройте секрет: как подбираются кадры для поставления в архиереи? Ведь сейчас ежегодно архиерейская хиротония совершается над десятками священнослужителей!

― Никакого секрета тут нет. Кадры для поставления во епископы чаще всего предлагают главы митрополий (как вариант ― будущих митрополий). Управляющий делами Московской Пат­риархии встречается с каждым кандидатом и докладывает свое мнение Святейшему Патриарху Кириллу, после чего тот уже сам встречается с кандидатами. На этих этапах многих отсеивают. Окончательный отбор проходит уже на заседаниях Синода, и здесь также идет отсев. Да, процесс поиска кандидатов в епископы нелегкий. Ведь будущий архиерей обязан иметь и опыт административного управления, пусть хотя бы первоначальный, и хорошее образование. Иногда, кстати, достойных представителей «делегирует» и «белое» священство, причем не только вдовые батюшки. Так, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий и его супруга, прожив долгую совместную жизнь, по обоюдному согласию приняли монашество, а затем уже владыка был избран в архиереи. Сейчас его епархия, кстати, на очень хорошем счету.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Созидая новые епархии, мы выполняем решения Поместного Собора 1917–1918 годов

Как мы знаем, Русская Церковь до обретения автокефалии была митрополией Константинопольского Патриархата, причем одной из последних митрополий, хотя по размерам была больше, чем весь Константинопольский Патриархат. Когда же Русская митрополия стала автокефальной, ее административное деление сохранилось. У нас не появилось митрополий, подобных тем, что были на Востоке; и деление на епархии было очень крупным. И когда в 1917 году начался Поместный Собор Русской Православной Церкви и был избран Патриарх Тихон, то одной из первых задач, поставленных перед Церковью, стало увеличение количества епархий и создание митрополий. Несомненно, со временем так бы и произошло. Следует отметить, что после 1927 года, когда удалось если не нормализовать положение Церкви, то хотя бы формально легализовать церковное управление, заместитель Патриаршего местоблюстителя, фактический глава нашей Церкви митрополит Сергий (Страгородский) рукоположил такое большое количество архиереев, какого не было даже до революции, и это было не следствием личного волеизъявления владыки Сергия, а осуществлением решений Поместного Собора.

И вот сегодня мы снова обращаемся к этим мудрым решениям Поместного Собора 1917–1918 годов не для того, чтобы ослабить власть архиерея, не для того, чтобы ограничить его материальные возможности, а для того, чтобы вернуться к первоначальному церковному устройству, которое давало архиерею возможность быть действительно близким к своему духовенству и к своему народу. А что значит близким? Это значит, что архиерей должен знать всех своих священников, он должен знать, чем они дышат, какое у них настроение, какое у них положение в семье, какое у них образование. Он должен точно знать, что происходит на каждом приходе: есть ли там какое-то развитие или нет, служит ли священник ревностно или, простите, больше всего о деньгах думает, восстанавливаются храмы или нет, собирается молодежь или нет, совершаются дела благотворительности или нет, издаются приходские издания или нет ― каждый архиерей должен всё это знать и видет.
21 августа 2011 г.

Ориентироваться в новых епархиальных границах помогут атлас, настенная и электронная карта приходов

