![]()
Молитва на краю света Архипелаг Шпицберген находится в Северном Ледовитом океане и принадлежит Норвегии. Согласно международному праву, Россия также имеет там свои интересы, занимаясь угледобычей и научными исследованиями в сфере геологии, археологии и гляциологии. В русском поселке Баренцбург живут шахтеры, ученые и обслуживающий всю инфраструктуру персонал. Здесь есть домовый храм, часовня и небольшая община, которая по воскресеньям собирается на совместную молитву. И каждый приезд священника для них значимое событие. Настоятель прихода преподобной княгини Анны Новгородской в Тронхейме (Норвегия) священник Александр Волохань рассказал о своей недавней поездке на Шпицберген "Журналу Московской Патриархии".
8 июля 2020 г. 12:01
Жизнь по Евангелию 8 октября 2019 года архимандриту Кириллу (Павлову), одному из самых почитаемых пастырей наших дней, исполнилось бы 100 лет. К этой памятной дате в издательстве Троице-Сергиевой лавры приурочен выход книги, в которой воспоминаниями о старце поделились его духовные чада — пастыри и архипастыри Русской Православной Церкви. Им выпало счастье жить под духовным руководством отца Кирилла в святой обители. Материал для книги собирался в течение 10 лет. Юбилей отца Кирилла — это еще один прекрасный повод вспомнить о человеке, сохранившем преемственность традиции старчества в современном монашестве. PDF-версия.
23 декабря 2019 г. 14:31
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий: Нужно уметь давать человеку надежду Один из старейших иерархов Русской Православной Церкви, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, глава Воронежской митрополии, в августе нынешнего года отмечает 70-летие со дня рождения. На страницах нашего журнала владыка делится с читателями воспоминаниями о своем жизненном пути, работе в международных христианских организациях за границей, организации и становлении деятельности Синодального отдела по социальному служению и церковной благотворительности, а также рассказывает о современной жизни Воронежской митрополии. PDF-версия.
23 августа 2019 г. 11:52
Митрополит Калужский и Боровский Климент: Молиться и созидать Митрополит Калужский и Боровский Климент почти не расстается с компьютером и забыл, что такое отпуск. Его график работы поражает своей плотностью, а география командировок — разнообразием направлений. Как и разнообразие сфер, в которых владыка задействован: и образование, и экономика, и издательское дело, литература, искусство и даже роботизация. Как митрополиту Клименту удается совмещать окормление калужской паствы с другими послушаниями, он рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» накануне своего 70-летия. PDF-версия.
21 августа 2019 г. 12:10
Сила пастырской молитвы Духовник гродненской епархии протоиерей Андрей Бондаренко - о том, как наладить доверительные отношения с исповедниками PDF-версия
26 июля 2019 г. 14:59
Вера в отпуск не уходит Россияне все чаще для летнего отдыха выбирают отечественные морские курорты. Статистика свидетельствует о приросте в летний сезон выкупленных «под ключ» внутренних туров, количества бронирования отелей на Черноморском побережье, потоке «диких» туристов. Среди всех этих отдыхающих есть и православные верующие, на время отпуска отдаляющиеся от родного прихода и привычного ритма богослужений. Где найти им духовное окормление, как изменяется летом состав «курортных» приходов и с какими характерными особенностями сталкиваются их настоятели, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал настоятель храма во имя преподобного Серафима Саровского в Анапе протоиерей Александр Карпенко. PDF-версия
31 мая 2019 г. 18:50
Исповедь — зона риска для пастыря Исповедь — это основное и иногда единственное место и время встречи священника с кающимся человеком. Именно здесь искусство диалога, слышания и слушания, понимания и сострадания востребовано как никогда. Священнику необходим трезвый и опытный ум, знание психологии и понимание духовных основ жизни личности, чтобы сохранить собственный душевный мир и помочь ближнему. Как это сделать, советует известный православный психолог, преподаватель факультета психологии Российского православного университета святого Иоанна Богослова и ректор Института Христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус. PDF-версия.
21 января 2019 г. 14:20
Восстанавливая церковь, воссоздаешь собственную душу Казанский храм подмосковного села Хомякова, что в полутора десятках километров от Сергиева Посада, стоит прямо на так называемой второй бетонке — дороге А-108 вокруг российской столицы. После того как на МКАД перекрыли большегрузный транзит, это внешнее кольцо превратилось в весьма оживленную автомагистраль. К интенсивному движению легковых машин и рейсовых автобусов добавился мощный поток фур. Не так-то легко перейти дорогу к храму, особенно если учесть, что светофор у автобусной остановки не предусмотрен. Но четверть века назад, когда будущий настоятель протоиерей Лев Шихляров здесь оказался впервые, эти места, по его словам, выглядели совсем иначе.
