iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Первенство как политический институт
Восемнадцатого ноября, в день избрания святителя Тихона на Патриарший престол, свой 30-летний юбилей празднует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет — крупнейшее учебное заведение Русской Православной Церкви. За тридцать лет университет закончили более пятнадцати тысяч человек.  Среди них 16 архиереев, более 1000 священников и 150 монашествующих. ПСТГУ также является крупнейшим церковным научным центром, в котором трудятся член-корреспондент РАН, два члена-корреспондента РАХ, 45 докторов наук и 203 кандидата наук. В Свято-Тихоновском университете преподают и занимаются наукой первый кандидат теологии в России протоиерей Павел Хондзинский, первый доктор теологии протоиерей Олег Давыденков и первая в России женщина — доктор церковной истории профессор Наталья Юрьевна Сухова. Статья кандидата исторических наук, доцента кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующего лабораторией исследований церковных институций священника Павла Ермилова посвящена генезису  одного из актуальных в православном богословии вопросов — о первенстве в Церкви. PDF-версия.
12 декабря 2022 г. 17:00
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00
«Введение в арамеистику и сирологию»
В Центре Императорского православного палестинского общества в Москве 10 марта 2023 года прошла презентация серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии. Соорганизаторами мероприятия выступили Московская духовная академия, ИППО и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Идея «Корпуса христианских текстов и исследований» как Приложения (Supplementum) к журналу МДА «Библия и христианская древность» заключается в подготовке ориентированного на русскоязычного читателя издания текстов отцов и христианских писателей Церкви. Данный проект предполагает работу с рукописями оригинального текста, который сопровождается переводом, вводной статьей (исследованием), комментарием, индексами и словарем терминов с использованием всего имеющегося на данный момент научного отечественного и зарубежного исследовательского материала. Среди представленных работ было исследование кандидата филологических наук Армана Егишевича Акопяна «Введение в арамеистику и сирологию», выпущенное в свет издательством Московской духовной академии в серии «Современные переводы и исследования». «Журнал Московской Патриархии» попросил автора рассказать о его книге.  PDF-версия.
23 мая 2023 г. 16:30
Интервью
обложка книги  Виктора Тростникова "Бог в русской истории"
ЦВ № 15-16 (388-389) август 2008 /  16 августа 2008 г.
версия для печати версия для печати

Обрести бога в родной истории

Апологетика — богословская дисциплина, которая решает задачу защиты христианской веры и разумного обоснования ее истинности. В последние десятилетия в связи с бурным развитием новых направлений науки особое значение приобрел один из разделов апологетики, находящийся на стыке гуманитарных и естественно-научных дисциплин, — «научная апологетика». Издательский Совет Русской Православной Церкви подготовил к печати книгу известного ученого и философа Виктора Тростникова «Бог в русской истории». Мы обратились к автору с  просьбой рассказать о своей новой работе.

— Виктор Николаевич, по образованию вы математик. Тем не менее, уже почти тридцать лет вы занимаетесь научной апологетикой. Как вы пришли к этому?

— Действительно, первые тридцать лет моей профессиональной деятельности я посвятил точным наукам. Но в конце семидесятых меня потянуло к осмыслению более универсальных проблем бытия. Этот поворот к философии и богословию ознаменовался выходом в 1979 году моей первой книги на эту тему — «Мысли перед рассветом» (сегодня этих книг уже пять, и та, о которой мы говорим, будет шестой).

Научная апологетика — это оправдание веры знанием. Я постарался показать, что современная наука не только не доказывает, что Бога нет, но и дает обильный материал, позволяющий при беспристрастном истолковании обнаружить Его присутствие. Я делал это, опираясь, в основном, на данные физики. Уже когда книга была издана, я узнал, что выполнял завет Владимира Соловьева, тоже начавшего свою просветительскую деятельность с апологетики. После увлечения материализмом в семнадцатилетнем возрасте он вновь обрел утраченную детскую веру, и его целью стало предоставление людям таких бесспорных научных аргументов в пользу существования Бога, что не принять Его смогли бы только те, кто, вопреки очевидности, не хотели этого.