Максимально полную информацию о приходах и о новом административно-территориальном делении Русской Православной Церкви содержат три новых картографических проекта. Два из них ― атлас и карта «Православная Россия» ― представляют собой полиграфические издания, третий ― электронная карта ― доступен на официальном сайте Московского Патриархата patriarchia.ru.
«По данным Министерства юстиции РФ, Русская Православная Церковь ― наиболее динамично развивающаяся религиозная организация страны, ― рассказывает директор Центра “География религии” при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Роман Силантьев. ― За шесть лет количество ее официально зарегистрированных организаций увеличилось на четверть. Для сравнения: аналогичный прирост у старообрядцев, буддистов, мусульман и верующих Армянской Апостольской Церкви составил лишь пятую часть. Похоже, достигнутый темп роста в ближайшее время сохранится (сейчас доля православных религиозных организаций достигла трех пятых, тогда как полтора десятка лет назад была меньше половины), что как раз и стимулирует создание новых епархий».Все эти изменения административно-территориального устройства отражены в карте и атласе, изданных картографическим информационным центром «ИНКОТЭК». Карта «Православная Россия» ― настенная. Для удобства графического восприятия вся территория страны на ней разделена на федеральные округа. Внутри каждого из них разным цветом показаны митрополии и епархии, а также диаграммы статистического соотношения представителей всех традиционных для России конфессий.Атлас содержит гораздо больше информации. Здесь представлены все храмы в юрисдикции Московского Патриархата на планете. Кроме того, приводятся укрупненные планы городов, где действуют православные церкви. Как карту, так и атлас покупатели могут заказать на сайте изготовившей их компании. Атлас стоит 25 тыс. рублей, карта ― гораздо дешевле, 3 тыс. рублей. Пока что издано всего около сотни экземпляров, но компания обещает допечатывать свою продукцию небольшими партиями по мере поступления заказов.
Электронная карта, наоборот, полностью некоммерческая. Частично ее удалось создать на средства, полученные в рамках международного грантового конкурса «Православная инициатива». При желании прямую динамическую ссылку на карту можно поставить на любом другом сайте при помощи простого скрипта или копирования программного кода. Более того, реализованный интерфейс продукта предполагает его размещение на различных картографических основах (например, на подложках «Яндекс» или «Гугл»). Работающая пока что в режиме бета-версии и уточнения данных, карта аккумулирует информацию о 18,5 тыс. приходов Русской Православной Церкви по всему миру.«Наша задача заключалась в создании сложной системы фильтров, помогающих получать пользователю необходимую информацию о том или ином храме, ― говорит заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. ― Например, можно увидеть все храмы в границах той или иной территории, выделить среди них действующие и строящиеся, а также оборудованные пандусами для инвалидов-колясочников».Кроме того, отдельными кнопками выделена функция «Вокруг меня» с информацией в зоне шестикилометрового радиуса от пользователя, а также текущая ситуация с автомобильными пробками, построение маршрута до цели и время в пути (причем как на автомобиле, так и пешком).







18 ноября 2016 г. 13:40
Ключевые слова: Патриарх Кирилл
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Больше, чем игра
Как развить в детях интерес к основам православной культуры? Что сделать, чтобы знания на уроках ОПК не забывались за школьными дверями, а пробивались живыми ростками веры и воспитывали бы юную душу? Эти важные вопросы ставит перед православными педагогами и духовенством епархии митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Ответы на эти вопросы, еще будучи школьным учителем, искал и клирик Петропавловского храма Симферополя, а ныне его настоятель и секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин. И решил, что лучшее средство — это коллективная игра, сочетающая интригу, интерактив, стремление к творчеству и, конечно, прекрасные призы. В этом году исполнилось 10 лет, как игра-конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» впервые вышла на крымском телевидении.
1 сентября 2017 г. 11:54
Епископ Шадринский и Далматовский Владимир: Наша задача – знать архимандрита Антонина и достойно почитать его память
На родине архимандрита Антонина Капустина, в с.Батурино сегодня проходят торжества, посвященные 200- летнему юбилею создателя Русской Палестины. Участие в них принял Святейший Патриарх Кирилл, который с Первосвятительским визитом посещает в эти дни Курганскую митрополию. Как стало известно корреспонденту ЖМП, неравнодушные к памяти своего земляка жители Шадринского района Курганской области поставили бронзовый бюст отцу Антонину возле Преображенского храма, где служили отец и дед архимандрита Антонина Капустина, и хотят создать в Батурино музей для увековечивания его памяти. О том, каким ему видится будущее Батурино, сможет ли мало привлекательное село стать одним из центров паломничества, рассказал корреспонденту ЖМП епископ Шадринский и Далматовский Владимир.
25 августа 2017 г. 16:40
Соловецкое соло
Видавшая виды чешская стальная «птичка» Л-410 после получасового прогрева двух моторов, натужно подвывая двигателями, отрывается от полосы и берет курс на северо-запад. Условное багажное отделение — тут же, в салоне. Страховочной сеткой прикрыты несколько баулов и коробки с вермишелью. Владельцы этого сокровища — пятеро соловчан в иноческих одеяниях. Полностью заполнены и остальные кресла: кроме меня тут пара паломников-архангелогородцев, местная жительница интеллигентной внешности и неопределенного возраста инженер-проектировщик с ноутбуком под мышкой. Вообще-то на борту есть и 11-е пассажирское место, но здесь оно предназначено для штурмана. Через полчаса полета над Онежским заливом тот привстает и, напряженно всматриваясь в сереющую даль, принимается оживленно жестикулировать вместе с сидящими впереди пилотами. Вскоре воздушное судно тормозит у сарая с гордой, еще явно советской, вывеской «Аэропорт».
25 августа 2017 г. 15:30