22 ноября 2017 г. 14:50
Митрополит Волынский и Луцкий Нифонт: У каждого времени свое испытание веры Когда 20 лет назад сторонники «Киевского патриархата» в Луцке силой захватывали храмы, калечили и порой до смерти избивали священников, злословили на церковную иерархию, на эту кафедру был назначен молодой епископ Нифонт. Православные верующие сплотились вокруг правящего архиерея, который своими проповедями и молитвой поддерживал их дух.
24 марта 2017 г. 14:35
Мы идем и молимся за всех, и верующих и не верующих На Украине проходит Всеукраинский крестный ход во имя мира, любви и согласия. 3 июля из Свято-Успенской Святогорской Лавры вышла первая группа молящихся, а 9 июля им навстречу из Свято-Успенской Почаевской Лавры — вторая. По разным оценкам всего в крестном ходе участвует от 5 до 10 тысяч человек. Впереди шествия верующие несут чтимые иконы Божией Матери, соответственно «Святогорскую» и «Почаевскую».
15 июля 2016 г.
|
![]()
20 августа 2012 г.
Иеромонах Макарий (Маркиш): Чудо неотделимо от личностного бытияСвященное Писание и Предание Православной Церкви предостерегают от неразумного поиска мистических сверхъестественных явлений. Но свойственное современному человеку стремление к ярким впечатлениям часто уводит от трезвого восприятия действительности. Известный публицист, преподаватель Иваново-Вознесенской духовной семинарии иеромонах Макарий (Маркиш) рассказывает читателям ЦВ о том, как на обыденном, бытовом уровне объяснить и упорядочить "чудесные" явления. - Отец Макарий, с вашей точки зрения, что такое чудо? - Очень верно задан вопрос: "С вашей точки зрения...". Не спрашивают ведь: "С вашей точки зрения, что такое гашеная известь, гречневая каша или гипергеометрическая функция распределения?" Чудо – это Божие слово, сказанное мне особенным, нехарактерным для этого мира образом. С вашей точки зрения – соответственно, сказанное вам. А ложное "чудо" – это слово дьявола, замаскированное под чудо. - Какие явления можно отнести к разряду чудес? - Вопрос так ставить можно, если строго ограничить себя материальными сторонами нашего бытия. Сюда относится появление каких-то изображений, обновление икон и других предметов, метеорологические явления, как, например, облако на горе Фавор в день Преображения, Благодатный огонь в храме Гроба Господня, и др. Смысл исследований таких явлений – прежде всего дисциплина нашего разума и ясность нашего зрения, способность сказать "да" и "нет" там, где это возможно, и сказать "не знаю" там, где проходимцы стремятся напустить псевдонаучный и псевдорелигиозный туман. - То есть отношение к чуду всегда субъективно? - Я отвечу так. Сфера положительного знания, также именуемого научным, естественно-научным, формальным и т.п., характеризуется объективностью, то есть независимостью от личностей, участвующих в процессе познания. Если безбожник скажет, что 2х2=4 или 2х2=5, эти высказывания будут столь же истинными или ложными, как если бы они исходили из уст святого. Но совсем не так бывает в познании нематериального мира. Контакт с нематериальным, духовным миром в той или иной мере всегда субъективен. В той же самой мере он и нравственно поляризован, ориентирован по оси "добро – зло", поскольку категории добра и зла присущи именно нематериальному миру. "Слово бо крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть" (I Кор. 1, 18), – и мы ничуть не удивляемся, что один и тот же факт оказывается безумием для одних и животворящей силой для других. Подобных примеров не счесть ни в сфере собственно религиозной, ни в этическом или психологическом контексте: "Истина не доказуется, а показуется", "Истину невозможно узнать, ее надо выстрадать", и т.п. Так или иначе, здесь всегда налицо субъективный фактор, всегда участвует конкретная личность с ее судьбой, нравственными особенностями и духовными задачами. Если же мы отрицаем нематериальную реальность, то и само понятие о чуде теряет всякий смысл, чудо неотделимо от личностного бытия. И для участника чудесного события последнее в той или иной мере есть акт межличностного общения. - Общения – с кем именно? - Личностных существ нам известно не так уж много: Бог (и послушные Ему силы невидимого мира, ангелы), силы невидимого мира противоположного свойства (бесы) и человек. Исходя из этой трихотомии самоочевидно различение "истинных" и "ложных" чудес; для этого лишь надо учесть, что "субъект № 3" – человек – всегда находится под воздействием первых двух. Не следует делить всех участников чудесных событий на "святых" и "колдунов", но надо помнить, что предпочтение Богу или дьяволу определяется актом воли человека: становясь рабами Божиими, мы освобождаемся от власти зла, а в поисках свободы от Бога становимся рабами сатаны. Разумеется, глубина и значимость личностного измерения чуда может широко варьироваться в зависимости от множества факторов. Голос может звучать тише или громче; внешние помехи могут заглушить или исказить его; слух человека может быть более или менее острым; внимание – более или менее сосредоточенным. - Но если чудо субъективно, есть ли смысл в исследовании объективных, материальных сторон чудесных явлений? - Смысл безусловно есть, и очень глубокий. Здесь будет уместно вспомнить знаменитый тезис Витгенштейна: "Всё, что можно высказать, можно высказать ясно, а о чем говорить нельзя, о том следует молчать". Если учесть, что молчание ("исихия") представляет собою высшую форму индивидуальной молитвы, самое трезвое предстояние души пред лицом Господа, получаем вполне ясную характеристику православного отношения к чуду. - В Священном Писании термины θαυμα, τερας, σημειον ("чудо", "знамение") применяются к событиям и явлениям как небесного, так и сатанинского происхождения... - Однако же, если посмотреть глубже применяемой лексики, нетрудно обнаружить всё тот же принцип оценки чудесного. Например, в 24-й главе Евангелия от Матфея читаем: "Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных" (Мф. 24: 23-24). Уже здесь очевидно личностное измерение чудесных явлений: субъект, производящий их, как и объект их целеполагания. Но этого мало: несколькими стихами выше Спаситель описывает ситуацию именно в личностных терминах: "Будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь". Итак, зло и грех, ненависть и утрата любви, – вот евангельская характеристика "ложных чудес". - Как же сам человек может разобраться в природе чуда, если оно ему встретится? - Ответ понятен каждому здравомыслящему человеку. В обиход современной гносеологии он был внесен А.С. Хомяковым: "Мудрость, живущая в тебе, не есть тебе данная лично, но тебе, как члену Церкви, и дана тебе отчасти, не уничтожая совершенно твою личную ложь; дана же Церкви в полноте истины и без примеси лжи. Посему не суди Церковь, но повинуйся ей, чтобы не отнялась от тебя мудрость" ("Церковь Одна"). Церковь - коллективный субъект, таинственное Тело Христово. Мы способны адекватно воспринять чудо лишь постольку, поскольку мы сохраняем общение с Церковью, а вне этого общения – неспособны. Если истинное чудо – это средство общения Бога с человеком, а ложное – такое же средство для дьявола, то именно Церковь предоставляет нам возможность для первого и защиту от второго. Ни "верующий человек", видевший чудо или свидетельствующий о нем, ни местоположение (храм, алтарь), ни характер предметов (икона, крест, Евангелие) никак не заменяют собою соборного церковного разума. - А может ли верующий человек стать свидетелем чуда ложного? - Недавно мне пришлось столкнуться с такой ситуацией. Журналист, молодой и физически здоровый человек, но во всех отношениях далекий от Церкви, сообщает мне о таинственном и зловещем событии: "Я повернул голову назад и увидел тень, но ясно рассмотреть ее не смог. Контур напоминал человека. Затем я как будто оглох, затем понял, что не могу пошевелиться, как парализован. А затем я ощутил немыслимый страх и холод внутри. Я сам человек не из пугливых, могу за себя постоять, но тут мне стало настолько страшно, что я стал звать на помощь, но вместо крика только мямлил "Помогите..." Что это было?" Автор изумлен и напуган; ничего подобного он никогда не испытывал и себе не представлял; он делится своим опытом как чем-то экстраординарным, необъяснимым и чудесным – хотя и ужасным. Мне же оставалось ответить ему буквально словами Толстого: "Чуда не вижу я в том... Обычная бесовщина". Бывает ли такое с верующими? Почему бы и нет... Разница проявляется не в самом явлении, а в его оценке: неверующего оно лишает покоя и мира в душе, терзает загадкой, мучает тайной; мы же смотрим на такие вещи спокойно, индифферентно и, в общем-то, без интереса. Единственное, что заинтересовало бы христианина в подобном случае – это его собственные личные особенности (грехи), которые могли спровоцировать страшные и необъяснимые вещи. - А какова вероятность "столкновения" с чудом? - Чтобы говорить о вероятности, следует определить вероятностное пространство – ряд однородных, единообразных событий, будь то бросание игральной кости, выстрелы по мишени или всходы семян – что по самому существу противоречит сказанному выше о строго личной природе чуда. Поэтому вопрос о "вероятности" неуместен. И ждать (искать, требовать) чуда, конечно же, нельзя: "Род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего" (Лк.11:29-30). - Люди мечтают о чудесах, а о величайшем и в своем роде единственном Чуде – Воскресшего Христа, Его Тела и Крови – которое совершается ежедневно в храмах, забывают... - Помню, как летом прошлого года в России гостил архимандрит Иоаким из одного православного монастыря в штате Нью-Йорк. Он провел у нас много интересных и поучительных бесед; в одной из них он передал свой разговор с неким остро мыслящим скептиком, достаточно обычный для сегодняшнего дня: "Неужели вы верите в такое чудо, что у вас на престоле – Сам Бог?". "Да, без всякого сомнения" – отвечал ему отец Иоаким. "Но ваши прихожане, очевидно, не верят?..." "Разумеется, и они тоже верят". "Но тогда они, наверное, никогда не уходят домой из церкви!" "Почему?" "Послушаете, если бы я только мог поверить, что в алтаре, на престоле, Сам Господь Бог, - да я бы никогда не ушел из этого места!" Сказано это было в укор всем нам, за нашу теплохладность, привычное равнодушие к Таинству Евхаристии – укор, конечно, справедливый... Ведь мы: и я сам, и прихожане, все вместе, приобщаемся Ему, причащаемся, становимся частью новой, воскресшей, вечной, бессмертной природы! Мы входим в общение с Чудом и, выходя из храма, должны нести это Чудо в жизнь, в мир, тот самый мир, из любви к которому Бог восходит на Крест, и воскресает, и дает нам Себя Самого! В заключении своей ранней работы "Человек наизнанку: философия абсурда" иеромонах Серафим (Роуз) цитирует Альбера Камю: "Приходится выбирать между чудесами и абсурдом". Однако с таким выбором решительно не согласно подавляющее большинство публики XXI века: они с легкостью выбирают чудеса, оставляя у себя где-то в заднем кармане изрядный запас абсурда в той или иной форме. Поэтому я добавил бы другое предупреждение: "Выбрав чудеса, выбирайте дальше между Небом и адом".
20 августа 2012 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Его Святейшество архиепископ Печский, митрополит Белградо-Карловацкий и Патриарх Сербский Ириней Блаженной памяти Святейшего Патриарха Сербского Иринея 1930 – 2020
21 января 2021 г. 14:00
В Тронхейме состоялось освящение вод Норвежского моря и реки Нидельвы В канун праздника Крещения Господня, 18 января 2021 года, в Тронхейме состоялось ежегодное освящение вод Норвежского моря.
21 января 2021 г. 13:20
Митрополит Волоколамский Иларион: «Господь нам вверил Церковь, которая существует более тысячи лет» Интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата греческой газете «Катимерини». PDF-версия.
20 января 2021 г. 14:30
Светлые новости 2020 года Уходящий год запомнился тем, как люди Церкви — священнослужители и прихожане — объединились в молитве и труде. Совершали дела милосердия, активно помогали страждущим. Да, в карантинный локдаун несколько месяцев были закрыты храмы для прихожан, что для многих оказалось непростым испытанием. И все-таки в храмах не прекращались службы. И были в этом непростом году жизнеутверждающие новости. Вот некоторые из них. PDF-версия.
18 января 2021 г. 15:40
Взойти на Монахову гору Век назад отошел ко Господу первоначальник Никольского монастыря Оренбургской епархии игумен Зосима (Карцев). Именно он в начале XIX столетия обустроил на Монаховой горе за селом Покровка пещерный храм, давший второе, неофициальное название обители — «Святые пещеры». Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» побывал в заваленных в советское время и раскрытых в начале 2000-х годов пещерах и узнал, как возрождается монашеская жизнь в обители, некогда основанной казаком. PDF-версия.
14 января 2021 г. 13:40
|