После предъявления таких доказательств, как полагал Соловьев, атеистов по заблуждению, по недоразумению и по незнанию уже не будет, и безбожниками останутся только люди злой воли, сознательно воюющие против Творца. Ярким историческим примером такого безбожия может служить французский социалист Прудон, который писал: «Я ненавижу тебя, бог, и не успокоюсь, пока не сделаю твое имя посмешищем дл всего света». Странный атеизм, не правда ли? Если ты не веришь в существование Бога, то как ты можешь Его ненавидеть? 

— Как вы представляете своего читателя? К кому вы обращаетесь в своих книгах?

— Все мои книги обращены к людям доброй воли, которые, возможно, заблуждаются или находятся под влиянием атеистической литературы. Также я пишу для тех, кто уже встал на путь веры, но хочет в ней укрепиться. Таких людей достаточно много, но если бы моя аудитория состояла всего из десяти человек, я все равно считал бы годы, отданные апологетике, потраченными не напрасно.

— Чувствуете ли вы сегодня необходимость в развитии научной апологетики? Встречает ли ваше служение сопротивление во внешнем мире?

— Малое христианское стадо находится во враждебном окружении. Это нам необходимо ясно понимать, не строя никаких иллюзий. Господь сказал ученикам: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15, 20). С другой стороны, тот, кто хочет свидетельствовать о Христе, должен помнить, что по Его обетованию Православную Церковь врата ада не одолеют.

Научную апологетику  необходимо не просто продолжать, но и развивать, поднимая на более высокий уровень доказательности и убедительности. И к тому имеются ныне хорошие возможности, которых еще недавно не было. Их создает сама наука: она неожиданно стала давать обильный материал, который при честной интерпретации может служить утверждению христианского учения о Боге, мире и человеке. Сегодня оправдывается тезис Френсиса Бэкона: «Малое знание уводит от Бога, большое знание к Нему возвращает».

— Что вы имеете в виду?

— «Малое» научное знание XIX века весьма умело использовалось богоборцами для насаждения материализма. Эту идеологию они внедряли в общественное сознание поэтапно. Первым этапом было «изгнание» Бога из астрономической вселенной. Надо было «доказать», что она не создана Творцом, а возникла «сама собой». Убедить в этом своих современников взялся знаменитый математик Пьер Лаплас, выдвинувший гипотезу, которая объясняла происхождение Солнечной системы из первичного газового облака под действием одних «законов природы» без всякого вмешательства Бога.

Вторым этапом стало «изгнание» Бога из живой природы — эту миссию взял на себя Чарльз Дарвин, утверждавший, что разнообразие видов возникло в результате «естественного отбора», а не так, как об этом сказано в Библии.

Следующий шаг — «изгнание» Бога из человеческой истории. Здесь особенно отличился Карл Маркс с теорией о законе социального развития, заставляющем людской род проходить одну за другой некие «формации», каждая следующая из которых совершеннее предыдущей по производству материальных благ.

— Очевидно, вам пришлось в ваших апологетических исследованиях отвечать на эти вызовы атеистической науки?

— В моих предыдущих книгах я старался по мере сил «вернуть» доказательства присутствия Бога во все те сферы бытия, откуда их вытеснили материалисты XIX и XX веков, но одна область оставалась мною незатронутой, а именно история. Для убедительной апологетики у меня тут просто не хватало знаний — ведь я по своему образованию математик. Но я все время чувствовал, что Бог открывается в историческом процессе особенно явно, надо только внимательно вглядеться в этот процесс. И я начал систематически изучать историю.

По мере углубления в исторический материал я увидел, что мое предчувствие было верным: по руслу времени народы направлялись не «законами социального развития», а Божьим Промыслом. Особенно это относится к России, которую не напрасно называют «богохранимой». Обрести Бога в родной истории было для меня такой радостью, что я не мог не поделиться ею со всеми «алчущими и жаждущими правды». Это я и делаю в своей новой апологетической работе «Бог в русской истории».

Евгения Арсеньева
16 августа 2008 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи